Перед поисковыми алгоритмами стоит непосильная задача: организовать миллиарды страниц, за доли секунды отфильтровать соответствующие пользовательскому запросу и отранжировать результаты от наиболее подходящих к наименее. Чтобы оптимизировать этот процесс, поисковые системы постоянно обновляют алгоритмы: вводят новые факторы ранжирования, требования, некоторые из факторов утрачивают силу и влияние.
В результате таких обновлений даже авторитетные сайты могут терять органический трафик — основной источник их прибыли. Так, после сентябрьского обновления 2023 года большинство сайтов так и не смогли восстановить прежний уровень поискового трафика. Последующие обновления не меняют ситуацию. Google рассказал, почему.
Почему позиции сайтов не восстанавливаются
Позиция Google кажется непоколебимой и безразличной. Но на самом деле, поиск дает достаточную обратную связь вебмастерам и оптимизаторам о том, как работает сайт и что можно улучшить (в частности, через Search Console).
Алгоритмы Google построены так, чтобы обеспечивать наилучший пользовательский опыт. Их работа оценивается по тому же принципу: доволен ли пользователь результатами. С этой точки зрения алгоритмы работают отлично. Но с точки зрения оптимизаторов, вебмастеров и издателей алгоритмы не справляются со своей задачей. Поиск знает об этой проблеме. И по словам представителей, ищет решение.
Все это доказывает, что существует реальное расхождение между тем, как Google измеряет эффективность своих алгоритмов, и тем, как это работает для вебмастеров и оптимизаторрв. Интересно, что это расхождение начинается с миссии Google сделать информацию "всемирно доступной и полезной" и заканчивается внедрением алгоритма, работа которого тестируется по параметрам, которые учитывают пользовательский опыт, но полностью не учитывает усилия издателя.
Вот некоторые из проблем, о которых сообщают оптимизаторы и вебмастера:
- В тематиках обзоров и путешествий Google отдает предпочтение крупным сайтам. Получается, что мелким сайтам путь в топ выдачи просто закрыт.
- Часто в выдаче над авторитетными сайтами появляются результаты Reddit, где пользователи обсуждают эту тему.
- Опция AI Overviews кратко излагает содержание тематических страниц и лишает сайты поискового трафика.
Все эти функции выдачи направлены на улучшение пользовательского опыта (возможно, по результатам исторического анализа кликовых данных — пользователи чаще выбирают крупные сайты, форумные обсуждения или общий обзор по теме).
Это подтверждают и многочисленные патенты и исследовательские статьи о поиске и поисковых технологиях, где основной целью изменений становится улучшение пользовательского опыта. При этом условия для вебмастеров и оптимизаторов полностью игнорируются.
Такая позиция Google легко объяснима.
Почему пользователи важнее вебмастеров
Для этого есть несколько причин:
Основной рынок: Пользователи остаются основными потребителями сервисов Google. Чем больше пользователей удовлетворены поисковыми результатами, тем больше они будут использовать Google для поиска информации.
Доходы от рекламы: Большая часть доходов Google поступает от рекламы. Чем больше пользователей, тем больше кликов по рекламным объявлениям, что приносит больше доходов.
Конкуренция: В конкурентной среде важно удерживать пользователей. Если пользователи будут недовольны результатами поиска, они уйдут в Bing, DuckDuckGo, Яндекс и другие поисковые системы. Удовлетворение пользователей помогает Google удерживать лидерские позиции на рынке.
Репутация: Лояльность пользователей влияет на репутацию Google. Высокое качество поисковых результатов способствует укреплению доверия к компании и бренду.
Оптимизация и новые разработки: Обратная связь помогает Google улучшать сервисы и внедрять новые функции, что в конечном итоге поддерживает лидерство компании в технологическом секторе.
Есть ли надежда для вебмастеров и оптимизаторов
На одной из недавних онлайн встреч Google’s Search Liaison представители поиска указали, что в ближайшие месяцы будут выпущены обновления, которые должны исправить ситуацию для сайтов, потерявших трафик в прошлые разы. Однако точные сроки не называются.
Вебмастерам и оптимизаторам остается лишь работать над развитием собственных проектов:
Оптимизировать контент стратегии — сейчас недостаточно просто создавать новый уникальный контент. Он должен быть точным и прикладным, решающим проблему пользователя, предоставляя пошаговые инструкции или рекомендации.
Работать с репутацией сайта — планомерно наращивать ссылочную массу, генерировать упоминания сайта, бренда, продукта, компании в сети. При этом, делать это необходимо постоянно и планомерно, а не рывками, создавая ссылочный бум.
Максимально использовать все возможности поиска — оптимизировать сайт под основные элементы поисковой выдачи: быстрые ссылки, Google Мой бизнес, рейтинги, изображения, видео, новости. Оптимизировать Title и Description, которые влияют на клики пользователей в выдаче.
Работать с поведенческими факторами — повышать время на странице, количество взаимодействий со станицей, глубину просмотра, снижать уровень отказов.
Отслеживать действия конкурентов — какие методики используются, какой контент публикуют, частота, объем, ссылочные стратегии, контент-маркетинг.
Заключение
В ближайшие месяцы нас ожидает очередное обновление основного алгоритма Google. Представители поиска обещают, что просевшие сайты смогут восстановить свои позиции. В последнее время поиск уделяет огромное внимание качеству контента, его оригинальности и новизне. Мы следим за новостями и сообщим об обновлении, когда станут известны точные сроки.