Пассажирский самолет Ан-24 рейса 244 оторвался от взлетной полосы Батумского аэропорта и стал набирать высоту, взяв направление на Сухуми. Обычный рейс, лететь всего полчаса. На борту 46 пассажиров и 5 членов экипажа.
Внезапно лайнер изменил курс и направился в сторону турецкой границы. Этот маневр зафиксировали пограничные службы СССР. Борт стало резко кидать из стороны в сторону. Он то поднимался, то резко уходил вниз. Делал виражи. Казалось, катастрофа неизбежна.
Но связаться с экипажем операторам пограничников не удалось. Не отвечал он и на запросы контрольно-диспетчерского пункта аэропорта. Борт 244 молчал и вскоре покинул воздушное пространство СССР. Ни один человек на Земле в те минуты не догадывался, какая трагедия разыгрывается в воздухе.
Эта история произошла 15 октября 1970 года. В СССР произошла трагедия: первый захват воздушного судна террористами. И кто-то должен был встать на их пути. Подвиг ценою в одну человеческую жизнь и спасенные жизни авиапассажиров.
В 12 часов 30 минут пассажирский самолет Ан-24 получил разрешение на взлет. Для экипажа это был последний этап долгого двухдневного перелета. Сухуми-Сочи, Сочи-Батуми. И, наконец, обратно в Сухуми, домой.
Через пять минут после взлета в самолете раздались первые выстрелы.
А ее через две минуты бортпроводница Надежда Курченко получила смертельное ранение.
Всего семь минут. И вся жизнь.
За сутки до трагедии экипаж Ан-24 с бортовым номером 46 256 Сухумского авиаотряда собрался у медицинского кабинета аэропорта. Обязательная проверка самочувствия перед рейсом.
Пока ждали, подтрунивали над бортпроводницей Курченко. -Что ж ты, Надя, замуж собралась, а самых близких тебе людей нас на свадьбу не пригласила?
Она оправдывалась, что не успела.
Комиссию прошли успешно. -Вас не только в небо, в космос можно запускать, - пошутил медик.
Пять членов экипажа: командир Георгий Чахракия, второй пилот Сулико Шавидзе, бортмеханик Оганес Бабаян, штурман Валерий Фадеев и бортпроводница Надежда Курченко поспешили к самолёту.
Надя не мечтала стать стюардессой. Так сложилось. В 1968 году Надежда окончила сельскую школу-интернат в Удмуртии.
И чтобы помочь матери, которая одна поднимала троих детей, уехала в Сухуми к дяде. Он работал в аэропорту. Сначала Надя немного поработала в бухгалтерии, потом ее взяли стюардессой.
-Ее невозможно было не взять стюардессой. Потому что она была очень общительная. У нее были светлые волосы, белое личико, фигурка изящная, ножки ровненькие, зубки один в один.
А глаза голубые-голубые. И волосы пушистые такие.
Евдокия Минина. Бортпроводница, подруга Надежды Курченко.
Молодая, обаятельная, внимательная бортпроводница с очаровательной улыбкой часто влюбляла в себя пассажиров. Особенно молодых и неженатых. Они просили адрес, телефон. И даже осаждали отдел кадров, мечтая раздобыть заветную информацию. Но сердце Надежды было занято.
-Она собиралась замуж. У нее был симпатичный парень - Володя Пашко, который учился в Политехническом институте в Ленинграде.
Она родилась 29 декабря. Он должен был приехать к ней на день рождения и тогда же расписаться. А 15 октября ее не стало. Она не дожила до своего 20-летия.
Евдокия Минина. Бортпроводница, подруга Надежды Курченко.
15 октября 1970 года. Через 4 минуты после взлета Надежда раздала пассажирам взлетные конфеты, рассказала расположение аварийных выходов, представила экипаж, проверила, все ли пристегнуты. И поспешила в свое кресло. Самолет начал разгон.
Через 4 минуты загорелась тревожная кнопка вызова стюардессы. В Ан-24 место бортпроводника находится в хвосте самолета, а помощь требовалась пассажирам на первом ряду. Вставать при взлете нельзя.
