У этих двух политических персонажей явно много общего, хоть и на первый взгляд такое заявление кажется абсурдным. Они оба беспрекословно ориентировались на Запад, они оба использовали преступников для достижения своих целей, они оба не являлись легитимными президентами своих стран, они оба в большей степени популисты, чем политики.
Если с Зеленским все понятно, то с деятельностью Шеварднадзе на постсоветском пространстве есть определенные нюансы, о которых редко говорят. Так, например, политический противник Шеварднадзе Звиад Гамсахурдия в газете ''Под небом Грузии'' о Западе заявлял следующее:
Правительства, которые вы называете демократическими, на самом деле уже давно отошли от демократии. Демократия превратилась в пустое слово, которое произвольно используют для маскировки тех или иных политических интересов Запада. Когда эти западные правительства хотят в каком-то регионе усилить свое влияние и военное присутствие, тогда они сперва пытаются подкупить правительство этой страны, а получив отпор, – просто свергают законную власть. При этом для них не имеет никакого значения характер свергнутого ими режима: демократический он или авторитарный. Этот хищнический подход во взаимоотношениях с другими странами сейчас окончательно утвердился в странах НАТО.
То есть, человек, которого сторонники Шеварднадзе окрестили ''провинциальным шовинистом'' давал достаточно четкую характеристику западной политике. Это очень сильно напоминает все то, что происходило в Сирии или Ираке, где местное правительство обвинялось во всех смертных грехах.
Так, например, известный публичный интеллектуал и инвестор сирийского происхождения Нассим Талеб писал о западной журналистике
«Например, практически все, что CNN передает по конфликту в Сирии, — ложь. Я почувствовал это, когда был в Алеппо». «Беда в том, что среди западных журналистов сейчас сформировалась интеллектуальная монокультура»
Что касается противника Шеварднадзе Гамсахурдиа, то можно обратиться к любопытной цитате из статьи ''Группа Гиоргадзе, или история разгрома грузинской Альфы'':
- Как вообще относили кадровые сотрудники спецслужб к тому, что происходило в республике? На этот вопрос Котэ Шавишвили отвечает так:
– Я, да и многие в старом КГБ, считали, что Гамсахурдия был патриотом своей страны. Но быть патриотом не означает уметь быть президентом. Повсеместные ошибки, наклеивание ярлыков, резкое неприятие одного и убийственные решения по поводу многих вопросов, назначения на руководящие должности неучей и откровенных проходимцев, в конечном итоге озлобили народ. А если еще и вспомним многих из ближайшего окружения президента, которое строило «страну кривых зеркал», то станет вполне очевидным раскол в народе, приведший к ужасающим последствиям. Но это, видимо, удел всех первых лиц – жить в отрыве от действительности.
Не следует сбрасывать со счетов и тот факт, что многие в Грузии, имевшие некую власть и финансовые возможности, приняли активное участие в происшедшем, – продолжает Котэ Шавишвили. – Кем бы не считали Гамсахурдия, он остается первым президентом в постсоветской Грузии и является неотъемлемой частью ее истории. Я считаю, что нынешнее руководство страны должно приложить максимум усилий, дабы прах Звиада Гамсахурдия покоился в земле его предков. Это законное право человека.
Любопытную оценку абхазскому конфликту дает и сам Игорь Гиоргадзе:
Я понимал, что это авантюра. Фактически же Шеварднадзе начал войну в Абхазии для сохранения власти, потому что Западная Грузия начинала укрепляться. Россия начинала уже поддерживать сторонников Гамсахурдиа Под угрозой оказалась власть Шеварднадзе в Тбилиси, и он принял решение о вводе войск - под предлогом охраны транспортных коммуникаций - в Абхазию. Практически это была отмашка на войну. Это сегодня он сидит у экранов и глубокомысленно заявляет, что его приказ был неправильно приведен в исполнение. Ну, а как должен был быть приведен в исполнение, когда было приказано всю бронетехнику, все, что у нас было, - а у нас не было армии, у нас был сброд - ввести в Абхазию. Что он ожидал - что это будет миротворческая миссия? Он прекрасно знал, что там начнется стрельба, резня, бойня - и он сознательно пошел, переведя все стрелки на Абхазию".
Похожее пишет и грузинский историк Давид Джишкариани :
«Ввод войск в Абхазию в значительной степени был вызван тем обстоятельством, что сторонники Звиада Гамсахурдиа скрывались в Самегрело и Абхазии. В первом декрете, обнародованном по поводу ввода вооруженных сил в Абхазию, говорилось, что они вводятся для борьбы против отрядов звиадистов, а не для охраны железной дороги».нт.
