Найти тему
ФСМИ

Наши «Мушкетёры» 4 части: от лучшей к худшей, а также...

В первые 2 недели июля посмотрел все 4 части наших мушкетёров: советских и российских; в феврале я уже упоминал о них. Теперь настал момент поговорить подробнее.

Д`Артаньян и три мушкетера (1979 3 серии)

Так получилось, что полностью, а не фрагментами, посмотрел первую часть только сейчас. И так как многие хвалили эту часть, то я ожидал большего, чем есть на самом деле. Многие со мной не согласятся, но я просто выскажу своё мнение. По факту, первая часть лёгкая комедия с элементами мюзикла и абсурда, потому что не могут люди так легкомысленно вести себя на войне. Сюжет этой части описывать я не буду, все и так его знают. Это тот случай в Советском кино, когда песни в фильме, лучше чем сам фильм: собственно, потому он и стал популярен. Таких примеров можно привести несколько:

«Мэри Поппинс, до свидания» (1983 по книгам Памелы Трэверс) самая лучшая песня из этого фильма зажила самостоятельной жизнью, (как и другие) а переделанный вариант стал гимном КВН и вместо «Ветер перемен» стали петь «Ветер КВН».

-2

Если убрать из этого фильма песни он не был бы таким привлекательным:

А то, что Олег Табаков играл женщину, вообще сегодня выглядит, как пропаганда трансгендеров, хотя, тогда об этом не думали. Но никаких дьявольских символов, как утверждают некоторые блогеры с Ютуба, в этом фильме нет. Это всё попытка, как говориться: натянуть сову на глобус.

-3

«Не бойся, я с тобой» (1981) ещё один фильм, песни из которого зажили самостоятельно. Хотя сам по себе фильм неплох, но песни сделали его ещё лучше. Без них это была бы просто история любви с примесью джигитовки и карате, которое во время съемок запретили, и в фильме название единоборства не звучит. Интересно, что в записи музыки к фильму приминала участие рок-группа Бари Алибасова «Интеграл», (в которую в разные годы входили Юрий Лоза, Женя Белоусов, Сергей Челобанов и др) Тогда ещё Алибасов был андеграундным музыкантом и экспериментировал с жанрами. Группа «Интеграл» просуществовала с середины 1960-тых до 1989 г. но официально альбомов было выпущено всего 5. Потом видимо Алибасов понял, что на экспериментальной музыке много не заработаешь и ушёл в шоу-бизнес.

Ссылка на песни. Поскольку Дзен не даёт вставить, показываю скриншот:

-4

Но вернусь к Мушкетёрам. Здесь многое держалось на обаянии и харизме Боярского. Если бы остальных мушкетёров из четвёрки заменили на других актёров, никто бы и не заметил. Пожалуй, Валентин Смирнитский смотрелся хорошо и время от времени переключал внимание на себя, а вот Игоря Старыгина во всех 4 частях озвучивал Игорь Ясулович, т.е. с таким же успехом он сам мог сыграть эту роль.

Кадр из фильма «Мушкетёры 20 лет спустя» Игорь Старыгин в роли Арамиса
Кадр из фильма «Мушкетёры 20 лет спустя» Игорь Старыгин в роли Арамиса

По предложению Боярского в 1990-1991 г. снимались «Мушкетёры 20 лет спустя» (4 серии) и «Мушкетёры 30 лет спустя: тайна королевы Анны» (2 серии), но из-за проблем с финансированием и организацией съемок, а также ряда других причин, понятных для того времени, вышли эти фильмы только в 1993 и 1994, и уже были мало кому интересны. Сейчас вторую часть редко показывают из-за низкого качества изображения и звука. Она в отличии от третьей части не была отреставрирована. Между тем, 20 лет спустя получились более серьёзными, чем первая часть. И мне она понравилась больше.

