Найти в Дзене
Вижу красоту

«Малая» скульптура в нашем доме

Евгения Гатилова. Скульптура «Девушка на этюдах». 1956. Дулёво. Высота 15,8 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 18436. Госкаталог: 7513840.
Евгения Гатилова. Скульптура «Девушка на этюдах». 1956. Дулёво. Высота 15,8 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 18436. Госкаталог: 7513840.

Друзья, рекомендую прочесть критическую статью 1966 года о необходимости найти место в нашей жизни и жилище для образной малой пластики академического построения, но не иллюстративно детализированной, при этом ругающей довольно жёстко минималистичную скульптуру в лице знаменитого Жирафёнка из Конаково иконы стиля 1960-х годов. Взгляните!

Митлянский Д. «Малая» скульптура в нашем доме (Трибуна) // Декоративное искусство СССР, 1966. – № 9 (106). – С. 9–11.

Хочу попытаться разобраться в причинах исчезновения «мелкой пластики».

Будем справедливы – для неё есть ещё прибежища: шоколадные медали, фигуры спортсменов, кубки-призы, пластмассовые сувениры и металлические ящерки на «русских самоцветах». Вспомните, каким был интерьер квартиросъёмщика лет 15 назад.

Аста Бржезицкая. Скульптура «Народная артистка СССР Тамара Макарова в роли “Хозяйки медной горы”». 1950. Дулёво. Высота 37,9 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11456. Госкаталог: 13975513. Источник: kuskovo.museum-online.moscow
Аста Бржезицкая. Скульптура «Народная артистка СССР Тамара Макарова в роли “Хозяйки медной горы”». 1950. Дулёво. Высота 37,9 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11456. Госкаталог: 13975513. Источник: kuskovo.museum-online.moscow

Сервант украшали фарфоровые боярышни (иллюстрации к Бажову на уровне картинок в хрестоматиях для церковно-приходских школ) и собачки, заменившие слоников.

Софья Велихова. Скульптура «Ленин в детстве». 1951. ЛФЗ. Высота 14,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11684. Госкаталог: 27345827.
Софья Велихова. Скульптура «Ленин в детстве». 1951. ЛФЗ. Высота 14,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11684. Госкаталог: 27345827.

На стенах «радовали» глаз блюда с рельефами – грибами и плодами. Лепные гирлянды, переливаясь потёками разноцветной глазури, пышно украшали вазочки, почти античные по форме. До ангелочков дело не дошло, но «детская тематика» вышла на ближние подступы к ним.

Все это отлично вязалось с плюшевыми скатертями, машинными гобеленами (альпийский пейзаж с оленем) и вышивками домашней работы (голубки, маки и киски), но было чуждо новым домам и новой жизни.

Женские календари и популярные журналы завели страничку – как современно обставить свою квартиру. На броских эскизах архитекторов элегантно сочетались висячие кашпо, полочка-лесенка, на которой вперемешку с керамическими сосудами рассыпалась лёгкая стайка книг – свидетельство интеллигентности хозяина, понятое и учтённое проектировщиком, торшер и миниатюрный столик с двумя-тремя журналами (лучше всего – «Польша» и «Спутник кинофестиваля»).

Как всякий типовой проект в эпоху типового строительства, он был осуществлён в огромном количестве квартир. Всяк входящий видел, что теперь квартиросъемщик – человек не чуждый моды, современный, а главное – оригинальный.

Владимир Сергеев (модель). Фаина Крохина (роспись). Скульптура «Жирафёнок». 1960. Конаково. Высота 24,1 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФС 2347. Госкаталог: 41390898.
Владимир Сергеев (модель). Фаина Крохина (роспись). Скульптура «Жирафёнок». 1960. Конаково. Высота 24,1 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФС 2347. Госкаталог: 41390898.

