Найти в Дзене
В кино с Варварой

Когда экранизация лучше книги. Не верите? Вот три примера

Не раз приходилось слышать: «Ты лучше книгу прочитай, она всегда лучше фильма». А вот и не всегда. Бывают такие случаи, когда литературный первоисточник проигрывает кинопроизведению. Приведу три примера. Это, как обычно, всего лишь мое мнение. Но вдруг вы согласитесь? А то и приведете собственные примеры. «Мой ласковый и нежный зверь» (по мотивам повести А. П. Чехова «Драма на охоте») Этот фильм Эмиля Лотяну уже стал классикой нашего кино. Чего не скажешь о повести раннего Чехова. Между прочим, сам писатель считал ее не более чем пробой пера. Антон Павлович никогда не возвращался к работе над этим произведением, практически не упоминал в переписке. При всем уважении к классику повесть «Драма на охоте» – произведение нудноватое. Сюжет больше похоже на протокол, чем на романтическую историю про убийство. Да и герои обыденны, будничны, бледны. Совсем не запоминаются. То ли дело фильм. Абсолютный шедевр. Атмосферный донельзя. Его смотриш

Не раз приходилось слышать: «Ты лучше книгу прочитай, она всегда лучше фильма».

А вот и не всегда. Бывают такие случаи, когда литературный первоисточник проигрывает кинопроизведению.

Приведу три примера. Это, как обычно, всего лишь мое мнение. Но вдруг вы согласитесь? А то и приведете собственные примеры.

Фотоколлаж фильмов  «Мой ласковый и нежный зверь», «Что сказал покойник», «Формула любви»
Фотоколлаж фильмов «Мой ласковый и нежный зверь», «Что сказал покойник», «Формула любви»

«Мой ласковый и нежный зверь»

(по мотивам повести А. П. Чехова «Драма на охоте»)

Этот фильм Эмиля Лотяну уже стал классикой нашего кино. Чего не скажешь о повести раннего Чехова. Между прочим, сам писатель считал ее не более чем пробой пера. Антон Павлович никогда не возвращался к работе над этим произведением, практически не упоминал в переписке.

Постер к фильму «Мой ласковый и нежный зверь»
Постер к фильму «Мой ласковый и нежный зверь»

При всем уважении к классику повесть «Драма на охоте» – произведение нудноватое. Сюжет больше похоже на протокол, чем на романтическую историю про убийство. Да и герои обыденны, будничны, бледны. Совсем не запоминаются.

«Мой ласковый и нежный зверь». Фото из фильма.
«Мой ласковый и нежный зверь». Фото из фильма.

То ли дело фильм. Абсолютный шедевр. Атмосферный донельзя. Его смотришь – и абсолютно погружаешься в особенный мир совершенно не обыденных, а, напротив, с трагическим накалом, страстей. Упиваешься угасающей болезненной красотой старой дворянской усадьбы.

«Мой ласковый и нежный зверь». Фото из фильма.
«Мой ласковый и нежный зверь». Фото из фильма.

Искренне сопереживаешь абсолютно всем персонажам, включая сумасшедшего папеньку Оленьки и цыганку-красавицу Тину. Конечно, зрительская любовь к фильму Лотяну определяется тем, что здесь все сошлось: великолепные актеры, божественная музыка, и, в целом, созданный режиссером уникальный, неповторимый художественный мир.

«Мой ласковый и нежный зверь». Фото из фильма.
«Мой ласковый и нежный зверь». Фото из фильма.

«Что сказал покойник»

(по одноименной книге Иоанны Хмелевской)

Этот многосерийный фильм 1999 года режиссёра Игоря Масленникова сегодня не все помнят. А зря. Фильм очень удачный. Просто образчик жанра иронического детектива.

Постер к фильму«Что сказал покойник»
Постер к фильму«Что сказал покойник»

Помню, когда смотрела этот фильм про незадачливую Иоанну, случайно влипшую в криминальную историю, и ….хохотала все время. Потому что очень много в этом фильме эпизодов, забавный или окрашенных черным юмором. Который, кстати, очень изящно вплетен в канву киносюжета. А сюжет потрясающий, закручен настолько лихо, что не успеваешь опомниться. Каждый его поворот увлекает, как полет на санках с горки. Актерские работы просто – высший пилотаж. Особенно забавны и уморительны герои Олега Табакова, Алексея Булдакова, Владимира Епископосяна, Мамуки Кикалейшвили. Как всегда великолепен Александр Домогаров. И в целом, фильм легкий, искрометный, задорный. В чем-то весьма поучительный.

Кадр из фильма  «Что сказал покойник»
Кадр из фильма «Что сказал покойник»

Чего не скажешь о романе Хмелевской. Нудном, монотонном и слабом. Герои предсказуемы и пресны. Даже, вроде, интересный сюжет не затрагивает воображения.

Если фильм смотрится на одном дыхании, то книгу я не знала, как домучить.

Кадр из фильма  «Что сказал покойник»
Кадр из фильма «Что сказал покойник»

«Формула любви»

(по мотивам повести А. Н. Толстого «Граф Калиостро»)

На мой взгляд, это один из лучших музыкальных фильмов, что доводилось мне смотреть.

А вот отличия от литературного первоисточника колоссальные.

Кадр из фильма «Формула любви»
Кадр из фильма «Формула любви»

Хотя идея и в повести, и в фильме – одна. О том, что пусты и тщетны умозрительные идеалы по сравнению с живой настоящей жизни.

Мысль, вроде, одна, а воплощена по-разному. Повесть Толстого мрачна, даже безнадежна. Если и есть спасительная ирония, то она глубоко запрятана. Я ее, например, не заметила. В целом, «Граф Калиостро» – это тягучее, унылое повествование. Герои – как тени в подземном царстве. Торопливо переданные события закручивают как в воронку ощущением тревожности, наступлением чего-то угрожающего и опасного. Что вполне объяснимо. Повесть-то писалась в очень неспокойное время. Шла гражданская война.

Кадр из фильма «Формула любви»
Кадр из фильма «Формула любви»

Фильм же получился ровно противоположного настроения. Бодрый, радостный, со здоровым оптимизмом. Постоянно возвращаюсь к нему, чтобы еще раз окунуться в атмосферу настоящего праздника, искрометной феерии, тонкого юмора, увлекательнейшего сюжета. Актерская игра – особая статья. Возможно ли не восхищаться игрой Нодара Мгалоблишвили, Александра Абдулова, Семена Фарады, Татьяны Пельтцер, Леонида Броневого!

Кадр из фильма «Формула любви»
Кадр из фильма «Формула любви»

Вот такие три примера. Есть и другие. В том числе и иностранные фильмы.

Если вам, дорогие читатели, интересно, то как-нибудь расскажу.

А вы, дорогие читатели, можете назвать экранизации, которые лучше, чем книги?

Все фото взяты из открытых источников интернет.

Фотоколлаж авторский