Одной из любимых моих песен в дошкольном ещё возрасте была "Вот новый поворот" Машины времени. Которую я тогда воспринимал совершенно буквально, без всякого "политического подтекста". Умозрительно представляя этот самый поворот и что-то там за ним...
Этот образ отлично сочетается с путешествиями по России, подкрепляемый и разговорами о "вечно плохих дорогах". С последним особенно сложно, поскольку нельзя однозначно охарактеризовать хорошие дороги или плохие. Всё познаётся в сравнении и зависит от "угла зрения".
Этой публикацией я открываю серию репортажей о нашем путешествии в рамках проекта "Малоэтажная Россия". И речь пойдёт, как вы уже поняли, о дорогах.
Мир современных технологий позволяет удобно прорабатывать будущий маршрут. Одно дело, когда это поездка на пару сотен километров, а что если впереди тысячи? Ошибка может дорого обойтись и короткий путь не значит быстрый.
Поэтому первый совет, который стоит дать: внимательно изучите карту, мониторя разные варианты. Поскольку предложенный навигатором путь постоянно меняется и на то есть причины. Как правило это системные или эпизодические пробки. Связанные с особенностями маршрута или ремонтом. Планируя поездку важно это учитывать и понимать заранее. Благо, сервисы позволяют даже визуально оценить состояние дороги практически на любом участке. Это удобно и не стоит пренебрегать такой возможностью.
Второй совет в построении маршрута: заранее разбить его на участки и подучастки. Расстояние, которое вы планируете преодолеть за определённые период и какие-то промежуточные, отчётные точки. Это систематезирует и дисциплинирует поездку. Даже в отсутствии жёстких временных рамок, желательно иметь временной ориентир.
Ещё один совет связан со сложными участками на пути. И первое, что стоит сделать - это узнать есть ли такие на вашем маршруте. Таким может быть сложный горный перевал. Протяжённый участок с ремонтом дороги. Место вероятной встречи с дикими животными. Во всех этих случаях следует постараться избегать нахождения на таком участке в ночное время. Особенно, если вы здесь впервые. При этом поездка по современной и освещённой дороге вполне безопасна в любое время суток.
Промежуточные остановки. Ехать ночью можно, но лучше избегать этого. И дело не только в вашем физическом состоянии. Всегда следует помнить, что на дороге есть и другие участники движения и отвечать за их действия вы не можете. Чем хуже условия и видимость, тем выше риски. Ночное время притупляет и затормаживает восприятие, что может привести к неприятностям.
Избежать этого можно совершая промежуточные остановки для отдыха и сна. Лучше заранее планировать такие остановки, изучив варианты размещения, но не факт, что лучше заранее бронировать отель. Поскольку время в пути может существенно меняться и желание остановиться возникнуть много раньше того, как вы достигните намеченной точки.
Но есть и другая сторона, с которой мы столкнулись в Ижевске, где планировали ночевать. Отсутствие мест в отелях. Хотя, есть предположение, что это связано с нежеланием персонала селить в позднее время. Такое "гостеприимство". Решить этот вопрос можно используя электронные сервисы бронирования номера. В том числе и сделав это заранее, когда до достижения точки остаётся небольшое расстояние. В целом во всех крупных городах есть выбор отелей разного уровня, а на трассах у крупных населённых пунктов часто встречаются и придорожные мотели, где так же можно остановиться на отдых.
Но в целом это та сфера, которая требует модернизации и систематизации. Возможно, создания сети дорожных мотелей с возможрностью онлайн бронирования и понятной, единой инфраструктурой, но каким-то местным колоритом. Что-то вроде "отельного фастфуда".
Кстати о питании. Тема индивидуальна. В дороге я всегда отдаю предпочтение сетевому фаст-фуду, который есть в каждом крупном городе, а иногда и в непосредственной близости от трасс. Это связано с тем, что за приемлемые средства я получаю понятную мне еду, не играя в рулетку и не тратя на это время. Всевозможные придорожные кафе предлагают стандартный набор блюд, но поручиться за их качество и последствия сложно. Если же вам хочется навернуть супчика и котлетку с пюре - большое количество дальнобойщиков на парковке является признаком того, что в этом заведении готовят хорошо. Пустая парковка не означает обратного, но должна настораживать.
