Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. Он сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру. Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошёл Исав в поле достать и принести дичи; а Ревекка сказала сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву: «принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя перед лицом Господним, пред смертью моею». Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе: пойди в стадо и возьми мне оттуда два козлёнка хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит, а ты принесёшь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя перед смертью своею. Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий; может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение. Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твоё, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне. Он пошёл, и взял, и принёс матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его. И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела в неё младшего сына своего Иакова; а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят; и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему. Он вошёл к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой? Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя. И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашёл ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь, Бог твой, послал мне навстречу. И сказал Исаак Иакову: подойди ко мне, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет? Иаков подошёл к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы. И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его, и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я. Исаак сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принёс ему и вина, и он пил. Исаак, отец его, сказал ему: подойди ко мне, поцелуй меня, сын мой. Он подошёл и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь; да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя — благословенны! Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом, и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришёл с ловли своей. Приготовил и он кушанье, и принёс отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя. Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав. И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто же это, который достал дичи и принёс мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришёл, и я благословил его? он и будет благословен. Исав, выслушав слова отца своего, поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня. Но он сказал: брат твой пришёл с хитростью и взял благословение твоё. И сказал Исав: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство моё, и вот, теперь взял благословение моё. И ещё сказал он: неужели ты не оставил мне благословения? Исаак отвечал Исаву: вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой? Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И возвысил Исав голос свой, и заплакал. И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твоё и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим, и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей. И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своём: приближаются дни плача по отце моём, и я убью Иакова, брата моего. И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына её; и она послала, и призвала младшего сына своего Иакова, и сказала ему: вот, Исав, брат твой, грозит убить тебя; и теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги к Лавану, брату моему, в Харран, и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего, пока утолится гнев брата твоего на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему: тогда я пошлю и возьму тебя оттуда; для чего мне в один день лишиться обоих вас? И сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмёт жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь? (Быт. 27:1-46).
Сцена 1: Божьи люди создают проблемы, когда отвергают волю Божью и поступают по-своему
Первая сцена в этой трагедии создает атмосферу напряжения, скверных отношений и пагубных действий, которая затем сохраняется на протяжении всей главы 27. Достигнув преклонного возраста, Исаак решил, что настало время для предсмертного благословения его старшего сына, Исава (Быт. 27:1-4). Он вознамерился сделать это, несмотря на божественное пророчество, которое получила Ревекка во время своей трудной беременности: «...больший будет служить меньшему» (25:23).
Исаак был слеп, и благодаря этому Ревекка смогла провернуть свой коварный план, успешно осуществленный Иаковом. Считая, что подошло время его смерти, Иаков принял хорошее решение привести все дела в доме в порядок. Однако его желание дать предсмертное благословение своему старшему сыну было неправильным. Исав не был духовным человеком. Точнее, он был откровенно плотским человеком; он жил, главным образом, для удовлетворения похоти плоти, похоти очей и гордости житейской (см. 1 Ин. 2:16). Автор Послания к евреям назвал его «блудником» и «нечестивцем» (Евр. 12:16). Он, определенно, не был тем лидером, который бы давал надлежащий пример для подражания Божьему народу завета. Конечно, это не означает, что у Иакова в молодости было безупречное поведение; безусловно нет, но у него был потенциал стать духовным лидером. Бог знал это об Иакове, и Исаак должен был это тоже осознавать.
Исав был прямой противоположностью своему отцу: любитель жизни на свежем воздухе и опытный охотник, который мог убить и приготовить дичь так, как любил Исаак (25:27, 28). Исаак допустил, чтобы его любовь к дичи, приготовленной Исавом, управляла его волей. Так как Исаак не желал ничего большего, чем кушанья, приготовленные любимым сыном, он отправил Исава пойти и принести дичь, из которой приготовить вкусную еду, чтобы он мог насладиться ею, прежде чем благословит его.
Извлеченный урок
Опыт Исаака служит предупреждением Божьим людям любого века, что не следует доверять своим физическим чувствам вкуса (27:4, 9, 25), осязания (27:21), слуха (27:22) или обоняния (27:27). То, что может заставить нас чувствовать себя хорошо, необязательно будет благом для нас; это может не быть Божьей волей для нас в нашей жизни. В произведении Эрнеста Хемингуэя «Смерть после полудня» один из персонажей, возможно, выражает убеждения самого автора, когда говорит: «Про мораль я знаю только, что морально то, после чего тебе хорошо, и аморально то, после чего тебе плохо». Сегодня многие придерживаются такой философии в своей жизни и принимают важные решения, руководствуясь исключительно чувствами. В популярной иностранной песне есть слова: «Не может быть плохим то, что кажется таким правильным». Людей по-прежнему вводят в заблуждение такие представления; и это же произошло в своё время с Исааком.
