1. Подготовка к изложению. Угадайте, о ком говорится в загадке:
Спереди шильце, сзади - вильце,
На груди белое полотенце.
- Правильно, это ласточка. Посмотрите на фотографию этой птицы. О каких приметах ласточки сказано в загадке? (Клювик острый, хвостик двойной, грудка белая).
- Кто из вас видел ласточку? В какое время года это было? Можно ли увидеть ласточек зимой?
Ласточки - перелётные птицы. Они улетают на юг рано, как только начинаются первые похолодания и исчезают насекомые. Ласточки летят стаями.
2. Сообщение темы урока. Сегодня вы будете писать изложение текста о перелете ласточек в теплые края. Рассказ так и называется "В жаркие страны".
3. Чтение текста учителем и составление плана учениками. Послушайте текст:
Вам нужно будет самостоятельно составить план текста. Сейчас я буду перечитывать текст по частям, а вы записывать заголовки каждого пункта плана. Учитель читает текст абзацами, после прочтения каждого абзаца задает вопросы по содержанию, самые удачные ответы записывает на доске.
Чтение первой части.
- О чем говорится в первом абзаце? (О небе, о тучах, о воздухе, об инее, о насекомых).
- Что говорится о небе? (Оно свинцовое, с темными облаками).
- Что сказано о воздухе? (Воздух по утрам свежий, прохладный).
- Всё это приметы какого времени года? (Осени).
Придумайте заголовок к этой части текста и запишите под цифрой 1. (Несколько учащихся предлагают свои заголовки, например, "Наступила осень".)
Чтение второй части.
- Какую картину увидел Ваня? (Мальчик выглянул в окно и увидел, как ласточки собираются в стаи на дереве, на крыше, на изгороди).
- Что за дерево "ветла"? (Ива).
- Каким словами показано, что ласточек собралось очень много? (Снизу доверху усеяна, огромная стая, покрыли серой пеленой).
- Все ли ласточки уже собрались? (Нет, прилетали все новые и новые).
Подумайте, как озаглавить эту 2 часть. ("Ласточки собираются").
Чтение третьей части.
- Что сделали ласточки перед отлетом? (Сначала они затихли, потом защебетали, взлетели, сделали несколько кругов и улетели).
В этом отрывке есть длинное предложение с запятыми. Учитель его зачитывает с паузами: "Вдруг все ласточки, сколько их было, защебетали, замахали крылышками, поднялись, сделали несколько кругов и темным облачком унеслись на юг."
- Какими словами показано, что ласточки замолчали? (Наступила мертвая тишина).
- Каким словами показано, как ласточки улетели? (Понеслись темным облачком).
Это очень красивые образные выражения. Их желательно использовать в сочинении. Фразы записываются на доске.
Придумайте заголовок к 3 части. ("Ласточки улетели").
Чтение четвертой части.
- Как летают ласточки? (Очень быстро).
- Какими словами показана скорость перелета ласточек? (Сегодня они у нашего дома ловят мух, послезавтра уже на юге, а через несколько дней уже в Африке).
Подумайте и запишите заголовок к 4 части. ("Быстрый перелет в Африку").
3. Повторное чтение текста и орфографическая работа. Сейчас я прочитаю текст еще раз, а вы мне назовете сложные для написания слова, я их запишу на доске. Ученики называют слова по слогам, пробуют сами объяснить их написание или подсказывает учитель.
4. Письмо сочинений. Запишите в тетрадях заголовки:
Изложение.
В жаркие страны.
Приступайте к письму. Используйте план и слова на доске.
5. Проверка изложений. Ученики проверяют свои сочинений дважды. Первый раз - проверка содержания, передан ли смысл рассказа. Второй раз - проверка грамотности.