Отмечу, что на маршруте довольно редким явлением какие-то аутентичные кафе с местной кухней и продажа хорошей выпечки в дорогу. Если для вас это важно - лучше озаботиться поиском заранее, не полагаясь на "посмотрим по пути".
Заправки! Тема качества топлива - одна из животрепещущих для автомобилистов. Каждый автовладелец предпочитает заправлять свою ласточку на какой-то знакомой ему сети, которой доверяет. Путешествие в этом смысле особо волнительная тема.
Если говорить об инфраструктуре в целом, то на пути редко встречаются участки, где на 100 километров не было бы ни одной АЗС. И всё же я бы рекомендовал не опустошать бак ниже 1/4-1/3 от общего объёма, всегда сохраняя определённый запас в баке. Это позволит без лишних нервов и горящей лампочки двигаться к намеченной цели.
Что касается выбора самих АЗС. Я всегда избегаю "колхозных" безымянок, отдавая предпочтение одной из известных сетевых. По всей стране распространены "Газпромнефть", "Лукойл" и "Роснефть". Но их число заметно уступает в некоторых регионах местным сетевым АЗС. Так в Татарстане это "Татнефть", а в Башкирии "Башнефть". Отмечу, что топливо на Башнефти оказалось не только самым дешёвым на всём маршруте, но и показалось наиболее качественным, если судить по тому расстоянию, которое удалось преодолеть до достижения "отчётной" отметки. Кстати, за этим показателем тоже стоит внимательно следить, не полагаясь на то, что какое-то конкретное количество литров обеспечит вам конкретное количество километров. Конкретные показатели зависят от прожорливости автомобиля. К примеру Lada Vesta на которой мы отправились путешествие в минимальных значениях расходует 6,7 л. на 100 километров, в городе этот показатель может достигать и 14 литров. В среднем расстояние между заправками варьируется в районе 500-600 км.
О дорогах и дорожной ситуации в целом.
Самое приятное впечателние связано с тем, что дороги в любом из тех регионов которые нам довелось посетить - ни чем не хуже, чем в Московской или Ленинградской областей. А часто даже и лучше. Лучшие дороги в Татарстане. Там вообще практически нет плохих участков.
Откровенно "убитых" (по моим меркам) не было ни где. От 40 до 60 процентов - это новые или отремонтированные дороги. Остальная часть - это ремонт и строительство.
По всей стране развёрнута масштабная дорожная стройка. Особенно впечатляюще это выглядит на участке горного перевала трассы М-5 между Уфой и Челябинском. Некоторые инженерные сооружения просто поражают масштабом и размахом. Думаю, через 2-3 года этот участок будет представлять из себя новую скоростную магистраль.
Въезд и выезд в город - самые проблемные участки, особенно, если попадаешь в час пик. Так один из трёх участков, где пришлось постоять дольше всего - это выезд из Челябинска в направлении Кургана. Там мы простояли без движения чуть меньше часа из-за реверсивки. В остальных случаях время в пробке могло быть и больше, но медленное движение всё же было. Первый такой участок в районе Череповца. Ещё один у Ревды под Екатеринбургом. Где так же строят большую новую магистраль.
А вот Уфа приятно порадовала своей локальной "ЗСД", как на Питерский манер я назвал эту платную магистраль, позволившую покинуть столицу Башкирии всего за несколько минут и 100 рублей в качестве оплаты за услугу.
В отличие от самолёта и во-многом поезда, поездка на автомобиле - это уже часть путешествия. Порой, оставляющая самые яркие воспоминания от тех сменяющихся вокруг пейзажей. Позволяя совершать остарновки или даже немного съезжать с дороги там, где хочется. Устраивая небольшие передышки и пикники. В этом, я считаю, настоящая прелесть автомобильного путешествия. Общее построение и проработка маршрута позволяет путешествовать на любое расстояние без стрессовых ситуаций, а неожиданности только приятные.
В следующих публикациях я расскажу о впечатлениях от тех городов, которые мы посетили.
-------------
Спасибо за внимание к публикации
Дмитрий Матвеев || DM_812
В ВК vk.com/dm_812