Сцена 2: Божьи люди не должны прибегать к обманам и манипуляциям даже в попытке осуществить Его волю благословить мир
Когда муж и жена уже не могут общаться друг с другом честно, возникает печальная и даже порой трагическая ситуация. Таково, по всей видимости, было положение дел у Исаака с Ревеккой, особенно на склоне лет. В патриархальном мире слово мужчины было обязательным и бесповоротным. В этой сцене, когда Ревекка подслушала слова Исаака, сказанные Исаву о предсмертном благословении, она оказалась в затруднительном положении. Она посчитала, что пытаться говорить с мужем об этом было бесполезно, так как он твердо решил благословить своего старшего и любимого сына. К тому же, Ревекка могла бояться, что Исаак обвинит ее в том, что она пытается получить благословение для Иакова, так как он был ее любимчиком. Несомненно, это могло присутствовать в ее решении обмануть мужа, но Бог за много лет до того объявил, что Исав будет служить Иакову (25:23). Если мы попытаемся увидеть самое лучшее в мотивах Ревекки, то сможем посчитать это главным фактором в ее плане заставить Исаака благословить Иакова.
Какими бы ни были мотивы Ревекки, мы не должны оправдывать ее действия. Бог не одобряет обман и манипуляцию, даже если цели таких действий благие (Рим. 3:8). Хотя, возможно, Ревекка объяснила логически свои действия, они были неправильными и разрушительными для всей семьи. Не думая о последствиях, она решила использовать Иакова для выполнения своего плана. Сначала она приказала ему убить двух козлят, чтобы она могла сварить и приправить их так, чтобы заставить Исаака думать, что он ест блюдо из дичи, приготовленное его старшим сыном. Затем она одела своего младшего сына в одежду Исава и покрыла его руки и шею козлиной шкурой, чтобы обмануть своего слепого мужа. В своем плане она руководствовалась мудростью мирской, а не исходящей свыше (Иак. 3:13-18). Коварный план Ревекки напоминает хорошо известный афоризм сэра Вальтера Скотта: «Да, видно, тот, кто начал лгать, не обойдется ложью малой» (Вальтер Скотт «Мармион» 6.17. Перевод В. П. Бетаки).
Извлеченный урок
Бог может использовать как хорошее, так и плохое для достижения Своей конечной цели (Рим. 8:28), но это не оправдание для совершения греха или нанесения вреда при попытке помочь Богу в достижении Его планов. Истинная вера означает, что носитель таковой живет без интриг и обмана. Она требует послушания Господу независимо от того, нравится нам это или нет и что, по нашему мнению, может произойти. Основная проблема Ревекки заключалась в том, что она не верила в то, что Бог исполняет Свои планы; она хотела помочь Ему, используя обманные пути. В жизни верующего нет места обману. Сатана — обманщик всего мира (Отк. 12:9), он лгал и обманывал людей с самого начала (3:1-13). Иисус — истина (Ин. 14:6; см. 8:32, 36), и в Нем нет никакой лжи. «Блажен человек... в чьём духе нет лукавства!» (Пс. 31:2).
Сцена 3: Может казаться, что Божьи люди достигают успеха благодаря обману, но часто за свои действия они платят высокую цену
В следующей сцене Иаков в ответ на настойчивое требование Ревекки согласился, что они должны действовать так, чтобы Исаак не дал предсмертное благословение Исаву. Он знал, что обманывать своего престарелого и слепого отца нехорошо, но, тем не менее, сделал это, и никакая моральная щепетильность не остановила его. Единственное, что его беспокоило, это то, что Исаак раскроет обман и проклянет его вместо благословения (27:12).
Мы получили предварительное представление об амбициях Иакова в истории о том, как он воспользовался голодом Исава и потребовал, чтобы его брат отказался от своего первородства за похлебку из чечевицы (25:29-34). Его амбиции вспыхнули снова, когда его мать потребовала от него, чтобы он обманом получил от отца благословение, которое Исаак предназначил Исаву. Амбиции в жизни могут быть неплохим делом; человек, который упорно трудится и достигает успеха честным путем, может быть благословением для своей семьи и общества. Однако чересчур амбициозный человек впадает в искушение достичь успеха нечестным средствами. В этом была проблема Иакова.
«Паутина лжи» начала опутывать всех участников интриги тогда, когда Иаков согласился участвовать в плане своей матери. Как только он вошел в комнату в одежде Исава, неся кушанье, приготовленное Ревеккой, за одну ложь стала цепляться другая. Обман требовал от Иакова следующего обмана, и Иаков начал плести паутину предательства. Сначала он солгал о своем имени, назвавшись Исавом. К этому добавилась ложь, что он является первенцем Исаака. Затем он сделал вид, что мясо козлят — «дичь», и это привело его к богохульству — к заявлению, что Бог помог ему поймать ее очень быстро. Когда Исаака сбил с толку голос Иакова, он снова обманул отца, позволив ему дотронуться до шкуры козлят на его руках и заставив думать, что это руки его старшего сына. Наконец, съев кушанье, Исаак попросил своего сына подойти ближе и поцеловать его; когда Иаков сделал это, Исаак, почувствовав запах его одежды, поверил его лжи, что перед ним действительно Исав, и благословил его предсмертным благословением.
