На это можно смотреть бесконечно. Но фото, где немцев кормят усиленным пайком, чтоб они могли прошагать всю экскурсию по Садовому кольцу и центральным улицам столицы, ставить не буду, обойдутся. Хлеб и кашу с салом им давали, в итоге только четверым в конце пути понадобилась помощь. И то не знаю, из-за чего.
Сейчас бы на Западе написали - по причине моральных страданий.
А я думаю, может, несмотря на строгий запрет, кому-то удалось метнуть что-нибудь в эти высокомерные физиономии. Потому что в проснувшуюся совесть ни одного из этих представителей "особой расы" я не верю.
И время показало - какими они были, такими и остались.
Немецкий ефрейтор Карл Хофман: "В Москве мы все испытывали смешанные чувства. Это всё равно, что после триумфа упасть на самое дно. Но самым главным чувством было всеобщее оцепенение. Даже голод притупился, хотелось только пить. Разговаривали мало и тихо".
Берхард Браун: "Те, кто шел по краям колонны, смотрели на москвичей, а они смотрели на нас. Я задался вопросом, испытывал ли я унижение? Наверное, нет. На войне случаются гораздо худшие вещи. Мы привыкли выполнять приказы, поэтому, когда шли по московским улицам, просто выполняли приказ наших конвоиров".
Москвичи узнали об операции "Большой вальс" лишь в семь часов утра. По радио передали сообщение: "17 июля через Москву будет проконвоирована направляемая в лагеря для военнопленных часть немецких военнопленных рядового и офицерского состава в количестве 57 600 человек из числа захваченных за последнее время войсками Красной Армии 1-го, 2-го и 3-го Белорусского фронтов и в связи с этим с 11 часов утра движение транспорта и пешеходов по маршрутам следования военнопленных будет ограничено".
Люди с тротуаров кричали:
- Вот вы и попали в Москву!
Говорят, много чего кричали. А что думали - словами не передать.
Бесконечно можно смотреть кадры хроники, особенно те, на которых после фашистов по улицам едут поливальные машины.
Стоило бы сегодня погромче напомнить миру про этот день.
Все-таки 80-летие. Юбилей.
Чтобы помнили, чем кончаются мечты пройти по улицам Москвы для тех, кто думает, что можно нас победить.
Враг будет разбит! Победа будет за нами!
Так было. Так будет. Во все времена.