Только в экстренных случаях, если пассажиру стало плохо.
Надежда поспешила по проходу узнать, что случилось. Мужчина средних лет в форме советского офицера протянул Наде конверт и, глядя прямо в глаза, приказал: -Передай экипажу.
Записку из конверта Надежда прочла в двух шагах от кабины пилотов. Текст был набран на машинке.
Приказ №9.
1. Приказываю лететь по указанному маршруту.
2. Прекратить радиосвязь.
3. За невыполнение приказа - смерть.
(Свободная Европа). П.К.З.Ц. Генерал Крылов (подпись печать).
Сейчас уже никто не узнает, о чем думала Надежда Курченко в тот момент. Однако конверт ей передал советский офицер. В записке приказ с подписью генерала. Захвата самолета в истории СССР еще не было, и требования лететь по указанному маршруту могло быть делом особой государственной важности.
Возможно, на это и был расчет террористов. Но нервы у бандитов не выдержали.
Надежда не успела передать конверт пилотам, как один из бандитов с криками: -Летим в Турцию! - ворвался в багажный отсек с оружием в руках.
Увидев направленный на нее обрез, Надя крикнула: -Нападение! Они вооружены!
Террористов было двое. Зрелый мужчина и юноша, на вид лет пятнадцати. Отец и сын. Старший рванул в багажный отсек, младший остался в салоне, держа на мушке пассажиров. Надя заслонила собой кабину пилотов и жестко сказала: -Вам сюда нельзя. Вернитесь на свое место.
Такого решительного отпора угонщик не ожидал. Он попытался оттолкнуть стюардессу, но Надя еще крепче ухватилась за ручку двери.
Тогда террорист выстрелил. Пуля попала в бедро. Раненая Надя, напрочь забыв про инстинкт самосохранения, бросилась на него, пытаясь выбить из рук оружие.
Услышав за дверью крики и звуки борьбы, командир корабля Георгий Чахракия резко накренил борт влево, а затем вправо. В следующую секунду самолет пошел круто вверх. Пилоты старались сбить террористов с ног.
Именно эти кульбиты в небе и наблюдали наземные службы. Схватка террориста и бортпроводницы Нади Курченко длилась не более минуты. Вторая пуля пробила потолок.
Один из пассажиров, который тоже сидел в первом ряду, попытался встать и помочь девушке, но тут же был сражен пулей. Несмотря на юный возраст, младший из угонщиков, не раздумывая, стрелял в людей. Другой рукой он вытащил гранату. "Если кто встанет, взорву самолет".
Силы Надежды были на исходе. Старший террорист выстрелил еще раз в упор. Надя рухнула прямо у двери кабины пилотов, даже теряя сознание, пытаясь не пропустить бандитов дальше.
Бандиты заскочили в кабину, начали в истерике кричать, чтобы летели в Турцию. Штурман пытался им противостоять, но они выстрелили и в него, попав в легкое. Командир экипажа предпринял меры при помощи перегрузок, чтобы бандиты потеряли ориентацию.
Но бандиты заметили его манипуляции и выстрелили в командира. Командир корабля и штурман ранены. Самолет уходит в пике. Но террористы продолжали стрелять.
-Один все время кричал: -Коммунисты давайте разворачивайте самолет в сторону Турции.
Никакой жалости к членам экипажа он не имел, вел себя хуже зверя. Далее я ощутил, как пуля попала мне в область поясницы. Кабина начала вращаться перед глазами, и я потерял сознание.
Оганес Бабаян. Бортмеханик.
Невредимым оставался только один пилот: Сулико Шавидзе. Позже будут говорить, что террористы специально оставили дееспособным только одного члена экипажа, который смог бы довести самолет до пункта назначения.
На самом деле это было не так. Шавидзе спасло чудо. Пуля, выпущенная в спину, застряла в металлической стойке сиденья.
-Глянул на своего командира. Он прошептал, что он ранен. Под его кресло шла кровь. Я посмотрел на бандита, он держал в руках гранату и сказал: -Бесполезно. Все равно взорву самолет.
Его сын навел на меня пистолет. Мне ничего не оставалось, как повернуть самолет.
