1. Проверка домашнего задания. Учащиеся за 3 дня до урока получили задание прогуляться по осеннему парку, саду или лесу, сделать фотографии или зарисовки осенних пейзажей. Дети демонстрируют свои работы и комментируют их:
- Какая погода;
- Как выглядят небо, земля, воздух, вода;
- Как выглядят растения;
- Что делают животные;
- Чем занимается человек.
2. Объявление темы урока. Сегодня вы будете писать сочинения на основе своих наблюдений во время прогулок.
3. Коллективное составление рассказа.
- С чего начнем свои рассказы? (Скажем, что сейчас ранняя осень - красивая пора, что погода теплая).
- Составьте первое предложение. (Наступил сентябрь - первый месяц осени. Ранняя осень - короткая, но красивая. Погода стоит тёплая, дни солнечные).
- О чем следует сказать во второй, основной части? (О первых приметах осени).
- Составьте предложения о воздухе, растениях и животных. (Воздух свеж и прозрачен. Носятся серебряные нити паутины. На некоторых деревьях появились желтые листья. Трава ещё зелёная, но кое-где покрыта опавшими листьями. В лесах много грибов. В садах ярок цветут астры и георгины - осенние цветы. Птицы собираются в теплые края.)
- Составьте предложения о занятиях людей ранней осенью. (В огородах собирают картофель, свёклу, морковь, капусту. Грибники ходят в лес.)
- Что напишем в конце сочинения? (Что ранняя осень полна событий, она бодра и радостна.)
- Составьте предложение для заключительной части рассказа. (Ранняя осень - весёлая, активная пора.)
На доске записан план сочинения:
1. Вступление (какая сейчас пора и погода);
2. Основная часть (приметы ранней осени в неживой и живой природе);
3. Заключение (вывод, чем хороша пора).
Послушайте, как поэт Фёдор Тютчев говорил о ранней осени:
- Как поэт назвал раннюю осень? (Дивная пора).
- А как Пушкин называл это время года? (Унылая пора, очей очарование, прощальная краса).
Ранняя осень очень вдохновляла творческих людей. Надеюсь, что она вдохновила и вас! Приступайте к написанию сочинений. Используйте свои картины и план.
4. Самостоятельная письменная работа учащихся. Учитель оказывает помощь в написании трудных слов.
5. Проверка сочинений. Учащиеся дважды перечитывают свои рассказы. В первый раз - с целью проверки содержания, во второй раз - орфографическая работа.
После проверки работ учащихся учитель зачитывает самые удачные. Делает замечания по построению предложений и использованию слов.