Такого персонажа массовой культуры, как Зорро, знают все. Зорро... тьфу, как же противно "зэкать" в испанском, но приходится - устоялось ведь. Ах, я отвлёкся. Итак, Зорро известен всем, а вот об одном из главных его реальных прототипов знает куда меньше людей. Я имею в виду Хоакина Мурьету Каррильо - мексиканского бандита, который настолько оброс легендами, что сам фактически превратился из исторического персонажа в литературного. Давайте-ка скажем о нём пару слов.
В основном о Мурьете достоверно известно то, что он существовал, и был убит калифорнийскими рейнджерами 25 июля 1853 года. Родился он, вероятно, в конце 1820-х, но тут нет ясности ни с датой, ни с местом. Ясно лишь, что это было где-то на территории Мексики.
Тут хочется сразу поставить точку в вопросе "мексиканец или чилиец". Все сведения о чилийском происхождении Мурьеты и его действиях в Чили - следствие недобросовестного перевода на французских язык художественного произведения Риджа "Жизнь и приключения Хоакина Мурьеты". Настоящий Хоакин, каким бы он там ни был в прочих деталях, на сакраментальный вопрос "ты мексиканец или засранец?" точно мог с полным правом ответить: soy mexicano!
А теперь - о прототипе... Зорро суть персонаж довольно размытый, в разных произведениях он может жить и действовать в несколько разное время, в разных местах. Мурьета - несомненный его прототип во всех тех вариантах, когда Зорро защищает испаноязычное население, прежде всего прочего, от американцев. То есть, если события происходят позднее 1848 года, когда началась "золотая лихорадка" в Калифорнии. Но тут я должен заметить, что оригинальный роман Маккалли The Curse of Capistrano всё же повествует о событиях чуть более ранних. Вот только во "франшизе" творили все, кому не лень. Сейчас-то о Зорро чаще знают более "происпанский" вариант, и вот как раз об этом речь.
Как считается, Хоакин Мурьета прибыл в Калифорнию в 1850 году, как раз на волне "золотой лихорадки" - рассчитывая заработать. Калифорния всего-то три года назад перестала быть территорией Мексики, и едва-едва официально сделалась штатом США. Случилось это по итогам Американо-мексиканской войны, в соответствии с условиями мирного договора Гвадалупе-Идальго.
Несмотря на это, в начале 1850-х количество испаноговорящих в штате (и без того значительное) возросло пуще прежнего: огромное количество латиноамериканцев приезжало сюда в качестве старателей. Причём, ехали не только из Мексики, но даже из весьма отдалённых Перу и Чили.
Ясное дело, что "американскую мечту" за хвост ухватили немногие. Тем более, что отношения между американцами и латиносами вообще уже были очень напряжёнными. Мигранты столкнулись с сильнейшей ксенофобией. А у нас так-то эпоха Дикого Запада - так что ксенофобия выражается не в интернет-срачах, знаете ли. В вещах куда более мрачных. Что интересно, смертельными врагами латиносов стали не только белые гринго, но и крайне многочисленные китайцы, которые тоже рвались добывать золото и торговать.
Естественно, латиноамериканцы за симметричным ответом в карман не лезли: лезли только в кобуру. Теперь уже не разберёшься, насколько Мурьета был движим желанием заработать деньги любым путём, а насколько - действительно был мексиканским патриотом, и радел за испаноязычных жителей Калифорнии. Так или иначе, в 1850 году образовалась банда Los cinco Joaquines - "Пять Хоакинов". Все пятеро её основателей в самом деле оказались тёзками, такое вот совпадение.
За три года активного бандитизма, Los cinco Joaquines награбили большую сумму (называется даже цифра в 100 тысяч долларов, но это очевидная фантастика), а также убили не менее 19 человек - включая, как минимум, трёх американских офицеров. В реальности они больше действовали именно против китайцев, но это молва очень быстро забыла - сделав из "Хоакинов" именно противников гринго.
В мае 1853 года властям штата это надоело, и они предприняли два решительных шага. Во-первых, за голову лидера Los cinco Joaquines была назначена награда в 5000 долларов - а это очень, очень большие деньги в те времена. Вспомните обсуждения баунти хантеров из "Омерзительной восьмёрки", порядок цифр там довольно историчный. Во-вторых, губернатор создал формирование калифорнийских рейнджеров, копируя опыт Техаса.
Возглавил оперативную группу капитан Гарри Лав, как раз бывший техасский рейнджер. Своё дело он знал: уже 25 июля рейнджеры застрелили двух мексиканцев, в одном из которых опознали Мурьету. Участвовало в опознании 17 человек, отрезанная голова даже была доставлена в Сан-Франциско. Награда была выплачена, несмотря на то, что опознание подвергалось критики: голову якобы не узнала родственница Мурьеты (на ней не было шрама), и якобы к опознанию не допустили жителей городов, где бандита прекрасно знали в лицо.
Ясное дело, что вслед за этим поползли и слухи о том, что Хоакина якобы видели там-сям после "смерти". Скорее всего, однако, это лишь легенда. Никаких явных подтверждений нет, а суммами в 5 килодолларов власти просто так не разбрасывались.
Но волну слухов, сплетен, легенд и фольклора уже было не остановить. Мексиканцы вознесли Мурьету на пьедестал национального героя, а уже в ХХ веке появилась масса литературы на эту тему. Дошло даже до рок-оперы на русском языке, как видите, а также есть советский фильм.
И уж конечно, на образ Зорро всё это повлияло самым прямым образом. Хотя я очень сильно сомневаюсь, что реальный Хоакин был каким-то "благородным разбойником". Обычная организованная преступность в диаспоре - ничего романтического.