Сулико Шавидзе. Второй пилот.
Экипаж подчинился воле преступников, чтобы спасти пассажиров, и изменил курс на турецкий аэропорт Трабзон. В этот момент командир корабля Георгий Чахракия пришел в себя.
-Я видел, как бандиты ногами наступали на лежавшую и истекающую кровью Надю Курченко.
Георгий Чахракия. Командир корабля.
Среди пассажиров был медик, но оказать первую помощь девушке ей не дали. Никто не мог приблизиться к кабине пилотов. Террористы сразу начинали стрелять. Пассажиры с ужасом следили за всеми движениями, которые совершал самолет.
Раненый Георгий Чахракия был частично парализован. Пуля попала в позвоночник. Превозмогая боль, он взялся за штурвал. В этот момент ему больше всего хотелось уничтожить этих зверей. В узком кругу друзей он рассказывал, что у него так вскипела кровь, что он хотел “вмазать” самолет в гору. Но потом подумал: а при чем здесь пассажиры. Их 46. И отогнал от себя эту мысль.
Младший террорист стрелял поверх сидений, не давая пассажирам встать и вмешаться в ситуацию. Позже специалисты насчитают 24 пробоины в корпусе самолета. Специалисты подчеркнули качество самолета.
-Надо поклониться конструктору Антонову. Самолет был сконструирован так, что особо опасные коммуникации были грамотно уложены.
Олег Смирнов. Председатель комиссии по Гражданской авиации.
Но даже в самом надежном самолете сквозное отверстие - это разгерметизация, которая на больших высотах приводит к катастрофе. Из-за перепада давления и отсутствия кислорода разгерметизация может привести к мгновенной смерти всех живых на борту. Знали ли об этом террористы? Наверняка.
Но все их действия были столь нелогичны: стрельба на поражение в членов экипажа, беспорядочная пальба в самолете, которая могла погубить и их самих. Согласно оценке военных психологов, подготовка и готовность - это два разных понятия.
Они не смогли себя преодолеть. Что привело к тому, что они действовали исходя из действий инстинктов, а не разума. Поэтому столько нелогичных, непоследовательных и неграмотных действий.
Командир корабля Георгий Чахракия попробовал обмануть преступников, уйти в облака и посадить самолет в военном аэродроме в Кобулети на территории нашей страны. Заметив маневр, угонщики пригрозили взорвать самолет в случае любых попыток нарушить их требования.
Они запретили подниматься выше 800 метров и отклоняться от курса на Трабзон. Подлетное время до Трабзона не больше 20 минут.
Но это чужая территория и чужой аэродром. И как посадить самолет без знания технических характеристик полосы и тем более без связи с диспетчером.
Теперь все зависело от раненого командира и второго пилота. По международным правилам самолет не имеет права нарушать воздушное пространство ни одной страны, не предупредив об этом. В противном случае воздушное судно может быть сбито ракетой ПВО или истребителем.
Но на Земле поняли: что-то не то.
Поэтому Батуми предупредила Турцию, что, возможно, самолет будет приземляться у них.
За 10 минут до приземления в аэропорту Трабзона под прицелом террористов пилоты вели самолет как во сне. Приближаясь к аэропорту, второй пилот Сулико Шавидзе выпустил красную, а следом зеленую ракету, что означало: Требую экстренную посадку.
Пробитый Ан-24 приземлился в турецком аэропорту. Наземные службы Трабзона были готовы. Значит, действительно получили предупреждение с Земли. На полосе были пожарные машины и машины “скорой помощи”. Аэропорт был оцеплен военными.
Когда все пассажиры покинули самолет, террористы со словами: "Вот она! Свобода!" сложили оружие и сдались турецким властям.
Террористами оказались уроженцы Литвы. Отец и сын Бразинскасы. Пранас и Альгирдас. Турецким властям они представились борцами за свободу Литвы, членами националистической организации, действующей на территории Прибалтики.
Старший Пранас был дважды судим за хищение государственного имущества. Выйдя на свободу, перебрался в Узбекистан, где занялся спекуляцией. Буквально за год сколотил приличное состояние - 6000 долларов, которое планировал взять с собой в Турцию.