Для образной пластики места не осталось, чем специалисты по интерьеру и не были особенно расстроены. Правда, так как природа не терпит пустоты, на полочки взобрались пластмассовые и фарфоровые жирафы (беднягам не повезло: они потеряли одну конечность, три оставшиеся были ампутированы ниже колена) и стали столь же обязательным свидетельством хорошего вкуса хозяина квартиры, как лежащий тигрёнок за задним стеклом его машины.

Только ли пресса и «дизайнеры жилья», в ней сотрудничающие, виноваты в пластической скудости наших жилищ и общественных помещений? Сказать так несправедливо.

Ассортимент скульптуры в магазинах энтузиазма не вызовет. Почему? Начнём с её авторов.

Конечно, период боярышень да козочек отразился и на них.

Алексей Сотников. Скульптура «Ягнёнок». 1937. Дулёво. Высота 34,9 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФС 1216. Госкаталог: 10335693.
Алексей Сотников. Скульптура «Ягнёнок». 1937. Дулёво. Высота 34,9 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФС 1216. Госкаталог: 10335693.

Остроумные и энергичные художественные решения, складывавшиеся в традицию в 1930-е годы, были объявлены формализмом и преданы анафеме.

Экспонат Государственного музея керамики в Кусково
Экспонат Государственного музея керамики в Кусково

Вспомните «Чайханщика» и «В старом Самарканде» И. Фрих-Хара, его «Голубей», «Пушкина». Вспомните фарфор А. Сотникова – маленьких зверей, «Ягнёнка», «Птицу», камерные фонтаны «Рыба», «Лягушка».

Иван Ефимов. Скульптура «Кошка на шаре». 1934–1935. Конаково. Высота 38,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФС 1623. Госкаталог: 7010279.
Иван Ефимов. Скульптура «Кошка на шаре». 1934–1935. Конаково. Высота 38,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФС 1623. Госкаталог: 7010279.

Вспомните «Кошку на шаре» И. С. Ефимова, его «Зебру» и кованого «Карпа», хранящихся в Третьяковской галерее; чайник «Курица», «Бычка» и обнажённые фигурки С. Лебедевой; «Эпроновца» В. Мухиной, группу «Театр» и фигуру «Образцов» И. Слонима. Вспоминать есть о чём.

Илья Слоним. Скульптура «Образцов С.В. с куклами». 1949. Ленинград. Высота 32,6 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11453. Госкаталог: 13316133.
Илья Слоним. Скульптура «Образцов С.В. с куклами». 1949. Ленинград. Высота 32,6 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11453. Госкаталог: 13316133.

Несмотря на достижения отдельных авторов – П. Добрынина, М. Холодной, 3. Баженовой, С. Орлова, – искусство, пришедшее на смену, было тоскливым.

Прокопий Добрынин. Скульптура «Геркулес». 1940-е. Рига. Высота 30 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 16909. Госкаталог: 17777020.
Прокопий Добрынин. Скульптура «Геркулес». 1940-е. Рига. Высота 30 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 16909. Госкаталог: 17777020.

В переоценке ценностей, наступившей в середине 1950-х годов, опираться на предшествующие традиции оказалось невозможно. Художники вынуждены были преодолевать инерцию предыдущих лет, и это было не просто. Постепенно «воспряли» А. Сотников, И. Фрих-Хар, развернулись О. Малышева, Н. Бессарабова, появились новые имена – С. Вайнштейн-Машурина, Шушкановы, А. Белашов, М. Фаворская.

Светлана Ванштейн-Машурина (Асерьянц). Скульптура «Дружба». 1957. Вербилки. Высота 14,6 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 14950. Госкаталог: 7396476.
Светлана Ванштейн-Машурина (Асерьянц). Скульптура «Дружба». 1957. Вербилки. Высота 14,6 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 14950. Госкаталог: 7396476.

Я говорю в основном о работах в керамике, так как они наиболее удобны для массового воспроизводства в материале, а потому в первую очередь попадают (вернее, могли бы попасть) к людям. Произведения из дерева, бронзы и камня трудно тиражируемы, потому лежат несколько вне моей темы.

