Хотя динамическая защита (ДЗ) стала обязательным элементом комплектации отечественных танков к середине 80-х гг; исследования по возможности защиты бронетехники путем воздействия на атакующий боеприпас энергии направленного взрыва велись еще с 1940-х гг, а в 1960-х проводилась отработка первых опытных комплектов ДЗ. Разработчикам ДЗ предстояло решить большое количество сложных задач, как технического, так и административного плана. Среди них - оптимальный состав ВВ и геометрические размеры элементов ДЗ, обеспечение надежного срабатывания элементов в широком диапазоне углов обстрела, минимизация ( по возможности) передачи детонации от сработавших блоков ДЗ на соседние; оптимальные условия хранения и транспортировки ДЗ и многие другие. Можно также отметить, что обеспечение надежного перекрытия основных проекций отечественных танков представляло собой достаточно сложную задачу, особенно в отношении башен, которые изготавливались литыми и имели достаточно сложную форму. Определенную проблему представлял и тот факт, что заказчик, т.е. Военные, известные своим консерватизмом, изначально были не готовы к массовой установке на танке столь экзотической конструкции дополнительной защиты. В итоге, государственные испытания танков , оснащенных комплектом навесной ДЗ ( ОКР "Контакт", головной разработчик- Московский НИИ Стали) начались только в 1982 году. А серийные машины начали поступать в войска в 1985. По-видимому, одним из доводов в пользу нового средства защиты явилось достаточно успешное боевое применение израильтянами на своих танках комплектов навесной ДЗ "BLAZER" в ходе событий в Ливане , происходивших в том же 1982 году, но все равно процесс принятия на вооружения по результатам госиспытаний растянулся более чем на два года. В январе 1985 года на вооружение были приняты танки Т-64АВ/БВ, Т-72АВ, Т-80БВ, Т-55АМВ и Т-62МВ, оснащенные комплектом навесной ДЗ "Контакт", на что указывала литера "В" в обозначении машин. На танках Т-72Б и Т-80У/УД динамическая защита входила в комплектацию изначально, поэтому дополнительный индекс в их обозначении отсутствовал. "Контакт" состоит из металлических контейнеров , которые с помощью бонок и болтовых соединений крепятся на корпусе , башне и бортовых экранах защищаемого образца. В каждом контейнере под углом друг к другу размещены две полых металлических пластины , заполненные взрывчатым веществом ПВВ-5А ( на основе пластида).
При попадании в танк кумулятивного боеприпаса кумулятивная струя , в процессе пробития контейнера с элементами ДЗ вызывает детонацию взрывчатого вещества в пластинах , которые начинают перемещаться в противоположные стороны , постоянно воздействуя на струю. За счет расположения пластин под углом время взаимодействия со струей увеличивается. В результате взаимодействия струи с пластинами , а также влияния энергии подрыва ВВ (в меньшей степени) , происходит дестабилизация и расфокусировка (рассеивание) струи, что значительно снижает ее пробивную способность.
Контейнеры выполняются в трех типоразмерах ( стандартный, увеличенной толщины и со скошенной наружной крышкой; последние крепятся перед приборами наблюдения мехвода, обеспечивая необходимый сектор обзора), но при этом унифицированы по посадочным местам и при необходимости могут крепиться на любом участке корпуса и башни танка.
"Контакт" обеспечивал снижение бронепробиваемости моноблочных кумулятивных боеприпасов на 400...500мм , что в теории обеспечивало защиту советских танков практически от всего арсенала соответствующих средств поражения стран НАТО. На практике все было несколько сложнее. Во-первых, эффективность ДЗ напрямую зависела от угла встречи атакующего боеприпаса с поверхностью контейнера. Таким образом, наиболее эффективно работали контейнеры, размещенные на ВЛД корпуса танка ( имевшей угол наклона 60...68 градусов от вертикали). При углах встречи менее 30 градусов эффективность ДЗ существенно снижается, поэтому на ряде образцов контейнеры на башне крепятся по клиновидной схеме на специальных кронштейнах. Во-вторых, помимо угла встречи, большое значение играет точка попадания- если она пришлась в геометрический центр поверхности контейнера- эффективность будет выше; при попадании в т.н. "краевые" участки- значительно снижаться. Кроме того, для оптимальной работы контейнер должен быть правильно закреплен на поверхности брони танка, а в случае , например бортовых экранов корпуса или бортовых деталей башни такое размещение не всегда возможно.