К сведению: в те годы досмотра самолетов не было. На борт можно было пронести все, что угодно.
В последнее время Бразинскас чувствовал, что за ним следят сотрудники КГБ. Он понимал, что могут всплыть и другие детали его биографии. Во время Великой Отечественной войны он сотрудничал с фашистами.
Страх перед неминуемым возмездием вынудил его бежать из СССР. Вариантов, как это сделать, было немного. И он решился на захват воздушного судна. В одиночку осуществить задуманное было слишком рискованно, поэтому он взял в помощники своего несовершеннолетнего сына.
Оружие и военную форму приобрели на черном рынке, где у Пранаса были связи. Готовясь к захвату, террористы досконально изучали карту маршрута.
Они заранее совершили несколько пробных рейсов по маршруту Батуми-Сухуми и обратно. Экспериментировали с оружием, пронося его борт. Все шло гладко. План казался идеальным.
_________________________
Надю Курченко из самолета на руках выносил один из пассажиров. Нес очень бережно, как хрустальную вазу. Она была еще жива, даже пульс прощупывался. Все решили секунды, которые Надя не дожила до помощи турецких медиков.
Раненых членов экипажа и одного из пассажиров госпитализировали.
Всем остальным предложили психологическую помощь. И даже остаться в Турции. Тогда шла холодная война, и Турция была членом НАТО. И это было частью психологической войны, чтобы показать миру, как из-под "железного занавеса" бегут жители СССР. Провокация не удалась. Все пассажиры и члены экипажа захотели вернуться в Советский Союз.
16 октября Советский Союз отправил специальный борт, чтобы вернуть на Родину своих граждан и тело убитой стюардессы.
Пассажиры настаивали, чтобы Надежда Курченко летела вместе с ними. Но для этой печальной миссии был выделен отдельный самолет. Турецкие граждане завалили самолет цветами. С цветами встречали Надю и на Родине.
-Привезли Надю. В черном пакете были ее простреленные вещи в крови. Этот пакет мне отдали. Там было столько народу, что невозможно было пройти. Это было ночью, но люди лезли через заборы. Дождь еще шел.
Евдокия Минина. Бортпроводница, подруга Надежды Курченко.
Вещи Нади передали в Государственный Абхазский музей, где бережно хранится экспозиция, посвященная Наде Курченко.
За это время произошло многое, но к вещам Нади особое отношение. Подвиг Нади помнят не только в Абхазии. В Ижевске есть школа, которая носит ее имя.
Там много лет существует специальный профильный класс стюардесс, где преподают правила этикета, психологию, специальные предметы, которые должны помочь в будущей профессии.
Никто из друзей Нади не смог сказать ее маме, что дочери больше нет. Сообщили, что у Надежды серьезные проблемы со здоровьем, и попросили срочно прилететь.
О трагедии мама узнала уже в Абхазии. По дороге из аэропорта.
-В газете было напечатано. Когда ее мама ехала сюда, водитель такси и говорит: -Бедная. Жалко девочку. Убили.
А мама спрашивает: -Кого убили?
-Да стюардессу.
-Не Надю Курченко, случайно?
И ей в такси стало плохо.
Евдокия Минина. Бортпроводница, подруга Надежды Курченко.
На похороны Нади Курченко собралась вся Абхазия. Автобусами приезжали из Сочи, самолетами прилетали из Москвы, Ленинграда и других городов. Казалось, вся страна хочет отдать дань уважения героической стюардессе.
В городе было остановлено движение. Медленными шагами все шли со цветами, чтобы проводить Надю в последний путь. Абхазия хоронила Надю, как свою родную дочь.
Несостоявшаяся свадьба, несостоявшаяся жизнь. Жених Надежды прилетел в Сухуми первым рейсом, узнав о трагедии из газет.
Советское правительство требовало от Турции немедленно выдать террористов. Ведь захват заложников был совершен на территории СССР. Значит, и отвечать они должны по законам нашей страны.
