Рассматривать такую сложную и многогранную эмоцию, как гнев, можно было бы еще очень долго и подробно, тем более что места в эмоциональном коде человечества он занимает настолько много, что даже спокойный как удав Будда не обошел его стороной, давая наставления своим ученикам. Однако, мы с вами тут все-таки больше про психологию, так что давайте переходить в нашу плоскость…
Гнев – эмоция фундаментальная, и его осмысление необходимо строить именно на этом базисе. Правда, сначала неплохо было понять, что, вообще, такое фундаментальная эмоция. Ученые сходятся во мнении, что к таковым можно отнести первичные эмоции: страх, боль, удовольствие, и конечно же гнев. Они все являются адаптивными психофизиологическими реакциями, играющими фундаментальную роль в нашей жизни.
Фактически они позволяют нам реагировать на то, что происходит вокруг на подсознательном уровне, со скоростью тысячных долей секунды без необходимости вмешательства сознания. Самая архаическая часть мозга, отточенная миллионами лет эволюции, функционирует самостоятельно как своего рода радар, постоянно сканирующий окружающий мир, мониторя события, которые крайне важны для нашего благополучия. Ну или если говорить терминами эволюции: для выживания.
Считывая что-то значимое, мозг активирует определенные действия на психическом и на физиологическом уровнях, что позволяет справиться с проблемой наиболее оптимально и быстро. То есть, решая вопрос без размышлений и рефлексии, за счет выработанных веками эволюционных механизмов реакции, например, на опасность. Конкретно в этом случае, действует фундаментальная эмоция страх, ну или, если быть точнее, его фундамент – инстинкт самосохранения.
Примерно также работает и гнев, который позволяет нам найти в себе энергию, смелость реагировать на угрозу или препятствие в достижении целей, особенно в тех случаях, когда нет необходимости в когнитивной оценке ситуации, а действие и реакции должны происходить максимально стремительно.
Сильные фундаментальные эмоции – являются неисчерпаемыми источниками энергии, выводящими человека за пределы возможностей. Они предрасполагают нас к действиям, вызывая множество изменений на физическом уровне. Например, активизируя вегетативную нервная систему, которая контролирует дыхание, сердцебиение и потоотделение.
При этом внешний стимул совсем не обязателен, иногда вполне достаточно воспоминаний или даже просто представлений о том, что могло бы произойти. Как раз это и показывает, что фундаментальные эмоции обеспечиваются самой древней частью нашего мозга, и практически не зависят от более современной коры. По этой причине, как подчеркивает нейробиолог Д. Леду (2002): наши эмоциональные реакции решающим образом определяют наши сознательные переживания, но никак не наоборот.
Каждая из них направлена в первую очередь на выживание и активируется в зависимости от конкретного восприятия с целью повышения нашей способности адаптироваться к окружающей среде. И если их интенсивность выходит за порог функциональности или они высвобождаются в тот момент, когда этого не требуется, то это конкретный звоночек, что до психологического расстройства осталось совсем чуть-чуть.
Например, страх, переходящий в панику, или гнев, трансформирующийся в агрессию, там, где нормой реакции была бы боль утраты. Да даже удовольствие вполне может вызывать проблемы: давайте вспомним всех страдающих от перееданий или чрезмерных возлияний, а еще не забудем о лудоманах, наркоманах и прочих «радостях» современного общества потребления.
Собственно, о чем я, и для чего вам необходимо понимать, как работают фундаментальные эмоции прежде, чем приступать к работе с собственным гневом: наши эмоции могут быть как функциональными, так и дисфункциональными. Могут давать нам ресурсы, но могут и очень сильно ограничивать их. По сути, пистолету все-равно в кого стрелять: в ребенка ли или в грабителя. Все зависит от того, кто его держит в руках и как использует.