В 1941 году после оккупации Греции немецкими, итальянскими и болгарскими войсками в стране началось мощное партизанское движение, переросшее в Национально-освободительный фронт и Народно-освободительную армию Греции. В течении трех лет ожесточенной борьбы греческие партизаны практически полностью освободили территорию страны от фашистской оккупации. В то же время Греческое правительство в изгнании под руководством Георгиса Попандреу в сентябре 1944 года заключило с британским командованием так называемое Казертинское соглашение (по названию города в Италии, где оно было подписано). Согласно данному соглашению все силы сопротивления Греции должны были перейти под контроль английских войск под командованием генерала Р. Скоби, которые были введены в Афины уже через месяц после подписания.
По факту правительство Попандреу оказалось ширмой, за которой был реализован план У. Черчилля по разгрому просоветского греческого Народно-освободительного фронта. Кульминацией данного плана стали события в Афинах в декабре 1944 года, вошедшие в историю под названием «Декемвриана», когда правительственной армией, при поддержке англичан было жестоко подавлено восстание греческих партизан, после чего в феврале 1945 года было подписано Варкизское соглашение, по которому Народно-освободительная армия была разоружена и распущена.
Между тем, спустя 3 месяца, в мае 1945 года в Грецию из заточения в нацистском лагере Дахау вернулся прежний Генеральный секретарь коммунистической партии Греции Никос Захариадис, который решительно был настроен на борьбу за власть с проанглийским правительством «сидящими на штыках британских оккупационных войск». Н. Захаридис был полностью уверен в том, что его стремления поддержит Кремль, собственно, на встрече в Крыму со Сталиным, ему и была высказана данная поддержка лично из уст вождя.
К 1947 году помощь Москвы шедшая в основном через Белград позволила греческим повстанцам резко активизировать свою борьбу против прозападного правительства, которое к этому времени возглавлял вернувшийся в сентябре 1946 года король Георг II. Летом того же года в конфликт вступили и американцы, сменившие англичан в качестве доминирующей силы на Балканах и Средиземноморье. Они торопились нанести поражение греческим коммунистам с целью демонстрации слабости Кремля для вызова антикоммунистических выступлений в странах Восточной Европы.
Так к началу февраля 1949 года королевские войска, до зубов вооруженные американцами, смогли переломить ситуацию и полностью очистить от партизанских отрядов полуостров Пелопоннес. В этих условиях Кремль дал прямое указание коммунистической партии Греции прекратить вооруженную борьбу и по демократическим каналам провел переговоры с правительствами США и Британии по урегулированию конфликта, предложив обеспечить заключения перемирия, проведения амнистии и парламентских выборов с участием всех партий. Оценив данные предложения как проявление слабости Москвы, бывшие союзники отвергли эти предложения заявив, что будут обсуждать этот вопрос открыто на саммите ООН. Советское руководство, конечно же, не могло на это пойти, чтобы не потерять лицо на мировой арене.
Существует много разных мнений о том, почему Советское руководство так поступило с греческими партизанами – коммунистами. Есть версия, что последние не знали о так называемом «процентном соглашении», по которому были разделены сферы влияния в Европе между союзниками по антигитлеровской коалиции. Существует мнение, что для Сталина поражение греческих коммунистов было незначительным эпизодом «холодной войны», которое он мог себе позволить. Но все же более логично себе представляется ситуация, в которой Вождь намеренно стремился избегать конфликтов с бывшими союзниками; экономика, военный и людской потенциал которых был несопоставимо выше СССР еще не окрепшей после тяжелой войны. Это подтверждается и действиями Кремля в Иране и Турции (которые мы описывали в предыдущих статьях), где при ситуациях «на грани» конфликта, Москва «давала заднюю», чем незамедлительно пользовались бывшие союзники.
Что же стало с греческими партизанами? Несмотря на указание Москвы греческие коммунисты продолжили борьбу с уже новым монархическим режимом короля Павла I, сменившего на греческом престоле своего брата. Однако прекращение помощи Москвы и закрытие границы с Болгарией сделали очевидной перспективу будущего поражения, которое греческие партизаны потерпели в августе 1949 года на горном массиве Граммос. В сентябре того же года они вывели свои войска в Албанию и объявили о полном прекращении огня.