История и её экранизация – о становлении и кардинальных переменах характера десятилетней девочки (в фильме – девочка постарше) и её друзей под лучами светлых природных энергий заброшенного райского сада, который в фильме сыграл главную роль.
Френсис Бёрнетт задолго до расцвета психоанализа подняла вопрос примирения с родителями (живыми и умершими) как главный в психологическом здоровье человека.
Несмотря на грандиозно-сказочную операторскую и феноменальную актёрскую работу детей в этой простой сентиментальной истории, ключевую роль лорда Арчибальда Крейвена, дяди героини Мэри Леннокс (Дикси Эгерикс) сыграл Колин Ферт. Именно он отобразил собой тотальную психическую немощь современной эпохи – уныние или клиническую депрессию Потери.
Современный секуляризированный человек с материалистическим мировоззрением мелкого хищника УБЕГАЕТ от идеи смерти, а когда сталкивается со смертью близких, сверстников или с собственной старостью, впадает в ступор безысходности. Но самое ужасное то, что безнадежно несчастный бессильный от страха человек бессознательно или умышленно пытается навредить, сделать несчастными окружающих, даже самых близких.
Фабула этой саги о психическом освобождении стало предъявленное обвинение Мэри отцу её кузена Колина в умерщвлении живьём собственного сына. Правда, высказанная как выстрел в сердце, имела ошеломляющий эффект. ПРАВДА ПРИМИРЯЕТ. Это ключевой тезис маленького сказочного приключения новой «Алисы в Стране чудес».
Сказочный жанр фэнтэзи в этом фильме настолько реалистичен, что кажется легендой, мифом, основанным на документальных событиях. Девочка излечивается от жестокосердия, когда понимает, что она не была нежеланным ребёнком, что мать её любила, но страдала смертельной тоской от ухода своей любимой сестры. Мальчик излечивается от паралича, когда понимает, что страдания отца от кончины жены (его матери) не лишили его сердечных чувств по отношению к сыну и он готов покаяться в собственном малодушии и направить внимание на осмысленную жизнь, на исцеляющий сад Присутствия-в-Жизни, который он закрыл на ключ, лишив себя общения с источником силы.
Здоровье как символ мудрости у Френсис Бёрнетт проявляется в том, чтобы заботиться о близких и любимых, даже когда самому тяжело и мало радости в этом мире. Надо обязательно найти свой райский сад, даже если он обнесён высокой серой стеной пессимизма, даже если нет сил дойти самому.
Фильм радует хэппи-эндом, но и наталкивает на грустные размышления об ужасных последствиях УБЕГАНИЯ ОТ ЖИЗНИ.
Сюжет новеллы в чём-то сильно напоминает сказку Гофмана «Щелкунчик», где Мышиный Король символизирует врождённую подсознательную бездну Трагедии Потерянного Рая. Наша горестная печаль от великого изгнания из божественного исцеляющего сада детства постоянно даёт о себе знать во взрослой жизни, когда ожидания сталкиваются с безразличием, приобретение с потерей, а мечта о счастье с первым и последним закатом бабочки-однодневки.