Грим и костюмы творят чудеса, ведь способны превратить комика в трагика, мужчину в женщину, обычного мальчика из плоти и крови в деревянного… Сегодня вспомним несколько интересных актёрских перевоплощений.
Георгий Милляр
В конце 30-х главный по сказкам — Александр Роу — искал для фильма «Василиса Прекрасная» Бабу-ягу. Список кандидаток, среди которых выделялась Фаина Раневская, был внушительный, но ни одна актриса режиссёра не убедила. Тогда на роль старухи попросился Милляр, рассудив, что женщинам будет непросто носить уродующий их грим, а Георгий Францевич готов был стерпеть всё. Он знал, о чём говорит, потому что с юных лет обитал в театре: подрабатывал бутафором, а также наблюдал за творчеством гримёров. Став артистом, Милляр часто самостоятельно готовился к спектаклям перед зеркалом, на съёмках «Василисы Прекрасной» же над образом ведьмы колдовала целая группа специалистов. Чтобы приступить к смене, актёру приходилось сидеть на гриме по 6 часов, испытывая серьёзный дискомфорт (однажды ему вовсе сожгли лицо перекисью водорода).
Характер своей героини Милляр срисовал с соседки по коммунальной квартире:
«Обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у неё был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить!».
Сергей Юрский и Наталья Тенякова
В 70-е Наталья Тенякова вслед за Сергеем Юрским переехала из Ленинграда в Москву, оставив Большой Драматический театр, где значилась ведущей артисткой. А в 80-е пустилась с ним в авантюру под названием «Любовь и голуби».
Юрскому предложили роль дяди Мити — человека пожившего, фронтовика, так что Сергею Юрьевичу предстояло долго гримироваться. Длительные поиски исполнительницы роли бабы Шуры привели ассистентов Владимира Меньшова к Теняковой, поэтому ей тоже пришлось состариться, причём ещё сильнее, чем мужу, ведь она была младше него на 9 лет (актрисе было только 38).«Меня так гримировали... Хоть утюгом разглаживай», — говорила актриса. Перед съёмками супругам на лица наносили специальную плёнку, которая, высыхая, оставляла эффект морщин. После каждой смены плёнку «сдирали чуть ли не с мясом», так что участие в картине подарило Теняковой не только всесоюзную славу, но и проблемы с кожей.
Несмотря на успех, Наталья Максимовна гораздо больше любит театр:
«Мне никогда не нравилось сниматься в кино. Это скучно. Снимают кусками: то начнут с конца, потом — с середины. А в театре играешь на одном дыхании: с первой минуты и до последней».
Борислав Брондуков
Многие зачисляют Борислава Николаевича в почётную когорту «гениев второго плана». Как правило, в числе его самых ярких ролей вспоминают алкоголика Федула из «Афони», инспектора Лестрейда из «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона» или, например, ковбоя Денли из «Человека с бульвара Капуцинов», который не любил синематограф. Приклеившееся амплуа оставляло отпечаток и на образе самого актёра, однако Брондуков, по словам его жены Екатерины Петровны, был человеком дисциплинированным и воспитанным. Во многом брал пример с Евгения Леонова и был готов к драматическим ролям.
До «Афони» и других хитов в фильмографии актёра можно отыскать «Семью Коцубинских», где Брондуков перевоплотился в Николая II. Нехитрый грим сделал из признанного комика последнего из Романовых.
Дмитрий Иосифов
В середине 70-х Инна Веткина написала сценарий для мультфильма, но в итоге режиссёр Леонид Нечаев сделал из него кино. 9-летнего Диму Иосифова он увидел в минском метро: мальчик вместе с бабушкой бежал на поезд, чтобы успеть на тренировку по фигурному катанию. Изначально Дима должен был играть Арлекино, но исполнителя роли Буратино не нашлось, так что юного артиста «повысили» до заглавного персонажа.
Чтобы сделать из Иосифова деревянного мальчика, ему сбрили волосы и брови: причёской служила имитация стружки, брови нарисовали новые (там, где велел режиссёр). Длинный накладной нос доставлял массу неудобств: улыбаться и морщиться было больно, да и почесать родной нос не представлялось возможным. Всего на грим уходило около двух с половиной часов.
«Меня долго приручали. Я же увиливал от съёмок, жалуясь на боли в животе. Мне, правда, было страшно поначалу», — признался Дмитрий.
Олег Табаков
Режиссёру фильма «Мэри Поппинс, до свидания» Леониду Квинихидзе пришлось поломать голову, чтобы собрать подходящий актёрский состав. Почти все позиции вызывали у постановщика сомнения, кроме одной — миссис Юфимии Эндрю, которую Квинихидзе сразу предложил сыграть Табакову. Олегу Павловичу такое хулиганство было по душе, и он, конечно, согласился.
На пробы актёр пришёл уже подготовленным: с макияжем, накладным бюстом и коронкой на зубе, которая придавала образу «арестантский вид». Режиссёр велел коронку снять. На съёмках Табаков дополнил образ ярким маникюром и сложной укладкой. Кроме того, артист ради роли побрил ноги. Вся площадка буквально лежала от смеха, увидев актёра в полной боевой готовности.
«Табакову нельзя дать какую-то установку, он — тайфун, молодец и великий профессионал. Актёр пришёл готовый и всё сделал. Это восторг», — отзывалась о работе коллеги Наталья Андрейченко.
Фото: соцсети, кадры из фильмов