Найти в Дзене
АвтоХанд

Банкротство, свалки и финансовые махинации: Китай производит десятки тысяч машин для госсубсидий, что с ними делают дальше

Оглавление

С недавних пор я все чаще стал замечать, что интернет буквально кишит новостями о том, что китайские производители успешно заполоняют наш рынок своими авто. И преподносится это так, будто Китаю удалось сделать что-то немыслимое - создать качественные автомобили, так еще и по приемлемым ценам.

В телевизоре все чаще мелькают автомобильные выставки в Китае, на которых представляют новые инновационные модели с экранами во всю торпеду и мощными двигателями. Эти творения сравнивают с авто европейского производства и утверждают, что они в каком-то плане уже начали превосходить своих конкурентов.

Но давайте на чистоту. Китайские производители не завоевали российский рынок - им его просто-напросто отдали. Та же Европа до сих пор не воспринимает китайские автомобили всерьез, а у нас, за счет сложившейся ситуации, возникли проблемы с иномарками. Тут то Китай подсуетился и стал выводить свои чудо-агрегаты на наш рынок в огромных масштабах.

Пример HiPhi

Рассмотрим, например, тот же HiPhi Z. Стоимость с минимальным пробегом на него начинается от 10 млн рублей. За такие деньги можно было бы приобрести подержанного немца, а тут, казалось бы, китаец! Зато оснащение у HiPhi Z такое, что любой звездолет бы позавидовал.

Бренд, который определенно ценится среди народа, берет свое начало в 2017 году. За это время HiPhi достигли больших высот и, казалось бы, дела идут в гору. Однако, оказалось, что им не удалось полностью раскрутить свой бренд, поэтому недавно они объявили себя банкротом и закрыли свое единственное производство в Шанхае.

А знаете, с чем это связано? Дело в том, что HiPhi, как и многие другие производители из Поднебесной, зашел на рынок с топовыми моделями, стоимость которых начинается от 700-800 тыс. юаней (от 8-9 млн рублей).

-2

И вроде бы задумка интересная: вначале бренд становится известным за счет своих люксовых авто, а уже потом планирует выйти на международный рынок, немного снизив цены. У Tesla же с Model S такой план сработал, значит и у них должен был. Только вот не случилось, ведь в автомобильной индустрии масштаб имеет ключевое значение, именно это их и подвело.

К примеру, у того же самого LiXiang месячный оборот должен быть минимум 30 тыс. машин для того, чтобы выходить в плюс. А у HiPhi годовой оборот составил всего 10 тыс. Маловато как-то, а все из-за того, что рынок автомобилей в Китае сейчас больше напоминает поле боя, на котором «сражаются» все сразу. Помимо японских и китайских брендов, тут еще и западные не отстают.

Более того, они даже начинают подстраиваться под китайский рынок, к примеру, новую Ауди А7 выпустили, удлинили ее, экранов наставили, так еще и цена на неё ниже чем в Европе. В общем, конкуренция на рынке не слабая, и каждый из игроков намерен заполучить самый большой кусок торта.

-3

Автомобильные свалки

Но и это еще далеко не самое интересное! Некоторое время назад в интернете начали активно распространять фотографии свалок, которые, попросту говоря, состоят из новых электромобилей Netto EV.

-4

По этим фотографиям видно, что на всех машинах установлены номера, а это значит, что на свалку они попали после того, как они были проданы. Возникает логичный вопрос: зачем Китай производит так много автомобилей, что их даже приходится утилизировать?

На этот вопрос есть свой ответ. В Китае эти свалки стали появляться по двум причинам:

  1. Производители получают субсидии от государства за продажу авто
  2. Власти особо не контролируют автомобильное производство

Таким образом, Netto EV начал производить больше машин, продавать их самому себе и тем самым получать субсидии от государства.

Вроде бы схема проста, но отсюда может возникнуть следующий вопрос: неужели государству тоже выгодно участвовать в этой нечестной игре? На самом деле - да, и на это тоже есть свои причины.

Дело в том, что Китай стремится обойти своих конкурентов в автомобильной гонке. С помощью участия в этой схеме, он завышает объемы продаж своих электрокаров, пытаясь доказать остальным игрокам, что их машины лучше, за счет чего, мол, и продажи такие высокие.

Помимо этой схемы, у Китая в рукаве еще есть несколько козырей.

Первый из них - это дизайнеры, которые разрабатывали Bentley, Volvo и прочие автомобили премиум-класса. На данный момент они работают на Китай, за счет чего жалобы на внешний вид авто из Поднебесной резко сократились.

Маркетологи тоже не отстают, возьмём тот же самый филиал Porsche в Китае. При покупке автомобиля покупатель получает вдобавок целое представление, во время которого из машины будут сыпаться розы.

Но главным козырем все же остается цена. Казалось бы, сейчас в мире цены растут буквально на все. И в то время как западные производители повышают цены на свои автомобили, Китай только и успевает, что их понижать. К примеру, концерн BYD постоянно снижает цены на свои авто, а западные производители только и делают, что разводят руками.

-5

Помимо перечисленных приемов, китайцы специально производят машины, похожие по характеристикам на автомобили известных западных брендов. К примеру, Aito напоминает тот же Porsche Cayenne, только вот стоит он почти в 2,5 раза дешевле.

При выборе автомобиля, не сложно догадаться, что ориентироваться покупатель будет в первую очередь на цену и в большинстве случаев остановит свой выбор на китайской модели.

Остается один единственный вопрос: как Китаю удается не только держать такие низкие цены, но и снижать их?

Все выше перечисленные факторы, а именно масштаб производства и субсидии, в комбинации с дешевой рабочей силой позволяют Поднебесной устанавливать такие цены.

Однако, несмотря на то, что цены на машины хорошие, а сам выбор на рынке китайских авто просто огромен, покупатели (ни в Китае, ни в России) не готовы к такому количеству постоянно появляющихся брендов.

Россияне уж точно привыкли к тому, что Toyota ассоциируется с надежностью, а BMW с динамикой. А вот с чем ассоциируется каждый из многочисленных китайских брендов, никто так пока и не понял.

Хотя у китайского автопрома есть еще одна проблема, которая будет посерьезнее этой. Речь идет о ликвидности их автомобилей. Согласной статистике, авто из Поднебесной уже спустя 5 лет могут потерять в районе 70% от их остаточной стоимости.

Это происходит из-за слишком быстрого технологического обновления. Стоит отметить, что именно по этой причине многие китайцы предпочитают приобретать проверенные автомобили известных западных брендов, те же Mercedes или BMW.

Зная этот факт, ситуация с покупкой всем известного Москвича 3 кажется просто абсурдной. По факту JAC GS4 (тот же Москвич 3) на китайском рынке вторичных авто стоит в районе 500 тыс. рублей, в то время как в России его стоимость начинается от 2 млн руб.

-6

Говорить о том, как будет развиваться ситуация в будущем, невозможно. Можно лишь сказать, что настоящее уже принадлежит китайцам. К примеру, в 2023 году их объемы продаж (электрических автомобилей) уже превысили объемы продаж Tesla.

Впрочем, если говорить о приобретении китайских автомобилей, стоит не забывать о рисках, которые до сих пор могут возникнуть. Согласно статистике, в 2023 году количество китайских машин, требующих ремонта, повысилось на 15-25%, а стоимость ремонта возросла примерно в 2 раза.

К слову о ремонте, российские автосервисы не могут точно гарантировать качество выполненной работы, ведь опыта в ремонте автомобилей из Поднебесной у них по сей день немного.