-6

20 лет спустя лишь лейтенант Д`Артаньян остался на службе у королевы. А остальная четвёрка разбрелась кто куда: Портос уехал в свое поместье, Арамис стал священником, Атос продолжил служить, но тайно. А в Англии разворачивается противостояние между королём Карлом Первым (Алексей Петренко) и Оливером Кромвелем, в которое ввязываются мушкетёры.

Кадр из фильма «Мушкетёры 20 лет спустя» Алексей Петренко в роли Карла Первого
Кадр из фильма «Мушкетёры 20 лет спустя» Алексей Петренко в роли Карла Первого

Но главным врагом для мушкетёров сын миледи Винтер по имени Мордаунт.

Кадр из фильма «Мушкетёры 20 лет спустя» Виктор Авилов
Кадр из фильма «Мушкетёры 20 лет спустя» Виктор Авилов

Авилов перед этим сыграл другого персонажа Дюма графа Монте-Кристо в фильме «Узник замка Иф» (1988 3 серии), которую снимал тот же Георгий Юнгвальд-Хилькевич. (и там тоже снимался Боярский).

-9

Но я опять отвлёкся от темы. В продолжении диалоги мушкетёров стали серьёзными, даже можно сказать, философскими, но и несколько хороших шуток здесь тоже есть.

В отличии от первой части, где 30 летний Боярский играл 18-летнего Д`Артаньяна во второй части возраст Михаила и других актёров, почти совпадает с возрастом их героев в книге. По смерти Констанции возлюбленной Д`Артаньяна стала Мадлен, но на ней он так и не женился.

Кадр из фильма «Мушкетёры 20 лет спустя» в роли Мадлен Екатерина Стриженова
Кадр из фильма «Мушкетёры 20 лет спустя» в роли Мадлен Екатерина Стриженова

Вторая часть тоже с хорошими песнями, причём звучать они за кадром, т.е. это уже не мюзикл. Серьёзные стихи Леонида Дербенёва в сочетании с музыкой Максима Дунаевского и вокалом Игоря Наджиева напоминают рок-баллады, особенно эти две песни:

«Мушкетёры 30 лет спустя: тайна королевы Анны» получились менее интересными, чем 20 лет спустя, но всё же неплохими.

-12

В третий раз мушкетёры собираются вместе, чтобы вернуть на английский престол Карла Второго, при казни отца которого они присутствовали 10 лет назад. После смерти Оливера Кромвеля Карл Второй стал единственным законным наследником. Но как то уж слишком легко мушкетёрам удалось вернуть наследнику престол.

Кадр из фильма «Мушкетёры 30 лет спустя: тайна королевы Анны»
Кадр из фильма «Мушкетёры 30 лет спустя: тайна королевы Анны»

Д`Артаньяна, которому в конце второй части кардинал Мазарини пообещал звания капитана, опять разжаловали в лейтенанты, и в расстроенных чувствах он успел недолго побыть пиратом, спасая английскую корону по собственной инициативе, так как король Франции Людовик XIV (Харатьян) отказал в помощи Карлу.

А что же за тайна королевы Анны? Дело в том, что у сына Анны Людовика был брат-близнец Филипп, так что в фильме сразу два Харатьяна.

Кадры из фильма «Мушкетёры 30 лет спустя: тайна королевы Анны»
Кадры из фильма «Мушкетёры 30 лет спустя: тайна королевы Анны»

Правда, когда Филиппа освободили из Бастилии, это ни к чему не привело и его заключили туда обратно. А мушкетёры уехали воевать в Африку.

Кадр из фильма «Мушкетёры 30 лет спустя: тайна королевы Анны»
Кадр из фильма «Мушкетёры 30 лет спустя: тайна королевы Анны»

В этой части также есть хорошие песни. Первоначально их спел тот же Игорь Наджиев, но в отреставрированной в 2008 году версии эти песни поют Михаил Боярский и Дмитрий Харатьян.

В Африку мушкетёры уезжают под эту песню:

В книге Дюма все мушкетёры, кроме Арамиса погибают. Это и произошло с ними в 4-ой части. Но в фильме «Возвращение мушкетёров: сокровища кардинала Мазарини» (2008 по пьесе Виктора Мальцева; вышел 5 февраля 2009) погибают все четверо, а потом чудесным образом воскресают, после того, как Д`Артаньян помолился.

