Из всех экранизаций романа Дюма самой адекватной я считаю нашу отечественную. Из всех я могу смотреть только ее одну. В ней не без маленьких недостатков, к сожалению.
Но все же достоинств в нашем сериале гораздо больше, чем недостатков. Актеры сами по себе превосходные. Михаил Ефремов, Екатерина Васильева, Дмитрий Певцов, Евгения Добровольская и многие другие трактовали своих персонажей с удивительной верностью и блеском. Но самое главное - в этой постановке сохранена душа романа.
Дух произведения Дюма, благородный и романтичный, в этой постановке полностью сохраняется.
Смотреть же французский фильм 1994 года будет интересно только тем, кто любит порнофильмы. Это особый такой жанр, который имеет место быть. В данном случае просто к порнофильму приделали зачем-то историческую (на мой взгляд псевдо-историческую) составляющую и декорации.
В порнофильмах люди уже не имеют собственно человеческий облик, это, по сути, звери. В каждом из нас есть звериная ипостась. Но когда она занимает именно главенствующее место во всей системе ипостасей человека, вот это уже все-таки дико.
По сути, к этому, то есть к отделению от человеческого, от нравственного, и пришла сейчас окончательно современная Европа, ведь люди там сейчас свободны провозглашать себя зверями, собакой или кошкой, например, и это считается нормой. Но является ли это нормой для человека, на самом деле? На мой взгляд, все-таки нет.
Изабель Аджани играет здесь, конечно, не королеву, и вообще не личность (потому что личностью такое назвать нельзя), а звериную сущность. Дикую кошку во время течки. Мозга у этой героини нет, никакого, ну а политического тем более, одно только звериное естество. Как и поведение всех остальных «исторических героев» тоже такое же преувеличенно звериное, не человеческое.
Скорее всего, режиссеры, сценаристы и постановщики просто что-то беспрестанно курили (не удивлюсь), пока делали этот фильм.
Но что касается исторической правды, то, конечно, «так» быть не могло, потому что так просто не могло быть. Франция 16 века - это вовсе не пещерный век. Это уже даже не Средневековье! А давно Возрождение. Франция в эти годы славилась развитием искусств, мануфактур, торговли, а значит, тканями, предметами роскоши и ухода за собой. Люди не ходили такими неухоженными и нечесаными. Здесь создатели фильма накосячили – точно плохо читали Дюма и вообще мало знают свою историю.
Кстати, сами французы не смогли смотреть этот дикий фильм и кассовые сборы были плохи. Из-за этого создателям пришлось многое вырезать из первоначальной версии. Оно и понятно, смотреть этот фильм действительно приходится себя заставлять. В нем нет ни правды, ни таланта. Одно только вот это звериное составляющее – чувствуешь себя наблюдателем в зоопарке. Ну, поглазеть можно на всех них просто как на зверей. Но что-то во всем этом есть очень пьяное, и у меня впечатление, что они там просто все в наркотическом трансе. Скорее всего, так оно и было.
Но самое главное, что разочаровывает – персонаж Аджани в этом фильме - не та умная и проницательная Марго из романа, которая всех видит насквозь, а примитивная, наивная, инфантильная глупышка. С вульгарными манерами проститутки-то ладно. Бывали и умные проститутки в истории. Но ведь невероятная глупость при этом, не по возрасту - это уж слишком! Ее ум не то что не на уровне самой образованной и блестящей принцессы Европы. Он вообще находится на уровне ошалелого подростка 15 лет из очень неблагополучной семьи. Она жадно разглядывает придворных парней, развязно и громко хохоча при этом вместе с подружками. Кошмар, да и только. О Боже, это уже просто предательство по отношению к роману Дюма, я бы сказала даже, надругательство.
В общем, честно скажу, фильм я просто не стала дальше смотреть, мне стало слишком жаль свое время, поскольку сразу стало понятно главное: фильм темный, на низких частотах и энергиях, безрассудный и странный. Время нашей жизни настолько драгоценно, что невозможно и даже преступно тратить его на то, что никак не наполняет нашу душу чем-то близким по духу и благотворным.
Это не единственный случай, когда сценаристы, будь то наши или зарубежные, сильно искажают и принижают собственную историю. Например, фанцузский фильм про Франсуа Вийона 2010 г. тоже страдает такой же неуместной порнографией, и образ великого, замечательного поэта там так же невероятно принижен и искажен невообразимой моральной чернухой.
Другой французский фильм «Королева Марго» 50-хх годов можно посмотреть, хотя бы только ради звезды Жанны Моро, но к сожалению, пленка там очень плохого качества и сам фильм очень какой-то карикатурный, да и общий кастинг не на высоте, если не считать Моро. До шедевра тут далеко, тоже не стала тратить долго свое время.
В общем, роман Дюма, возможно, дождется своей очередной стоящей экранизации. А пока самая лучшая – наша.