Для правильного крепления на наружной крышке контейнера имеется соответствующая маркировка ( стрелка), указывающая направление установки.
В-третьих, эффективность действия ДЗ по артиллерийским кумулятивным снарядам также существенно ниже ( снижение бронепробиваемости на ~200...250мм), поскольку последние имеют толстостенные корпуса, обладают увеличенной скоростью полета и дополнительным фугасным действием).
В четвертых , при детонации контейнера, обычно разрушались или выходили из строя от 15 до 70% контейнеров, закрепленных радом. В-пятых, на корпусе и башне практически всех машин сохранились уже упоминавшиеся ослабленные зоны, которые было затруднительно, или невозможно перекрыть контейнерами ДЗ ( например, маска пушки, зона по периметру прибора наблюдения мехвода ( "декольте"), зона размещения ИК-осветителя и тд). В- шестых, в боевых условиях затруднялось взаимодействие танков с мотострелками, по понятным причинам, в большинстве случаев , размещение десанта на броне машины не представлялось возможным по понятным причинам. Также имелись проблемы логистического характера, поскольку пластины ДЗ и контейнеры поставлялись разными ведомствами. Наконец, навесная ДЗ практически не обеспечивала повышения защиты танка от боеприпасов кинетического действия, показатели бронепробиваемости которых к середине 80-х существенно повысились. При этом , танковые КБ СССР по-разному подошли к схеме размещения ДЗ на своих танках. Наиболее полное перекрытие лобовой, бортовой и верхних проекций было осуществлено на харьковских танках семейства Т-64, наименее- на ленинградских Т-80. Необходимость установки ДЗ на советских танках была обусловлена как ростом эффективности противотанковых средств НАТО , так и практической невозможностью усиления основных броневых преград корпуса и башни из-за жестких массово-габаритных ограничений. В сложившихся условиях применение ДЗ, несмотря на озвученные недостатки, было вполне оправданным и оптимальным с экономической точки зрения, что позволило оперативно повысить защищенность танкового парка.
Масса одного контейнера ДЗ "Контакт" в снаряженном состоянии составляла 5,3 кГ; тротилловый эквивалент-286 грамм. Элементы ДЗ не детонируют при обстреле из стрелкового оружия, а также при воздействии осколков артиллерийских боеприпасов. Наиболее оптимальная оценка прироста противокумулятивной стойкости лобовой проекции защищаемого танка ~400мм от выстрелов РПГ и блочных ПТУР. Это позволяло обеспечить защиту советских основных танков от наиболее мощных на тот момент ПТУР стран НАТО. Защита бортовой проекции в зоне установки ДЗ обеспечивалась от выстрелов РПГ и легких ПТУР ( в определенном диапазоне курсовых углов); крыши башни- от выстрелов РПГ и кумулятивных поражающих элементов кассетных боеприпасов.
В тоже время, стала выходить на первый план проблема обеспечения защищенности отечественных основных танков от кинетических боеприпасов танковых пушек стран НАТО. Западные БОПСы имели твердосплавные сердечники повышенного удлинения, усовершенствованную конструкцию ведущего устройства и подкалиберное хвостовое оперение. В СССР начались работы по совершенствованию динамической защиты. В результате, во второй половине 80-х гг был создан комплект так называемой "встроенной" ДЗ, элементы которой были включены в конструкцию дополнительного бронирования корпуса и башни. При этом комплект , получивший обозначение "Контакт-5" имел два варианта исполнения - для харьковских танков Т-80УД ( впоследствии, с небольшими изменениями- на омских Т-80У ) и нижнетагильских Т-72Б ( впоследствии- Т-90). Реально серийные машины с новым комплектом ДЗ пошли в войска в 1988...89гг. На ВЛД корпуса Т-80УД наваривался дополнительный каркас из стального швеллера, разделенный на секции в которые укладываются элементы ДЗ. Последние имеют обозначение 4С22 и снаряжаются более чувствительным ВВ ПВВ-12А. По своим габаритам элементы унифицированы. Снаружи ЭДЗ закрывались защитными крышками , выполненными из броневой стали увеличенной толщины, обработанной на повышенную твердость. При попадании атакующего боеприпаса в крышку с тыльной стороны последней образуется поток высокоскоростных осколков, которые инициируют элементы ДЗ. При этом крышка выступает как основной элемент , взаимодействующий с атакующим боеприпасом. Воздействие крышки и пластин ДЗ на сердечник БОПСа приводят к его дестабилизации и частичному разрушению или деформации, что снижает его пробивную способность. "Контакт-5" обеспечивает снижение бронепробиваемости БОПС типа М829, М829А1 (США) и DM33 ( Германия) на 90...120мм, что обеспечивает достаточно высокий уровень защиты танков Т-80У/УД и Т-72Б/90 ( с некоторыми ограничениями по М829А1).
