Найти тему

Русский язык 4 класс Закожурникова. Изложение текста "В жаркие страны"

1. Подготовка к изложению. Угадайте, о ком говорится в загадке:

Спереди шильце, сзади - вильце,

На груди белое полотенце.

  • Правильно, это ласточка. Посмотрите на фотографию этой птицы. О каких приметах ласточки сказано в загадке? (Клювик острый, хвостик двойной, грудка белая).

- Кто из вас видел ласточку? В какое время года это было? Можно ли увидеть ласточек зимой?

Ласточки - перелётные птицы. Они улетают на юг рано, как только начинаются первые похолодания и исчезают насекомые. Ласточки летят стаями.

2. Сообщение темы урока. Сегодня вы будете писать изложение текста о перелете ласточек в теплые края. Рассказ так и называется "В жаркие страны".

-2

3. Чтение текста учителем и составление плана учениками. Послушайте текст:

-3

Вам нужно будет самостоятельно составить план текста. Сейчас я буду перечитывать текст по частям, а вы записывать заголовки каждого пункта плана. Учитель читает текст абзацами, после прочтения каждого абзаца задает вопросы по содержанию, самые удачные ответы записывает на доске.

Чтение первой части.

  • О чем говорится в первом абзаце? (О небе, о тучах, о воздухе, об инее, о насекомых).
  • Что говорится о небе? (Оно свинцовое, с темными облаками).
  • Что сказано о воздухе? (Воздух по утрам свежий, прохладный).
  • Всё это приметы какого времени года? (Осени).

Придумайте заголовок к этой части текста и запишите под цифрой 1. (Несколько учащихся предлагают свои заголовки, например, "Наступила осень".)

Чтение второй части.

  • Какую картину увидел Ваня? (Мальчик выглянул в окно и увидел, как ласточки собираются в стаи на дереве, на крыше, на изгороди).
  • Что за дерево "ветла"? (Ива).
-4

- Каким словами показано, что ласточек собралось очень много? (Снизу доверху усеяна, огромная стая, покрыли серой пеленой).

  • Все ли ласточки уже собрались? (Нет, прилетали все новые и новые).

Подумайте, как озаглавить эту 2 часть. ("Ласточки собираются").

Чтение третьей части.

  • Что сделали ласточки перед отлетом? (Сначала они затихли, потом защебетали, взлетели, сделали несколько кругов и улетели).

В этом отрывке есть длинное предложение с запятыми. Учитель его зачитывает с паузами: "Вдруг все ласточки, сколько их было, защебетали, замахали крылышками, поднялись, сделали несколько кругов и темным облачком унеслись на юг."

  • Какими словами показано, что ласточки замолчали? (Наступила мертвая тишина).
  • Каким словами показано, как ласточки улетели? (Понеслись темным облачком).

Это очень красивые образные выражения. Их желательно использовать в сочинении. Фразы записываются на доске.

Придумайте заголовок к 3 части. ("Ласточки улетели").

Чтение четвертой части.

  • Как летают ласточки? (Очень быстро).
  • Какими словами показана скорость перелета ласточек? (Сегодня они у нашего дома ловят мух, послезавтра уже на юге, а через несколько дней уже в Африке).

Подумайте и запишите заголовок к 4 части. ("Быстрый перелет в Африку").

3. Повторное чтение текста и орфографическая работа. Сейчас я прочитаю текст еще раз, а вы мне назовете сложные для написания слова, я их запишу на доске. Ученики называют слова по слогам, пробуют сами объяснить их написание или подсказывает учитель.

4. Письмо сочинений. Запишите в тетрадях заголовки:

Изложение.

В жаркие страны.

Приступайте к письму. Используйте план и слова на доске.

5. Проверка изложений. Ученики проверяют свои сочинений дважды. Первый раз - проверка содержания, передан ли смысл рассказа. Второй раз - проверка грамотности.