Точное время строительства храма Софии Киевской неизвестно. В "Повести временных лет"время постройки Софийского собора датируется 1037 годом, это время княжения Ярослава Мудрого. Некоторые же исследователи утверждают, что Софийский собор был заложен в 1017 году, при князе Владимире I Святославиче. Но все же большинство ученых, на основании анализа летописных памятников, полагают, что строительство Софии Киевской было начато именно в 1037 году.
Согласно летописям, в 1036 году Ярослав Мудрый находился в Новгороде Великом, когда к нему дошла весть о том, что печенеги "без числа" подступают к Киеву. Ярослав собрал дружину из варяг и новгородцев и выступил к Киеву.
"На поле вне граде" сошлись печенеги и киевские дружины. Целый день бились противники, к вечеру одолел Ярослав печенегов и обратил их в бегство.
Во славу этой победы и заложил храм. В переводе с греческого "София" - "мудрая". Посвящение храма Святой Софии воспринималось ещё и как символ христианской мудрости, знак победы православия над язычеством.
После посещения этого храма в свои 16 лет в советском Киеве 1966 года еврейский мальчик Борис Левит-Броун и нарисовал этот рисунок. Что произвело такое впечатление на юношу? Какие эмоции пробудил памятник древнерусской архитектуры в мятущейся душе, увлеченной Лермонтовским Печориным?
Воспоминания от первого лица
"Этот лист мне подарила София Киевская. Посещал я храм не так, чтобы часто, и это не имело никакого отношения к вере вообще и к православию в частности. Посещал и посещал – ничего особенного. Я любил места истории и культуры, особенно культуры живописной. И я любил места уединённые, а в храме Софии в Киеве был музей, где почти никогда никого не было, а редкую экскурсию всегда можно было обойти или переждать.
Есть в Софии Киевской лестничные башни, где витые лестницы ведут на хоры или, как их ещё называют «полати». На круглых стенах этих башен сохранились фрески. Ничего общего с тем, что изобразил я. То есть, даже не близко. Одно из посещений вывело меня, не объясню как, на воспоминания об этих фресках… вообще, о православной фресковой живописи. Я и назвал его «ПОСЕЩЕНИЕ». (Размер листа стандартный 120 на 80 см. Свинцовый карандаш).
Ну, без меня, конечно, обойтись не могло.
Половина лица справа с оскаленными зубами – это я, точнее, мой тогдашний, скажем так, маленький, наивный autofiction. А про рожицу рядом, страдательную и запущенную волосами, даже не спрашивайте. Есть и есть.
Ещё какой-то то ли упреждающий, то ли грозящий палец справа внизу. Как хорошо, что я не всё могу объяснить!
Тарковский говорил, что если актёр, приглашенный им на роль, всё об этой роли понимает, он ему отказывает. Я, наверно, не продержался бы и два года с моим рисованием, отказал бы сам себе, если б всё в моих листах было мне понятно".
А что вы увидели на этом рисунке?