-17

4 часть получилась худшей из всех: мало того, что сценарий выглядит бредово, так ещё и снято очень плохо, хотя, казалось бы, в 2008 году уже можно было снять нормально, но видимо, бюджет был очень сильно ограничен, ещё сильнее, чем в предыдущие разы. Дети мушкетёров играют плохо: как это ни странно звучит, из всех молодых актёров только Дмитрий Нагиев убедительно сыграл Леона, сына Портоса.

Кадр из фильма «Возвращение мушкетёров: сокровища кардинала Мазарини»
Кадр из фильма «Возвращение мушкетёров: сокровища кардинала Мазарини»

Эта часть снова стала комедией и мюзиклом, песен стало даже слишком много. Это тоже не пошло на пользу фильму, хотя среди откровенно слащавых песен, были и неплохие: «Ну почему», «Молитва», «Летели дни» в исполнении Боярского. Хотя в целом эта часть больше напоминает спектакль-мюзикл с плохими декорациями, плохой игрой актёров и ужасной компьютерной графикой, чем фильм. Д`Артаньян незадолго до гибели получает звание маршалла, как он и хотел.

Кадр из фильма «Возвращение мушкетёров: сокровища кардинала Мазарини»
Кадр из фильма «Возвращение мушкетёров: сокровища кардинала Мазарини»

Пишут, что изначально Боярский предлагал свой вариант сценария, более адекватный, где мушкетёры не воскресали бы после молитвы.

Кадр из фильма «Возвращение мушкетёров: сокровища кардинала Мазарини»
Кадр из фильма «Возвращение мушкетёров: сокровища кардинала Мазарини»

Но режиссёр Хилькевич не послушал никого и снял фильм так, как ему хотелось. Самое странное, что есть в этой постановке, это даже не воскрешение мушкетёров, а дочь Д`Артаньяна Жаклин, которая претворялось сыном Жаком. При том, что Лянка Грыу плохо сыграла, эта идея выглядит максимально, как говорят сегодня, кринжово, и опять-таки, как пропаганда трансгендеров.

Кадр из фильма «Возвращение мушкетёров: сокровища кардинала Мазарини» Лянка Грыу и Михаил Боярский
Кадр из фильма «Возвращение мушкетёров: сокровища кардинала Мазарини» Лянка Грыу и Михаил Боярский

Сам Боярский отказывался сниматься в этом до последнего.

Кадр из фильма «Возвращение мушкетёров: сокровища кардинала Мазарини»
Кадр из фильма «Возвращение мушкетёров: сокровища кардинала Мазарини»

Я посмотрел полную 4-серийную версию, вышедшую через 4 года после премьеры фильма, в 2012. В целом, можно сказать так: это снято так плохо, что даже хорошо. Вот к чему приводит упрямство режиссёра и нехватка средств. Даже Ирина Пегова в роли дочери Портоса Анжелики переигрывает.

Кадр из фильма «Возвращение мушкетёров: сокровища кардинала Мазарини» Валентин Смирнитский и Ирина Пегова
Кадр из фильма «Возвращение мушкетёров: сокровища кардинала Мазарини» Валентин Смирнитский и Ирина Пегова

На этом история мушкетёров закончилась. Они всё-таки вернулись на тот свет, после того, как помогли своим детям.

Кадр из фильма «Возвращение мушкетёров: сокровища кардинала Мазарини»
Кадр из фильма «Возвращение мушкетёров: сокровища кардинала Мазарини»

Но около года назад появилась информация о том, что собираются снимать ремейк мушкетёров: этакий детский вариант, где Михаил Боярский снова сыграет свою роль, а главную роль должен сыграть сын Плющенко и Рудковской. Уже сейчас это выглядит кринжово, но я готов ещё раз посмотреть на Боярского в роли Д`Артаньяна.