На скулах башни наваривался дополнительный каркас , на котором крепились блоки с элементами ДЗ 4С22, выполненные из двух кассет из броневой стали, сваренные между собой, в которые укладывались элементы ДЗ 4С22.
Передние секции бортовых экранов усиливались элементами 4С22, размещенными в два ряда в специальных поддонах между наружным 10-мм стальным броневым листом высокой твердости и тыльным 10-мм резинотканевым экраном. Конструкция обеспечивала повышение стойкости от моноблочных кумулятивных боеприпасов до 600мм в заданном диапазоне курсовых углов.
На крыше башни ЭДЗ укладывались в контейнеры с наружной крышкой из броневой стали.
На танках Т-72Б и Т-90 конструкция дополнительного узла на ВЛД была изменена. Элементы ДЗ укладывались на специальные поддоны, через съемные торцевые крышки, а также крышки с внешней стороны секций.
Конструкция блоков на башне и размещение элементов ДЗ в кассетах также были изменены, причем, помимо прочего, увеличился угол наклона кассет от вертикали. Считается , что ДЗ на танках Т-72Б/90 обладает несколько лучшими показателями стойкости по сравнению с ДЗ на Т-80У/УД, однако при этом на нижнетагильских машинах увеличена площадь ослабленных зон в лобовых и бортовых проекциях .
Бортовые экраны выполнены в виде трех съемных блоков на каждый борт (хотя можно установить и по четыре), состоящие из 10мм стальной броневой плиты, с тыльной стороны которой крепится стальной поддон в который в два ряда укладываются элементы 4С22.
По "Контакту-5" у меня лично есть пара вопросов, касаемо его противокумулятивной стойкости. Во- первых , известно , что комплект не обеспечивает защиту от боеприпасов с тандемными БЧ. При этом отработка его была завершена во второй половине 80-х, когда тандемные боеприпасы уже начинали поступать на вооружение, причем как стран НАТО , так и СССР ( например, выстрел ПГ-7ВР "Резюме" для РПГ-7). То есть разработчики ДЗ должны были быть как минимум в курсе этой проблемы, но при этом они сдали на вооружение комплект, не обладающий противотандемными свойствами, которым, замечу, до сих пор комплектуются танки Т-72Б3. При необходимости в секции "Контакта-5" можно уложить элементы 4С23 из состава комплекта "Реликт", однако насколько при этом возрастут защитные свойства- вопрос открытый.
Во вторых, по информации самих разработчиков , противокумулятивные свойства "Контакта-5" сохранены на уровне первого "Контакта". При этом существенно изменился алгоритм взаимодействия с атакующим боеприпасом, применены новые элементы ДЗ с усиленным ВВ и тд. Ранее в специализированных изданиях была озвучена информация, о том что "Контакт-5" превосходит базовый "Контакт" примерно на 20% ( например, в журнале "Военный Парад" за июль-август 1994 года, стр.90) в статье за авторством Дмитрия Рототаева . одного из создателей отечественной ДЗ, то есть статью вполне можно считать официальным источником.
Наконец, в свое время, в сети была информация о том, что "Контакт-5" снижает пробитие тандемных БЧ на ~250мм, правда опять таки в сильной зависимости от точки попадания. Последний параметр я комментировать не буду, в итоге для "Контакта-5" снижение бронепробиваемости БОПС примем как 120мм; выстрелов РПГ и ПТУР- 450...500мм ( моноблочных, естественно). Среди других недостатков "Контакта-5" можно отметить , например , недостаточную чувствительность элементов при взаимодействии с БОПСами , имеющими ударную скорость менее 1500м/c. Имели место и случаи срабатывания нескольких секций и блоков одновременно, в зависимости от могущества атакующего боеприпаса, и другие нюансы. Кстати, если верить техническому описанию танка Т-90С образца 1992 года, то в экспортном исполнении его ДЗ снаряжается элементами 4С20 от "Контакта-1"; возможно в этом заключается ряд разночтений при оценке эффективности ДЗ.
В 90-х гг в странах НАТО поступили на вооружение новые образцы БОПСов с повышенным коэффициентом удлинения и конструкцией активной части, способной, по заявлению разработчиков , преодолевать "Контакт-5" без инициирования элементов 4С22 ( М829А2, США ; DM53, Германия), а также мощные ПТУР с тандемными БЧ, способные пробивать более 1000мм гомогенной брони за навесной ДЗ. Позднее появились усовершенствованные БОПСы повышенного могущества ( M829A3/A4, DM63) и ПТУР , оптимизированные для поражения бронетехники со стороны верхней полусферы ( крыша корпуса и башни). Отсутствие финансирования со стороны государства не позволило своевременно повысить уровень защищенности российских танков от указанных средств поражения. Работы продолжились уже в 2000-х годах. В 2005 году на вооружение был сдан новый комплект модульной ДЗ "Реликт", который прошел отработку, в том числе на танках Т-80БВ и "Объект 184М" ( "Рогатка"). В дальнейшем комплект был установлен на нижнетагильском Т-90МС и БМПТ ( в экспортном исполнении). В войска же "Реликт" пошел лишь в конце 2010-х гг в составе модернизированных танков Т-80БВМ и Т-90М, а также БМПТ, которая к тому моменту уже была принята на вооружение. В состав комплекта входил новый элемент ДЗ 4С23 повышенной чувствительности с новым типом ВВ ЭГ-85Д , разработанный ГосНИИ "Кристалл" ( г. Дзержинск Нижегородской Области). Применительно к ВЛД корпуса , элементы ДЗ размещаются в быстросъемном броневом модуле . Элементы ДЗ укладываются на поддонах за наружной крышкой. С тыльной стороны размещена дополнительная бронепластина, установленная с воздушным зазором относительно основной брони танка и имеющая увеличенную толщину. При пробитии кумулятивной или сердечником БОПСа наружной крышки инициируется элементы ДЗ ; при этом крышка движется навстречу струе ( сердечнику), постоянно взаимодействуя с ней. Далее , частично расфокусированная ( деформированный сердечник) взаимодействуют с тыльной пластиной , которая метается уже вдогон , причем со сравнительно небольшой скоростью, что увеличивает время взаимодействия с атакующим боеприпасом и вносит решающий вклад в снижение его пробивной способности.
Оценочная эффективность действия "Реликта" составляет `250мм по защите от БОПС ; 600...650мм- от блочных кумулятивных БЧ выстрелов РПГ и ПТУР; 500мм -от тандемных БЧ соответствующих боеприпасов. Это позволяет наиболее современному серийному российскому основному танку Т-90М выдерживать в лобовой проекции обстрел большей части наиболее современных противотанковых боеприпасов потенциального противника. Кроме того, стоит отметить лучшее перекрытие "Реликтом" основных проекций защищаемого образца и, соответственно , сокращение площади ослабленных зон. В экспортном исполнении "Реликт" комплектуется ЭДЗ 4С22 от "Контакта-5", причем, видимо , внесены также изменения и в конструкцию носового модуля и башенных блоков, по крайней мере на последних отсутствуют дополнительные пластины на тыльной стороне кассет.
В настоящее время на модернизированных российских основных танках частично реализована всеракурсная защита от выстрелов РПГ и ПТУР противника, в том числе с тандемными БЧ за счет применения бортовых экранов с элементами ДЗ; дополнительных элементов ДЗ , размещенных в тканевых чехлах или металлических контейнерах, противокумулятивных решеток, дополнительных модулей ДЗ для защиты бортовых и кормовых проекций башни. Защита от ударных FPV- дронов обеспечивается за счет оптимального размещения ДЗ на крыше башни, установки дополнительных защитных козырьков на башне и защитных сеток, перекрывающих стык башни с корпусом , средств постановки помех и тд. Причем, в последние годы эти мероприятия носят комплексный характер и в значительной степени реализуются на заводе- изготовителе. Конечно, танк на поле боя очень уязвим, и в условиях боевых действий потери машин достаточно высоки . Тем не менее, существует немало видео, даже со стороны противника, где российские танки выдерживают по несколько попаданий FPV- дронов и других противотанковых средств противника и ДЗ при этом играет весьма важную роль.