(эту переводную статью статью, к сожалению, в Грузии очень быстро удалили)
Тоже самое говорит и сам Гамсахурдиа:
Что раздражало Шеварднадзе, так это то, что власти этой автономной республики не преследовали моих сторонников и отказывались от введения в Абхазии тоталитарного правления, как это практикует хунта. В Абхазии не было ни террора, ни репрессий против моих сторонников , где народ продолжал пользоваться политической свободой, мог издавать свою газету «Агдгома» и мог свободно выступать по местному телевидению.
(Опубликовано «СОВЕТСКИМ АНАЛИТИКОМ» (редактор и издатель Кристофер Стори), Vol. 21, N. 9-10, 1993)
Более того, Гамсахурдия заявлял о том, что глава Абхазии предлагал ему помощь в период переворота, а в момент полной потери Абхазии Гамсахурдия некоторое время укрывался в Абхазии по соглашению с абхазцами, не приняв однако их предложение о признании ее независимости ( так как абхазцы и их лидер Владислав Ардзинба прекрасно понимали, что законный лидер Грузинской Республики именно Гамсахурдиа.
Один из приближенных к Президенту Э. Шеварднадзе известный абхазский ученый и политический деятель академик АН Грузии Лорик Маршания, дает такой ответ:
«Хочу прямо и однозначно заявить, что не только не было необходимости, а это была роковая ошибка со стороны военщины Грузии во главе с ее руководителем Т. Китовани. Глава государства был категорически против военных действий вошедшей армии, возлагая на нее миссию охраны дорог, коммуникаций и т. д.»
То есть тут важно заметить, что войска в Абхазию ввел именно Шеварднадзе( или позволил этому произойти), а не его политический оппонент Гамсахурдия, который заявлял, что бандформирования Шеварднадзе разорят этот край. В принципе, Гамсахурдиа был недалек от истины, т.к реальной армии у Шеварднадзе не было (чего он и сам не отрицал в своих мемуарах), а плоды деятельности тбилисских зондер-бригад были отчетливо продемонстрированы в Мингрелии.
Рассмотрим интересную нам мысль из газеты ’’Коммерсант’’ :
История современной Грузии после 6 января 1992 года убедила нас в том, что власть, пришедшая в государство, не может обеспечить те условия, которые она предлагала сначала, и начинает искать врага, который якобы мешает ей обеспечивать эти условия. После 6 января таким врагом оказалась Мегрелия, и тогда "Мхедриони" и гвардия направились в Западную Грузию и несколько раз ее изнасиловали, а когда нечего уже было насиловать, они направились в Абхазию. Вы знаете, чем это кончилось. Сегодня создается аналогичная ситуация. Людей, пришедших к власти так называемым бархатным путем, скоро станут спрашивать, где обещанное благосостояние. И тогда врагом будет объявлена Аджария. Уже сейчас началось подталкивание народа к тому, что в Аджарии надо демократическим путем сместить власть тирана Абашидзе, провести штурм — и все будет хорошо. Знаете, что говорят националисты? Они говорят: "Надо свергнуть власть Аслана Хусейна". Грузия недалеко ушла от сознания 1992 года.
К счастью, Аджария не пострадала лишь благодаря ее лидеру, Аслану Абашидзе (кстати, он принимал участие в защите Белого Дома), которого позднее Саакашвили публично выгнал из страны, обвинив в ориентации на Турцию и Россию:
В своем ливжурнале политолог Гела Васадзе отметил:
В начале 1992 года, свергнув законное правительство Грузии, банды «Мхедриони» и Национальной гвардии двинулись на запад, грабя все, что попадалось у них на пути. Естественно Аджария казалась грабителям очень лакомым кусочком, тем более, что по слухам в Батуми доллары росли на деревьях. Подойдя к административной границе на Чолоки, бравые вояки испытали разочарование, их встретили российские танки со спецназом МВД и КГБ Аджарии на броне. Ввязываться в бой, исход которого был предрешен, они не стали и убрались восвояси несолоно хлебавши. Это уже потом многие жители Аджарии будут говорить, что, мол, Аслан тогда спасал, прежде всего, себя, и, конечно, будут правы. В тот момент Абашидзе был национальным героем, по всей Грузии о нем ходили легенды, как о справедливом и мудром правители, и в этих легендах была своя правда.
Краткие выводы:
1. Эдуард Шеварднадзе это не только человек, предавший СССР, но и человек ввергший Грузию в бесполезный конфликт с соседними народами
2. Шеварднадзе это именно та фигура, которая начала прозападный курс Грузии, наплевав полностью на все предложения Евгения Примакова и его старания для Грузии, а не Саакашвили (как это ошибочно считается)
3. При Шеварднадзе Грузия реально начала утрачивать всякое влияние на Абхазию и ЮО, хотя формально еще велась достаточно качественная дипломатическая работа, которая полностью оборвалась с приходом Михаила Саакашвили
Спасибо за внимание! ❤️ ❤️ ❤️
Может быть интересно: