Тут в Госдуме снова озаботились крайне актуальной проблемой электросамокатов. Снова решить хотят самым простым и самым «эффективным» способом: нет явления – нет проблемы. Запущен опрос общественного мнения о том, надо ли запретить электросамокаты полностью.
Это очень неприятная тенденция. Самокаты всё активнее входят в нашу жизнь, и они эффективно позволяют решать вопросы транспортного добирания там, где плохо с общественным транспортом. Они снижают нагрузку на дороги – человек при наличии самоката не поедет на своей машине, или не возьмёт такси, не создаст лишнюю пробку. Можно и не иметь свой самокат, а взять прокатный – я, кстати, сам периодически ими пользуюсь в разных городах: ездил на них в Екатеринбурге, Новочебоксарске, Санкт-Петербурге, Хабаровске, и даже в Якутске! В этих городах ОТ работает, мягко говоря, неидеально, а иногда мне нужно было добираться уже в часы, когда он закончил ездить.
При этом самокат занимает ещё меньше места, чем велосипед, его удобнее хранить в квартире. Его можно легко возить в любом транспорте. Сплошные плюсы: довёз на метро или автобусе его до ближайшей к дому точки, а оставшиеся 1,5-2 км на нём и проехал.
Но сфера самокатов действительно новая и неотлаженная. Есть ли как таковая проблема с электросамокатами? Давайте признаем, что да, есть. СИМы движутся сильно с большей скоростью, чем пешеходы, а значит создают дискомфорт и могут создавать опасность на тротуарах. При этом, порог входа в эту сферу примерно никакой. Электросамокатом по закону может пользоваться и ребёнок, и пьяный и просто человек с разными психическими отклонениями. Несчастные случаи говорят о том, что нужно что-то делать.
Надо ли регулировать эту сферу самокатов и электросамокатов? Да пожалуй, надо. Может ввести их обязательную регистрацию с номерами, может стоит ввести какие-нибудь аналоги прав на них (без которых на них ездить нельзя будет). Ввести штрафы за превышение скорости и езду в неположенных местах при наличии специальных СИМов и велосипедов полос. Кто-то из самокатчиков возможно будет и против такого регулирования, но согласитесь, что это сильно лучше, чем просто всё нафиг запретить!
И конечно же, самое главное, что надо бы было во всех городах предпринять – это повсеместное создание в авральном темпе инфраструктуры для СИМов и велосипедов. Я уж как-то писал про этот парадокс: сперва велодорожки не строят, потому что «кто будет на них ездить, полгода зима же». Потом, когда появляются те, кто ездил бы на них, сразу возмущения «давайте запретим, им негде ездить, а по тротуарам они нам мешают ходить». Ну так сделайте везде велодорожки, блин, никто не будет мешать по тротуарам ходить!
Урбанисты часто приводят пример, что «от машин гибнет людей намного больше, чем от самокатов, но их же никто не запрещает». С одной стороны, пример несколько натянутый: машины ездят по своим полосам и не заезжают в пространство для пешеходов. С другой, ну действительно, цифры в гибели ДТП страшные же – 17 тысяч в год. При этом, никто не пытается ограничить ареал обитания машинок или, хотя бы, увеличивать штрафы за превышение скорости и уменьшать нештрафуемый порог. С машинами массовое сознание свыклось, как с чем-то незыблемым, и готово мириться с такими страшными издержками. А самокаты – это что-то новое и страшное: проще запретить вообще, чтобы этой непонятной сферы не было. И да, на пространство пешеходов машины ещё как заезжают: во дворах, на заезды во дворы, перекрёстках, и много где ещё.
И, к сожалению, Госдума тут не с потолка такую инициативу взяла – в данном случае есть такой реальный общественный запрос. Что уж говорить, что даже в транспортных неавтомобильных чатах полно граждан, мечтающих о таком запрете. Так что перспективы безрадостные: вместо удобных и комфортных велодорожек нас ждут хорды и автомобильные развязки. Просто хотя бы потому что люди если и не за них, то не настолько резко против, как против несчастных самокатов..
А вы что думаете? Ездите ли сами на самокатах, или ненавидите их и мечтаете, чтобы их запретили? Расскажите в комментариях свою точку зрения.