Алексей Сотников. Скульптура «Лев в цирке». 1962–1966. Дулёво. Высота 10,7 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 18950. Госкаталог: 20534501.
Алексей Сотников. Скульптура «Лев в цирке». 1962–1966. Дулёво. Высота 10,7 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 18950. Госкаталог: 20534501.

В целом вещи последних лет не складываются в стиль – они несут следы слишком многих влияний. Чтобы уйти от подслащённого натурализма 1940-х – начала 1950-х годов, одни кидаются к стилизаторству (его первая жертва – народное искусство), другие упрощают и геометризуют без всякой меры форму, третьи загипнотизированы Западом.

Виктор Филимонов (модель). Виктор Гаврилов (роспись). Скульптура «Буслы». 1963. Минск. Высота 28,6 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 13052. Госкаталог: 31640115.
Виктор Филимонов (модель). Виктор Гаврилов (роспись). Скульптура «Буслы». 1963. Минск. Высота 28,6 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 13052. Госкаталог: 31640115.

Вещи, которые я назвал, мы знаем по выставкам или музеям, но сервиз для музея или мебель для выставки – это ненормально.

Леонид Богданов (модель). Виктор Гаврилов (роспись). Скульптура «Лошадка». 1962–1963. Минск. Высота 14 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 13053. Госкаталог: 31640084.
Леонид Богданов (модель). Виктор Гаврилов (роспись). Скульптура «Лошадка». 1962–1963. Минск. Высота 14 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 13053. Госкаталог: 31640084.

А в магазинах предлагают упомянутых «жирафов» и прочее эрзац-искусство стиля «обмылок», рассчитанное на «среднего», массового потребителя.

Леонид Богданов (модель и роспись). Скульптура «Белорусский танец». 1962. Минск. Высота 4,6 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 13054. Госкаталог: 31640104.
Леонид Богданов (модель и роспись). Скульптура «Белорусский танец». 1962. Минск. Высота 4,6 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 13054. Госкаталог: 31640104.

Но ведь нельзя сводить всё массовое искусство к уровню сувениров. Не все граждане – туристы. Покупателя требовательного они не привлекут. Ему бы чего-нибудь потоньше и поинтереснее, пусть подороже. Подороже-то есть, но интереснее?

Василий Юдицкий (модель). Виктор Гаврилов (роспись). Скульптура «Рябинка». 1963. Минск. Высота 12,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 13055. Госкаталог: 31640085.
Василий Юдицкий (модель). Виктор Гаврилов (роспись). Скульптура «Рябинка». 1963. Минск. Высота 12,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 13055. Госкаталог: 31640085.

Я представляю, что творилось бы в художественных салонах, если бы там появились те керамические рельефы Леже, что мы видели на его выставке. Но вот представить себе, что было бы с Леже, когда он увидел бы привезённый с завода тиражный экземпляр, – не решаюсь.

Харрисон Форман. Витрина магазина «Детский мир» в Москве. 1959
Харрисон Форман. Витрина магазина «Детский мир» в Москве. 1959

Невероятно упала культура производства: роспись и форма рассчитаны на вал. Авторы вынуждены приспосабливаться к уровню работы завода. Грубость и аляповатость заданы как параметр с самого начала.

Поэтому, когда автор предлагает, а Художественный совет принимает хорошую модель, в производство она не попадает. Это гарантировано. Почему? Есть выражение: «секреты производства». Это один из таких секретов. Работы Сотникова – ликёрный прибор «Утка», «Кукушка», «Коза» – приняты к тиражу, но не пошли. Так же «Голуби» и «Карандаш» И. Фрих-Хара, «Девочка с бабочкой» (маленькая) С. Лебедевой. «Артист С. Корень в роли Меркуцио» В. Мухиной десятки лет «придаётся» к шоколадным наборам, а вот её же гораздо лучший «Эпроновец» сохранился лишь в нескольких экземплярах.

