В Москве появилась хорошая традиция - каждый год проводятся парады трамваев, в том числе исторических. Выглядит это стильно и привлекательно, к тому же раскрывает интересные страницы истории Москвы и городского транспорта.
Система трамвайного движения в Москве была и остается весьма значимой для транспортной сети города. Она вторая по величине в России после Санкт-Петербурга: длина линий по оси улиц составляет 183,1 км.
Торжественное открытие первой трамвайной линии состоялось 25 марта (6 апреля) 1899 года. Регулярное движение трамвая от Бутырской заставы до Петровского парка открылось на следующий день 26 марта (7 апреля). Существенно раньше в Москве бурно развились так называемые конно-железные дороги («Конка»). Её наличие в начале XX века выступало помехой развитию трамвайных линий. Для их прокладки необходимо было прежде освободить проезды от конных путей.
В 1918 году протяжённость трамвайных путей в городе составляла 323 км. К 1926 году протяжённость путей выросла до 395 км. Апогей развития трамвайной сети в Москве пришелся на начало 1930-х годов, когда она охватывала оба кольца (Бульварное и Садовое) и все соединяющие их улицы. Также были проложены линии и на окраины. В 1934 году, когда трамвай был доминирующим видом транспорта, достигнут максимум перевозок пассажиров - 2,6 млн человек в день при населении города около 4 млн.
В настоящее время действует 38 маршрутов (из них, как правило, 2-3 временно закрыты из-за ремонта или технического обслуживания). Трамваи обслуживаются пятью депо, объединёнными в единый филиал «Трамвайное управление». Трамваи стали малошумными, движутся они плавно, а внутри оснащены всеми удобными техническими и информационными средствами. Движутся они частично и по Бульварному кольцу с разворотом у метро Чистопрудная, и в других центральных и удаленных от центра районах города. Например, один из излюбленных маршрутов жителей Северо-Запада Москвы проходит от Сокола, через Покровское-Стрешнево в Тушино.
История московских трамвайных линий не может обойтись без отдельного рассказа о самом популярном маршруте «Аннушка» - трамваях маршрута «А».
Маршрут, по которому вот уже больше ста лет колесит трамвай "Аннушка", до сих пор называется "кольцо А", хотя на сегодняшний день кольцом его назвать никак нельзя. Трамвай движется от Калужской площади до Чистых прудов, минуя станции метро "Шаболовская", "Тульская", "Павелецкая" Замоскворецкой и Кольцевой линий, "Третьяковская", "Новокузнецкая". Это все, что осталось от трамвайного пути, некогда опоясывавшего московское Бульварное кольцо.
А начиналось все в 1911 году, когда по улицам, ранее знакомым разве что с конкой, впервые прошел электрический трамвай. Тогда "кольцо А" начиналось от Яузских ворот и заканчивалось у Пречистенских, замыкаясь по Пречистенской, Кремлёвской и Москворецкой набережным. То есть, практически кольцо совпадало с полным Бульварным кольцом, если не включать набережные. Весь центр златоглавой был открыт взорам пассажиров "Аннушки".
Вскоре вслед за маршрутом "А" появились и другие трамвайные "буквы". Например, трамвай Б, - "Букашка", - ездивший на всем протяжении Садового кольца, или "В", "Верочка", связывавшая по кольцу Таганку с районом Автозаводской. Однако "Аннушка" по-прежнему оставалась самой любимой среди москвичей.
Популярный маршрут несколько раз менялся. В 1991 году его и вовсе ликвидировали в связи с закрытием движения по кольцу на Зацепской площади. Трамвай вновь начал работу только спустя шесть лет. С 2020 года трамвай ходит от Новоконной площади до станции метро «Чистые пруды».
Помимо пассажирских трамваев с 1989 до 2020 год в Москве курсировал и декоративный трамвай-трактир «Аннушка». Его открыл предприниматель Мигран Мхитарян. Идея организовать такой «ресторан на колесах» пришла к нему, когда он увидел похожее кафе, курсирующее по Еревану — родному городу предпринимателя.
Трамвай-трактир «Аннушка» забирал пассажиров на трамвайной остановке напротив метро «Чистые пруды», делал круг по Чистопрудному бульвару и возвращался обратно. За 30 лет работы трамвай превратился из чайной в полноценный ресторан с европейской кухней. В меню ресторана, которое было оформлено в виде газеты «Вестник Аннушки», были салаты, горячие блюда, закуски. Трактир также использовали как площадку для корпоративов, там проводили дискотеки с караоке и экскурсии.
Московский трамвай-кафе «Аннушка» прекратил работу еще во время пандемии коронавируса в 2020 году. Тогда владельцы трактира выставили его на продажу. Но покупатель так и не нашелся — спустя три с половиной года простоя на Трамвайном ремонтном заводе раритет вывезли в область и распилили.
Об этом трамвайном маршруте и о других достопримечательностях Бульварного кольца даны довольно подробные описания в книгах серии odinmirage.