Долго сомневалась, стоит ли помещать подобного рода статью и всё-таки решилась. У меня много знакомых учителей-пенсионеров. Сама пенсионерка, поэтому в друзьях и знакомых ровесницы и ровесники.
Недавно общалась с однокурсницей из одного так называемого "отдалённого" района нашего региона. Редко, конечно, но всё-таки созваниваемся с нею. Жили несколько лет в одной секции в общежитии, общие у нас с ней: факультет, преподаватели, однокурсники и однокурсницы. Есть что вспомнить.
А тут разговорились о житье-бытье. Настроение, видно, у моей Наташи было исповедальное — на откровенность расположенное и на искренность. Она говорила, а я была хорошей собеседницей — внимательно слушала.
Знаете, наверное, что к пенсионерам у нас далеко не все относятся по-доброму. Как прочтёшь подобные вот этому комментарии, так сразу всё и поймёшь:
"Какая необходимость в 5 вставать и куда-то бежать?!! Пока работаю, только и мечтаю, чтобы на пенсии утром рано не вставать. Едешь на работу к 8 утра, а в автобусе пенсы с палками, всех раздражают!"
Или если вдруг напишешь, как быстро улетает пенсия, то можно увидеть и такое:
"Не верю! Вот не верю! Методичку смените уже, а! Деньги на интернет есть, значит и на картоху с комуналкой тоже есть. Кому вы парите мозги!"
А что тут — верить или не верить, когда почти все пенсионеры, за небольшим исключением, вынуждены постоянно экономить.
От Наташи я узнала, что на пенсию она вышла в прошлом году в 63 года. Сказала, что работать стало невмоготу — перепады давления, головная боль, сердце, суставы. В общем, полный набор. И нагрузка, вроде бы, была небольшая, а всё равно тяжело.
Пенсию заработала не самую маленькую, но отнюдь не завидную — где-то 18 500.
"У кого-то и того меньше. А мне ещё повезло", — похвалилась Наташа.
Только вот радости от такого "везения" у неё мало. Живёт совсем одна в небольшом частном доме, который достался ей от родителей. Семью не завела, как она теперь рассуждает, по многим причинам.
Она так и не встретила мужчину своей мечты, который на 100% соответствовал бы её требованиям, а в руки «кому попало» не собиралась себя отдавать. Ведь её считали красавицей у нас на курсе. На курсе, где было 90 девчонок и двое парней.
Сначала учёба и почти "красный диплом", а потом школа, школа, школа, в которой "на сорок учительниц по статистике десять учителей-мужчин". Случился у неё где-то в сорок лет недолгий, и как оказалось, очень ненадёжный гостевой брак: мужчина приходил и уходил, ни на что не претендовал, ничего не предлагал, а потом вообще исчез. А она и не искала — не звонила и даже не страдала.
"Не научили меня родители экономить, деньги копить, а теперь вот туго приходится,"- пожаловалась рассудительная Наташа.
Дом много требует денег, если хочешь, чтобы более или менее в порядке был. При живых родителях Наташа успела крышу новую справить, окна заменить, веранду отремонтировать.
А на пенсию только дыры остаётся латать — кран починить или в крыльце доску сгнившую заменить. Пришлось даже взять небольшой кредит в банке. А теперь вот не дождётся, когда уже эти платежи закончатся. Пенсия и так небольшая, а тут каждый месяц минус три тысячи в счёт кредита.
"Подрабатывать у меня не получается. Мой французский мало кому нужен. Да я и раньше репетиторством особо не занималась. Поняла, что всем нужен английский, а французский только по необходимости", — продолжала беседу Наташа.
"А может онлайн репетиторство? Страна большая, и языки востребованы, в том числе и французский", - попробовала предложить я свою версию подработки.
Но Наташа сразу её отвергла, сказав, что для этого нужен хороший компьютер и не только, а она пользуется стареньким, видавшим виды компом, да и Интернет у неё не всегда надёжный. А ещё она комплексует перед камерой. Нет, не для неё онлайн репетиторство.
"Вот отдохну годок-другой и отправлюсь себе подработку искать там, где пенсионерами не брезгуют. В школу точно не хочу — не тянет совсем, выгорела, сгорела, перегорела. Мимо проходить даже тяжело, а не то что возвращаться. А ведь отдавала школе всю себя без остатка, забывая про личную жизнь. А теперь вот ни семьи, ни детей. И всё она, школа, виновата," — с горечью говорила Наташа.
"А пока живу, как все пенсионеры живут. Пенсию получаю и сразу откладываю на коммуналку. Летом она у меня поменьше, а зимой иногда пять, а то и шесть тысяч выходит. Газовое отопление — дорогое удовольствие. На воду счётчик поставила — экономнее получается, телефон домашний отключила, мобильным пользуюсь.
На лекарства часть пенсии уходит, на оплату мобильного телефона и домашнего Интернета. Привыкла к компьютеру — там и новости, и "Одноклассники", и ВКонтакте друзья и всякие сообщества".
Спросила её про Дзен. Нет, она не читает Дзен. Поэтому я и решила написать о ней. Если даже вдруг когда-нибудь попадётся ей эта статья, то уверена, что она на меня не обидится.
"Люблю путешествовать. Пока работала, могла себе позволить и в Абхазии побывать, и по Белоруссии попутешествовать. В Дагестан ездила и в Алтайском крае была. А теперь вот надо научиться как-то копить с того, что имею. Пока не получается, но надеюсь, что получится. А пока буду заниматься укреплением здоровья. С подругой ходим по вечерам, по 10 километров иногда проходим. Потом сплю как убитая. А утром работаю на огороде — картошка, огурцы, морковь, свёкла, помидоры свои".
Слушала я Наташу и думала: как же мы, пенсионеры, похожи своими мечтами и надеждами, огородами и заботами, болезнями и желанием ходить на малые и большие расстояния — с палками или без палок.
И на пенсию мы уходим, потому что больше уже невыносимо работать, и на пенсии потом продолжаем мечтать обо всём хорошем. Пока здоровье, конечно, позволяет, потому что в нашем возрасте без него никуда — ни в путешествия, ни даже в пешие походы по утрам или вечерам.
А участь пенсионера уготована каждому — лучшая, чем наша, или худшая. Пусть молодые дольше будут молодыми и здоровыми, даже на пенсии. А пожилые пусть поправят здоровье, если требуется, и исполнят свои желания! Этого я пожелала и Наташе. Думаю, что она найдёт себе подработку и ещё отправится в путешествие. Какие её годы!
А всем моим уважаемым читателям желаю доброго лета и только приятных событий! Если фото с лилиями мешали вам читать текст, напишите, пожалуйста. В следующий раз не буду злоупотреблять фотографиями.