Одно из самых частых (обывательских) заблуждений титульного собственника объекта недвижимости, связано со сроком исковой давности о разделе общего имущества супругов. В большинстве своём, это касается тех случаев, когда такая недвижимость, была приобретена в браке, но брак был расторгнут, и второй супруг, право которого в ЕГРН не зарегистрировано, не предъявил требование о разделе этого имущества.
Пункт 7 ст. 38 Семейного кодекса РФ (СК РФ) буквально гласит:
К требованиям супругов о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, применяется трехлетний срок исковой давности.
Представим, что второй супруг, сведения о правах которого не были внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), назовем его "внереестровый собственник", в течение 3-х лет после расторжения брака, не обратился с требованием о разделе общего имущества. Или обратился с таким требованием, но за пределами срока исковой давности.
Перестанет ли имущество, через 3 года от даты расторжения брака, считаться общим?
С правом второго супруга - "внереестрового собственника", ничего не случится. И даже, если применить последствие пропуска исковой давности, буквально истолковывая эту норму закона, утверждая в суде, что супруг больше не может требовать раздела общего имущества, это право собственности второго супруга, всё равно никуда не денется, так как режим принадлежности объектов - является бессрочным. Право второго супруга не может "рассосаться" от времени, или, совместная собственность, автоматически, не может трансформироваться в индивидуальную собственность только титульного собственника.
Расторжение брака, не изменяет режима общей совместной собственности супругов на имущество, приобретенное в браке. Именно поэтому, если один из супругов (титульный собственник), даже через 10, 20 или 50 лет, распорядится объектом недвижимости, без согласия (в нарушение прав) второго супруга, у такого "обиженного" супруга, будут все способы судебной защиты своего нарушенного права.
Течение трехлетнего срока исковой давности, для требований о разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, брак которых расторгнут (п. 7 ст. 38 СК РФ), следует исчислять не со времени прекращения брака, а со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. (п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 5 ноября 1998 г. № 15)
⚠️ Иногда, подобные ляпы допускают и суды. В 2020 году, Верховному суду РФ, своим Определением по делу № 18-КГ19-176, пришлось поправить первую и апелляционную судебные инстанции, которые ошибочно применили в споре п. 7 ст. 38 СК РФ, допустив её буквальное толкование.
👮♀️ Налоговый ответ