-19

Неисповедимы пути Главфарфора, пичкающего граждан балеринами и закрывающего дорогу Сотникову!

Поэтому, когда автор предлагает, а Художественный совет принимает хорошую модель, в производство она не попадает. Это гарантировано. Почему? Есть выражение: «секреты производства». Это один из таких секретов. Работы Сотникова – ликёрный прибор «Утка», «Кукушка», «Коза» – приняты к тиражу, но не пошли. Так же «Голуби» и «Карандаш» И. Фрих-Хара, «Девочка с бабочкой» (маленькая) С. Лебедевой. «Артист С. Корень в роли Меркуцио» В. Мухиной десятки лет «придаётся» к шоколадным наборам, а вот её же гораздо лучший «Эпроновец» сохранился лишь в нескольких экземплярах.

Нина Малышева. Скульптура «Юная балерина». 1950. Дулёво. Высота 15,1 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11655. Госкаталог: 12147419.
Нина Малышева. Скульптура «Юная балерина». 1950. Дулёво. Высота 15,1 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11655. Госкаталог: 12147419.

Если бы серьёзно привлечь к работе талантливых художников, и если бы они задали направление, то потом уровень произведений подтягивался бы к ним, а не к «Жирафу».

Маргарита Пермяк. Скульптура «Утро». 1959. Вербилки. Высота 24,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 12131. Госкаталог: 29070769.
Маргарита Пермяк. Скульптура «Утро». 1959. Вербилки. Высота 24,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 12131. Госкаталог: 29070769.

Очень жалко, что на устраиваемых у нас демонстрациях мебели не продумывают размещения художественных произведений в интерьере, что серьёзные журналы, в первую очередь журналы по искусству, например «Декоративное искусство СССР», не заведут раздела «Внимание!», где следовало бы сообщать о том, что Гжельский керамический завод предлагает покупателям настенный рельеф работы Н. Н., и помещать фото: «Вот как хорошо он смотрится в простенке. Принимается подписка». Можно и наоборот: «Гжельский керамический завод выпустил недавно фигурку А. А. Осторожно – пошлятина!» Ведь за границей журналы того же примерно профиля «Domov», «Art Décoration», «Umění a řemesla» [Чехословакия] так и поступают.

И телевидение, и кино, и «Творчество», и «Советская культура», и другие газеты и журналы должны серьёзно и ответственно рекомендовать советским людям те произведения искусства, которые будут совершенствовать их вкус, радовать их взгляд и возбуждать чувства добрые.

Ольга Богданова. Скульптура «Хоровод». 1956. Дулёво. Высота 10,8 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 18690. Госкаталог: 7513996.
Ольга Богданова. Скульптура «Хоровод». 1956. Дулёво. Высота 10,8 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 18690. Госкаталог: 7513996.

Кажется, что стоит встряхнуться от долгой спячки самим предприятиям – и в работе с авторами, и в общении с покупателями? Начать выпуск малосерийных вещей, где каждый экземпляр должен быть сделан или по крайней мере апробирован и подписан автором.

Нужно найти формы совместной работы со смежными искусствами – архитектурой, стенной живописью, графикой, дизайном. Вместе создавать комплексные оформления интерьера, в том числе несложные и недорогие, например, предложить оформление детского сада или столовой в жилом доме, фойе кинотеатра или сельского клуба.

Надо практиковать именные заказы мастерам. Почему, например, такому прекрасному мастеру рельефа, как И. Чайков, не заказать серию керамических барельефов? – И устраивать конкурсы.

Идей у всех много. Пора бы приступить к их реализации.

Несмотря на то, что «малая» скульптура объявлена «не модной» и почти исчезла из магазинов и из современных квартир, лучшие её образцы продолжают жить.

Мы сделали несколько фотоснимков в квартирах художников, которые с любовью собирают и хранят керамическую и деревянную скульптуру своих коллег и народных мастеров, отливки и фотографии с классических произведений. Все они находят себе место дома и живут в мире современных вещей.

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив