Симона робко вошла в кабинет. Казалось, что она пыталась стать незаметной. Большие глаза этой красивой девушки, в которых считывалась тревога, будто искали убежища. Симона села на край диванчика, нервно теребя край своей кофточки.
Симона начала рассказывать о себе почти шепотом: «Я не уверена… С чего же начать… Мне всегда казалось, что я недостаточно хороша, что моих усилий и результатов всегда недостаточно...».
Захотелось спросить: «Недостаточно для чего?». Или : "Недостаточно для кого?».
Уже в процессе первой беседы выяснилось многое, что привело к выраженной неуверенности в себе и заниженной самооценке. Оказалось, что в детстве, кроме прочего, Симона часто слышала от родителей, каких бы успехов она ни достигала, фразу «Можно было и лучше». Эти слова сопровождали почти каждый её успех, почти каждую неудачу. За неудачи её ещё и ругали.
Но даже когда она, например, приносила из школы хорошие оценки, родители всегда находили, что ей есть к чему стремиться и настаивали на том, что нужно стараться больше. Постоянные замечания глубоко укоренились и повлияли и на взрослую жизнь Симоны.
В начале жизни ребенок ничего не знает о понятиях успеха и неудачи. Его самовосприятие формируется под влиянием родителей, чьи слова и действия становятся первыми указателями на то, что хорошо, а что плохо. Когда родители неоднократно произносят фразу "Можно было и лучше", они не только устанавливают высокую планку ожиданий, которую ребенку, возможно, будет трудно достичь, но и будто выбивают из-под него опору. Отсюда вырастает перфекционизм, страх перед неудачами и ощущение собственной неполноценности.
Ребенок, слышащий постоянные замечания о том, что его усилия недостаточны, а успехи невыразительны и неценны, начинает верить, что он сам по себе недостаточен. Его достижения теряют ценность в собственных глазах, потому что их никогда не хватает для того, чтобы родители были довольны.
Что у такого ребенка происходит в душе? Он начинает чувствовать себя неудачником даже в случае небольших промахов. Фраза «Можно было и лучше» становится во многом источником привычной, хотя часто и снаружи будто незаметной, тревоги. Ребенок боится разочаровать родителей и не оправдать их ожиданий. В результате, вместо радости достижений появляется страх не соответствовать ожиданиям и неуверенность в себе.
С самого детства такой человек находится в напряжении, ожидая нового критического замечания. Страх не оправдать ожидания может перейти в хроническую тревогу, что в свою очередь со временем способно привести к различным психосоматическим заболеваниям, депрессии и прочим внутренним проблемам. Например, развиваются
страх неудач и перфекционизм. Появляется мощное стремление к идеалу, которого практически невозможно достичь, и болезненная реакция на собственные ошибки. Страх перед неудачами порой становится настолько сильным, что человек избегает ситуаций, где возможен провал, даже когда он уже вырос. Вместо того чтобы пробовать новое и учиться, используя и собственные ошибки в том числе в качестве опыта, он выбирает путь наименьшего сопротивления, ограничивая свои возможности для личностного роста и самовыражения.
Страх неудач и перфекционизм ограничивает в действиях и решениях: «Уж лучше никак, чем недостаточно хорошо». А достаточно хорошо у таких людей, по их мнению, практически никогда не бывает. Часто происходит тотальное избегание рисков и новых задач. Отдается предпочтение нахождению в безопасной зоне, где меньше вероятность ошибиться.
История Симоны — яркий пример того, как фраза "Можно было и лучше" может влиять на жизнь. Имя и прочие подробности изменены. Разрешение на публикацию получено. В детстве Симона часто слышала от родителей, что её результаты можно улучшить. Родители, особенно мама, регулярно обесценивали итоги деятельности девочки. Она приносила домой хорошие оценки, но родители всегда смотрели сурово и говорили о том, что ей есть ещё к чему стремиться. В результате Симона выросла с ощущением собственной никчемности.
Диалоги Симоны с матерью часто выглядели так:
Симона: "Мама, я получила пятерку по математике!".
Мама: "то неплохо, но можно было и лучше. Нужно иметь пятерку за год".
Симона: "Мама, я выиграла школьный конкурс чтецов!".
Мама: "Я вижу, но твоя речь могла быть более уверенной".
Симона: "Мама, я нарисовала картину для школьной стенгазеты".
Мама: "Симпатично, но можно было и лучше, если бы ты использовала больше цветов и добавила детали".
Симона: "Папа, я получила грамоту за участие в соревнованиях по бегу!".
Папа: "Это неплохо, но можно было и лучше, если бы ты заняла первое место".
Симона в детстве старалась соответствовать высоким ожиданиям своих родителей, но их постоянная критика оставила глубокий след.
Она добилась высокой должности в престижной компании и прекрасного заработка, но внутреннее чувство неудовлетворенности продолжало преследовать её. Симона не научилась наслаждаться своими достижениями и постоянно искала одобрения со стороны.
Она научилась работать на износ, чтобы доказать свою ценность, но это не приносило ей удовлетворения. Даже став успешной в профессиональной сфере, она продолжала сомневаться в своих способностях и искать подтверждения своей значимости у окружающих. Её личная жизнь также не особенно складывалась из-за постоянной тревоги и неудовлетворенности.
Находясь у меня в кабинете, Симона часто рассказывала о своих травматичных взаимоотношениях с родителями и другими. Скорее всего, вы догадываетесь, что кроме фразы, которой посвящена данная статья, было еще много чего тяжелого. Симона много проживала свои чувства, ждавшие своего часа в ней с самого детства. Мы исследовали внутренний мир девушки, прикасались к детским воспоминаниям и обнаруживали связи с тем, что происходит в её жизни в настоящее время.
Какие-то ситуации мы разбирали детально, использовали разные методы и упражнения, которые помогли Симоне осознать, что её усилия были тогда и сейчас важны и достойны признания.
В ходе психологической работы мы работали и с убеждениями таким образом, чтобы они помогали ей чувствовать себя хорошо и свободно и жить благополучно, а не мешали.
Мы работали также над тем, чтобы Симона начала видеть свои успехи и ценить их, а также над обретением навыков самоподдержки.
Симона со временем стала понимать, что её ценность не зависит от внешнего одобрения. Она научилась принимать свои достижения и ошибки как часть своего роста и развития. Постепенно её самооценка начала улучшаться, она стала увереннее в себе и своих силах. Важным этапом в нашей работе стало осознание Симоной того, что она имеет право на ошибку и что её усилия всегда достойны признания. Симона стала чувствовать себя всё более и более ценной. Вот такие итоги.
И еще...
Если вы родитель малыша. Важно понимать, что дети нуждаются в поддержке и признании своих усилий. Вместо фразы "Можно было лучше" стоит акцентировать внимание на позитивных аспектах действий ребенка. Признание даже небольших успехов помогает формировать здоровую самооценку и укреплять уверенность в себе. Слова поддержки и поощрения стимулируют желание пробовать новое и учиться на ошибках, а это необходимо.
Хорошо помнить, что каждый ребенок уникален и его достижения должны оцениваться в контексте его возможностей и усилий. Вместо критических замечаний лучше подбадривать и вселять в него веру, а также задавать вопросы, направленные на понимание того, что ребенок чувствует и чего хочет достичь.
Если вы взрослый, в которого родители случайно когда-то "накидали ядовитых семян" из фраз, которые стали сорняками и мешают благополучной, свободной и радостной жизни сейчас, знайте, что с этим можно успешно работать. Теперь родитель в определённом смысле для себя — вы сами.
И то, насколько родитель будет любящим и заботливым, и то, как, в целом, вы будете чувствовать себя эмоционально, теперь преимущественно зависит от вас. Многие, наверное, на это скажут: "Легко сказать, но трудно сделать". Вынуждена согласиться, обычно для реализации данной цели приходится трудиться. Зато результат стоит того.
Чувствуете, что и вам нужна такая работа? Похоже, пора к психологу.
Автор: Нестерова Лариса Васильевна
Психолог, Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru