Однажды в разговоре с бабушкой у нас зашла речь про психологов.
Ну как «зашла»… Я успела упомянуть о том, что в штате нашего диспансера есть психологи и сказать пару слов об объеме их работы, после чего бабушка крайне эмоционально выразила свою позицию по поводу психологов вообще. Сводилось все примерно к тому, что гнать надо взашей всех этих дармоедов, потому что «каждый сам себе психолог», и вообще все это пустое!
Что ж, наверное, такое мнение тоже имеет право быть.
Но если история с моей бабушкой - всего лишь забавный случай, то ситуации, с которыми я сталкиваюсь иногда во время работы, совсем не вызывают веселья.
Вроде не так уж и сложно, да?
В эпоху интернета и свободного доступа к информации любой человек при желании может прикоснуться к той области знаний, которая ему интересна. В том числе и к психологии/психотерапии. Почитать статьи и книги, посмотреть видео, послушать лекции. В этом нет ничего плохого.
Неприятности начинаются, когда в головах людей возникает фантазия о том, что эти обрывки теоретических знаний равняются реальным компетенциям.
«Диванная» психология в комментариях в соцсетях или дома на кухне часто удручает, но в большинстве случаев не несет существенного вреда.
Гораздо печальнее, когда серьезные, здравомыслящие вроде бы люди стремятся встроить эту «диванную экспертность» в свою работу, являясь при этом специалистами совсем другой сферы. Не осознавая, что именно они делают, но все равно упорствуя.
Случай из практики: как это происходит на самом деле
Представьте себе женщину, злоупотребляющую алкоголем. Назовем ее Катя.
У Кати есть маленькие дети. А еще она созависима и является жертвой абьюзивных отношений. В ее душе и в ее жизни полно нестабильности, и Катя в целом плохо отдает отчет своим действиям. Например, недавно она снова решила провести время с бывшим партнером, который раньше ее избивал. Они вместе выпили у Кати дома, снова случился конфликт, но на этот раз она ранила мужчину ножом.
Все остались живы (и относительно здоровы), но теперь в жизни Кати появились новые участники: полиция, специалисты органов опеки, представители комиссии по делам несовершеннолетних...
Личность Кати устроена так, что она не в состоянии принимать какие-то здравые решения, особенно в условиях стресса и кризиса. Психическое состояние Кати может со временем (и при условии помощи) стать лучше, но сейчас оно вот такое. Сама Катя этого не осознает. Не потому что она глупая или плохая, а потому что на осознание таких жизненных ситуаций и себя в них тоже нужно время.
Имея общие психологические знания из интернета, можем ли мы догадаться о том, что Катя находится в роли жертвы, что проблема заключается ее созависимости и что алкоголь только ухудшает все это? Конечно, можем.
Но один из коллег (без медицинского и психологического образования) еще и пытается рассказать это самой Кате. Резко вываливает на нее эту информацию, ожидая…
Чего?
Что Катя через 3 минуты осознает то, на что требуются месяцы (а порой и годы) психотерапии? Что она прямо сейчас начнет менять свою жизнь?
Нет! Это так не работает!
А сработает вот как:
Небольшие ресурсы Кати уйдут на то, чтобы здесь и сейчас в состоянии сильного стресса противостоять давлению, подключить все защиты, уберегающие ее психику ото осознания этих сложных, пугающих и вообще-то очень болезненных вещей.
А когда этот ресурс истощится, и Кате станет совершенно невыносимо, она прибегнет к единственному помощнику и лекарству, которое она знает - к алкоголю. У нее случится срыв, во время которого ее критическое отношение к своей жизни и действиям еще ухудшится, создавая риск новых опасных ситуаций для нее и ее детей.
Разумеется, это совсем не тот результат, который мы с коллегами хотели бы получить.
Что плохого в знаниях психологии?
В знаниях нет ничего плохого. Вы можете знать все, что угодно. На здоровье.
А вот применять эти знания на практике должны только профессионалы.
Любой может выучить азбучные истины о роли жертвы, о насилии, о злоупотреблении алкоголем и о чем угодно еще.
Но только профессионал (имеющий за плечами годы настоящего обучения и практики) понимает, как лучше поговорить с Катей, чтобы успокоить ее и постараться мотивировать на получение помощи. Чтобы дать Кате надежду на поддержку и лучший исход, а не сделать плевок в лицо.
Практическая психология - для избранных?
Конечно нет.
Повышение компетенции в смежных с твоей работой сферах - это классно. Но только если происходит с помощью специализированных учебных тренингов, супервизии и личной терапии, а не посредством чтения статей в интернете.
То же самое относится к выбору психологии (психотерапии) в качестве основной специальности. Теория в аудиториях очень важна, но без практики, без супервизии и без проработки наших собственных проблем она не имеет значения.
Те, кому мы стремимся помочь - это не «глупые» люди, которым не хватает информации и «волшебного пинка». Если у кого-то возникает именно такое представление, то проблема в первую очередь у него самого.
И решает ее этот человек неосознанно и «об других». Что, разумеется, не имеет никакого отношения к настоящей психологической помощи.
P. S. Ничего не понятно? Не нашли в статье ответа на свой вопрос? Пишите в комментариях, и я обязательно разберу вашу проблему в отдельном посте!
P.P.S. Не согласны с позицией автора? Делитесь своим мнением в комментариях, это всегда интересно!