Киевская Русь и ее первые государи были язычниками, но в десятом веке все стало меняться. Почему же в 988 году правящий на тот момент в Киеве князь Владимир, который был заядлым язычником, отказался от своей старой веры в пользу православного христианства?
Как нам повествуют летописи приход к православию был долог. Все началось в 986 году, когда после похода на волжских булгар, которые исповедовали ислам, к нему прибыли представители «магометанской веры» и сказали, что на Руси нет свода правил и князь не знает «закона». Булгары предложили Владимиру принять их веру и рассказали из чего состоит ислам. В отличие от язычества в исламе надо «совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами».
Владимир же был «ненасытен в блуде», у него было пять жен и порядка трехсот наложниц в разных центрах Руси. Так же великому князю не понравился отказ от алкоголя и свинины и тогда он сказал свою легендарную фразу: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть».
Магометане ушли, затем на Русь явились представители Папы Римского, которые рассказывали, что «наша вера - свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги - просто дерево». Но и они ушли ни с чем, так как Владимир не хотел поклоняться Папе Римскому.
Согласно летописи, в конце к Владимиру прибыл греческий философ и подробно рассказал в чем заключается суть каждой веры, а в особенности греческого христианства и почему они веруют в распятого человека.
После долгих споров и выборов, князь определился и его взгляд упал на веру, которую исповедовала его бабка, княгиня Ольга – христианство.
Выбор Руси в пользу греческого христианства имеет больше прагматических объяснений, нежели просто «то что было по душе» Князю.
Во-первых, Древней Руси нужно было налаживать связи с другими державами, особенно с таким мощным союзником как Византия. Поддержка Константинополя нужна была не только в военной сфере, но и во внешних отношениях, таких как торговля или возможность династических браков.
Во-вторых, князь хотел узаконить свое единоличное правление на религиозном уровне: «один бог на небе и один правитель на земле».
Кроме того, в летописи говорится, что Киевский князь хотел взять в жены сестру императора Византии, царевну Анну. Император согласился, но при условии, что Владимир станет христианином и обратит в эту веру всех своих подданных. Женитьба на Анне была знаком престижа. Теперь князь не просто варвар из языческой страны, а родственник самого правителя великой империи. По легендам, крещение Владимир принял вместе со своей дружиной прямо в Корсуни (в XIX веке на этом месте был воздвигнут Владимирский собор).
Прибыв на родину, князь стал «мечом и огнем» крестить своих подданных. Но привыкшие к устрою язычества, люди были не довольны сменой веры. Владимир, дабы показать серьезность своих действий, велел ниспровергнуть Перуна и его статую пронести по Днепровским порогами, то тех пор пока его не поглотит река.