Извлеченный урок
Когда Иаков начал лгать, он, вероятно, не подозревал, к каким последствиям приведут его действия. Он никогда не задумывался о той боли, разлуке и одиночестве, с которыми придется столкнуться его семье. Конечно, он не ожидал, что будет бояться умереть от руки Исава. Когда Ревекка заверила Иакова в том, что его пребывание в Харране продлится лишь «некоторое время» (27:44), он и предположить не мог, что проведет там двадцать лет и больше не увидит своей матери. Вот что делает грех таким обманчивым и коварным: он предлагает мгновенное удовлетворение (3:6; 1 Ин. 2:15-17), удовольствие (Евр. 11:25) или достижение (11:4), но скрывает вину, потерю самоуважения и печаль, которая придет к человеку, семье и друзьям (27:30-40; 2 Цар. 12:9-14; Пс. 31:3, 4; 50:1-19; Мф. 26:47-50; 27:3-5).
Сцена 4. Бог в состоянии благословить жизнь верующих несмотря на опасность и трудности, которым они себя сами подвергают из-за греха
Все действующие лица в этой истории грешники, так или иначе совершившие недостойное. В том, что Иаков и Исав не встретились, когда Исаак благословлял Иакова, видно провидение Божье. Похоже, что Господь не только сохранил жизнь младшему сыну и спас семью от распада, но также не дал угаснуть надежде на то, что обетования Аврааму остались в силе и исполнятся согласно тому, как задумал Бог.
В последней сцене Исав входит в шатер Исаака. Они по-разному отреагировали на сговор и обман со стороны Ревекки и Иакова (27:30-34). Исаак «вострепетал великим трепетом», когда узнал, что его младший сын обманул его, чтобы получить предсмертное благословение, которое он предназначал для своего старшего сына. Он знал, что благословение, произнесенное перед лицом Господа, нельзя забрать назад (27:33).
Исав «поднял громкий и весьма горький вопль» (27:34), надеясь вопреки всему, что Исаак аннулирует благословение, данное Иакову, и благословит его. То, что произошло, было страшным ударом по его гордости. Ранее он по глупости продал двойную часть своего наследства своему брату за чечевичную похлебку; а теперь Иаков лишил его лидерской роли и власти над ближайшими родственниками и потомками. Исав горько плакал, умоляя отца изменить свое решение.
Автор Послания к евреям проливает свет на эту душераздирающую сцену. Упомянув, что Исав «за одно кушанье отдал собственное первородство», он говорит: «Ибо вы знаете, что и после, желая унаследовать благословение, он был отвергнут; ибо он не нашел места покаянию, хотя искал его со слезами» (Евр. 12:16, 17; Восстановительный Перевод; см. Новый Русский Перевод). Некоторые толкователи утверждают, что Исав не покаялся, так как не был избранным, и потому покаяние было невозможным для него. Однако такое толкование не может быть правильным. Основное значение слова, переведенного в Новом Завете как «покаяние» (метанойа), — «изменение мыслей», результатом которого является «новая религиозная и нравственная жизнь» (Арндт и Гингрих). В данном контексте такого преобразования нет. Исав не осознавал свой грех и потому не мог отвернуться от него в благочестивой печали пред Господом. Он считал, что только Иаков согрешил против него, обманув Исаака. Исав, умоляя со слезами, пытался убедить отца поменять решение и отменить предсмертное благословение, которым он благословил его брата.
Извлеченный урок
Некоторых посещает мысль, не был ли Бог несправедлив, благословив план Ревекки обмануть своего слепого мужа. Как мог Бог позволить Иакову, запинателю, занявшему чужое место, ложью и обманом получить благословение, дававшее право возглавить семью и клан? Похоже, он был нисколько не лучше Исава.
Бог не потворствовал обману в событиях данного повествования, как не учат действия этих персонажей и их последствия тому, что в глазах Бога цель оправдывает средства. Прежде чем судить Бога, критик должен вспомнить, что у Яхве был план, который Он выполнял на протяжении всей истории, — план, который в конечном итоге вел к Иисусу Христу, Спасителю и Господу. По мере осуществления этого плана Богу приходилось работать с грешными и недостойными людьми вроде Авраама, Исаака и Иакова, используя и благословляя их, потому что не было людей лучше них. Каждый человек — и тогда и сейчас — должен понимать, что Бог не «сводит счеты» (требуя оплаты или расчета) в этом мире. Так как «возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23), то грешник Иаков заслуживал смерти. Однако вместо наказания, которое заслужил патриарх (как и все мы), Бог по милости Своей позволил ему жить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Может показаться, что Иаков ускользнул от страданий и последствий лжи, которую он сказал своему престарелому отцу. По мере разворачивания сюжета выясняется, что он на собственном болезненном опыте узнал о том, что «путь... беззаконных» не легок (Прит. 13:15). В следующих нескольких главах повествуется о том, что Иаков вынес несколько важных уроков об обмане других. Он понял, как неприятно быть вероломно обманутым. Иакову предстояло обнаружить, что Лаван, его будущий тесть, был еще большим специалистом в области обмана, чем его молодой племянник. Как говорится, они стоили друг друга.
👉🏻 Прокат автомобилей (Реклама. Renot Software OU. ИНН 12352497)