Но Турция медлила. Со слов политиков, в этом вопросе на Турцию очень сильное влияние оказывали Соединенные Штаты. Их осудили в Турции. Отца на восемь лет, сына - на два года лишения свободы.
Такой мягкостью приговора многие были возмущены.
На тот момент в этой же тюрьме по политическим мотивам сидел представитель нашей диаспоры Шарах Маршан. Собрав своих друзей, он проник в камеру, где сидели отец и сын Бразинскасы. Шарах нанес два удара в область сердца Бразинскаса-старшего.
Но турецкое правительство в срочном порядке вызвало самых сильнейших специалистов-хирургов, и террористу спасли жизнь.
В СССР вопрос выдачи преступников пытались решить дипломатическим путем и официальными письмами от руководства страны. Не оставались в стороне и простые граждане.
Бразинскасы вышли досрочно, отсидев всего два года. По общенациональной амнистии меру пресечения изменили на домашний арест. Это был шанс получить статус политических беженцев. Отец и сын хотели перебраться в Америку, но посольство США в Анкаре ответило отказом. В Штаты Бразинскасы попали нелегально только в 1976 году. Литовская диаспора помогла им получить вид на жительство в США.
Бразинскасы сменили имена. Пранас стал Фрэнком Уайтом. Альгирдас взял имя Альберт Виктор Уайт.
21 марта 1978 года на пресс-конференции официальный представитель Госдепартамента США заявил советскому корреспонденту, что “озабоченность США международным терроризмом не распространяется на случай с Бразинскасами”.
В Америке они написали книгу, где оправдали угон борьбой за освобождение Литвы от советской оккупации. Альберт-Альгирдас стал бухгалтером и женился на литовской эмигрантке.
Жизнь Бразинскаса-старшего не сложилась. Соседи жаловались на его агрессивное поведение и даже угрозы. На вопрос журналистки о Наде Курченко он ответил, что убил ее, потому что она встала у него на пути.
На старости его характер стал невыносимым. В результате очередной ссоры 10 февраля 2002 года сын убил своего отца битой. На тот момент Пранас не мог самостоятельно передвигаться и был полностью на попечении сына.
Альгирдас не мог больше жить с ним. Но отец направил на сына пистолет, в результате чего случилась трагедия. Или возмездие.
Альгирдас был приговорен к 16 годам лишения свободы.
______________________
Чудовищный поступок негодяев, прикрывающихся борьбой за свободу и героизм совсем девчонки изменили очень многое в жизни отдельных людей и жизни целой страны.
-После этого случая наш экипаж распался. Командир корабля Георгий Чахракия стал пожизненным инвалидом. Штурман Фадеев стал инвалидом. Они потеряли любимую работу.
Сулико Шавидзе. Второй пилот.
Первый в истории СССР угон воздушного судна заставил пересмотреть все инструкции, которые касались безопасности пассажиров и экипажа.
В декабре этого же года была подписана Гаагская конвенция - соглашение, направленное на противодействие международному терроризму посредством борьбы с захватом воздушных судов. Экипаж и стюардесс начали обучать тому, что нужно делать в подобных случаях.
Одновременно все аэропорты обязали ввести системы досмотра багажа. Особое указание получили авиаконструкторы. Кабины пилотов в нашей стране, а потом и во всем мире стали оборудовать пуленепробиваемыми дверями с автоматическим затвором изнутри.
Самолет Ан-24 отремонтировали и назвали именем Надежды Курченко. Долгие годы пассажиров встречал ее портрет.
Он был прикручен в салоне как раз перед теми креслами, на которых сидели террористы. И вот что удивительно: советские люди очень хотели взять билет именно на этот борт.
Имя Надежды Курченко присвоено одному из пиков Гиссарского хребта, танкеру российского флота и астероиду. Сотни пионерских дружин носили ее имя во времена СССР. Улицы, музеи, школы.
Память о ней жива. Посмертно Надежда Курченко была награждена Орденом Красного Знамени.
След, который она оставила своим героическим поступком, сделал ее бессмертной.
Дорогие гости канала и любимые подписчики. Благодарю вас за внимание. Желаю всего самого хорошего в жизни. С любовью к вам.