О.А. Шестаков - ООО «Трансмашхолдинг-Энергетические решения»
АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) является крупнейшим в России разработчиком и производителем подвижного состава для железнодорожного и городского рельсового транспорта, а также среднеоборотных двигателей различного назначения. Создание новых моделей подвижного состава и двигателей осуществляют инжиниринговые компании - «ТМХ Инжиниринг» и Инжиниринговый центр двигателестроения ТМХ.
Дизель-генератор 20ЭДГ500
20ЭДГ500 – самый мощный двигатель, созданный на Коломенском заводе за всю его историю. Он разработан в Инжиниринговом центре двигателестроения ТМХ в соответствии с подписанным между АО «Транс-машхолдинг» и ГК «Росатом» на XII Международном форуме «Атомэкспо» соглашением о долгосрочном сотрудничестве в области поставок ДГУ. Компании заинтересованы в совместной работе по обеспечению атомной станции дизель-генераторными установками отечественного производства. ТМХ является единственным в России производителем двигателей, которые могут использоваться в составе резервных ДГУ атомных электростанций.
В марте текущего года дизель-генератор 20ЭДГ500 из состава дизель-генераторной установки ДГУ6300, предназначенной для резервного энергоснабжения одного из энерго-блоков Курской атомной электростанции-2, был направлен в эксплуатацию. Мощность дизель-генераторной установки составляет 6300 кВт.
Технико-экономические характеристики, заложенные в конструкцию 20ЭДГ500, полностью соответствуют требованиям госкорпорации «Росатом». Двигатель Коломенского завода находится на одном уровне с передовыми зарубежными аналогами по расходу топлива и масла, ресурсу, приемистости. Опытный образец двигателя нового поколения 20ЧН26,5/31 (Д500) был создан
на Коломенском заводе в рамках федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» в 2015 году.
Испытания дизель-генератора для нужд Курской АЭС-2 проводились с участием представителей заказчика (АО «Атомстрой-экспорт»), эксплуатирующей организации (новой АЭС) и специализированных организаций – ВО «Безопасность» и ВПО «ЗАЭС», уполномоченных осуществлять контроль качества изготовления продукции для атомной промышленности.
ДГУ6300 на базе перспективного двигателя 20ЭДГ500 откроет поставку мощных ДГУ для АЭС с дизелями нового поколения типа Д500.
Коломенский завод производит резервные дизель-генераторные установки для атомных станций с 2003 года – они используются, в частности, на Белоярской АЭС.
На атомной электростанции дизель-генераторная установка применяется в качестве резервного источника электроснабжения потребителей собственных нужд в случае возникновения нештатных ситуаций.
Газопоршневой энергоблок 1-9ГМГ
В 2022 году на Коломенском заводе был создан энергоблок 1-9ГМГ мощностью 900 кВт. Агрегаты предназначены для применения на газопоршневых электростанциях. В сотрудничестве с партнерами предприятие создает установки в контейнерном исполнении.
Энергоблок 1-9ГМГ разработан Инжиниринговым центром двигателестроения ТМХ на базе газопоршневого двигатель-генератора 9ГМГ газотепловоза. Он предназначен для стационарных и передвижных электростанций, которые могут использоваться в качестве основных и резервных источников энергии.
Первые две установки БКЭМ Норд-ГП-900/6,3(10,5)-УХЛ1 установлены на Коломенском заводе для обеспечения предприятия электричеством и теплом. Это позволило снизить потребление электроэнергии из внешней сети, а также сократить расходы на нее. Создание новых отечественных газопоршневых электростанций способно внести существенный вклад в развитие независимого российского рынка распределенной генерации.
Газопоршневые двигатель-генераторы Коломенского завода имеют, по сравнению с зарубежными установками, ряд преимуществ. Унификация деталей и узлов 1-9ГМГ (до 70 %) с дизельными двигателями Д49 обеспечивает высокую ремонтопригодность, низкую стоимость обслуживания и запасных частей. Применяется распределенная система подачи топливного газа, которая обеспечивает более высокие показатели приемистости по сравнению с двигателями, использующими внешнюю систему топливоподачи.
Электростанции с газопоршневыми двигатель-генераторами Коломенского завода могут работать как автономно, так и параллельно с сетью или другими электростанциями, обеспечивая потребителя переменным трехфазным током напряжением 6 300 или 10 500 В при частоте 50 Гц. Они могут использоваться в качестве основных и резервных источников электро- и теплоснабжения для промышленных и других хозяйственных объектов.
В 2023 году предприятие в г. Коломне приступило к серийному производству энергоблоков 1-9ГМГ. Первые три агрегата были направлены для модернизации энергокомплекса Южных электрических сетей Камчатки, которые работают в системе компании «РусГидро». В условиях изолированности энергосистемы региона новые энергоблоки1-9ГМГ обеспечат существенную экономию расходов на электроэнергию.
Развитие конструкторской и производственной базы
Коломенский завод – уникальный центр по производству среднеоборотных двигателей на базе собственных конструкторских разработок ТМХ. С 2018 года на предприятии реализуется крупномасштабная инвестиционная программа ТМХ по техническому перевооружению производства, которая в 2023 году получила дополнительную поддержку на федеральном уровне.
Общий объем инвестиций, направленных на развитие Коломенского завода, составил уже более 13 млрд рублей. В ходе реализации проекта по техническому перевооружению и модернизации предприятия было приобретено и установлено около 200 единиц современного металлообрабатывающего оборудования, обновлен парк грузоподъемного оборудования, внедрены энергосберегающие технологии на объектах энергетического комплекса, построен Инжиниринговый центр двигателестроения ТМХ, освоены новые направления деятельности – ремонт тепловозов и дизелей. Созданы новые участки производства блоков цилиндров, топливной аппаратуры, организована поточная линия сборки серийных двигателей и масштабный центр для их испытаний.
В настоящее время предприятие продолжает активно развивать производственную базу по изготовлению ключевых компонентов двигателей. До 2026 года общий объем инвестиций, направленных на обеспечение глобального технологического суверенитета в области производства среднеоборотных двигателей, составит еще около 24 млрд. рублей.
Будут организованы центры по изготовлению компонентов цилиндропоршневой группы и коленчатых валов, участки комплексных линий по изготовлению вкладышей и шатунных втулок, распределительных валов, приводов насосов и др., модернизирована структура. Продолжится разработка новых модификаций двигателей для перспективных моделей новой техники, применяемых в различных областях промышленности.
АО «Трансмашхолдинг» подписало с Фондом развития промышленности контракт на 35 млрд рублей. Проект, который реализуется в соответствии с этим договором, нацелен в первую очередь на развитие комплекса дизелестроения. Дизельное оборудование будет предназначено не только для железнодорожного транспорта (для потребностей РЖД необходимо более 300 двигателей в год), но и для судостроения, создания карьерной техники, а также для удовлетворения потребностей корпорации «Росатом».
Эта и другие статьи доступны по подписке на журнал.