Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! А помните, был такой поезд «Стриж», состоявший из необычных вагонов испанского производства «Talgo 250 RUS»? За восемь лет их курсирования, многим пассажирам эти вагоны успели понравиться, однако, из-за санкций, поезда, составленные из испанских вагонов существовать перестали. Вот некоторые и задаются вопросом - а что сейчас с этими вагонами и есть ли перспектива их перезапуска в России?
Сколько всего вагонов и зачем они изначально были нужны?
Всего «РЖД» в 2014 году закупила у «Talgo» 140 вагонов, из которых получилось 7 составов по 20 вагонов. При этом, вагоны были как спальные, так и сидячие, а также в каждом составе было по два технических вагона. Вагоны выполнены в европейском габарите, а значит наш пассажир сразу замечал, что «немного низковато, да узковато», но некритично.
Ещё из интересного - полный разрыв шаблона в плане механической части. Здесь нет ни привычных тележек, ни даже колёсной пары, как таковой. Зато, есть система изменения ширины колеи. Объясняются такие технические решения предназначением поезда - он должен быть связывать российские города с европейскими.
Однако, в итоге, получился лишь поезд Москва - Берлин, а остальные составы «Стрижа» использовались для внутренних маршрутов:
- Москва - Нижний Новгород
- Санкт-Петербург - Москва
- Санкт-Петербург - Самара
Почему бы сейчас не использовать эти вагоны для внутренних маршрутов?
Всё дело в том, что, напомню, вагоны поезда произведены испанской компанией «Talgo», которая из-за санкций в России больше не работает. И что, спросите вы, «Ласточки» с «Сапсанами» тоже немецкие, но ведь ездят же по сей день?
Оно действительно так, однако, разница в масштабах. В случае с теми же «Ласточками» их обслуживание, и, более того, производство, ещё до санкций было успешно локализовано в России. Вагоны для «Стрижа» же были поставлены малой партией (140 вагонов, напоминаю), а их обслуживанием целиком и полностью занимались специалисты той самой «Talgo», к тому же запчасти поставлялись исключительно из-за границы. То есть, в этом случае - никакой локализации не производилось, да и не нужна она была, учитывая малые масштабы эксплуатации.
Да, действительно, наличие лежачих мест в вагонах «Стрижа» может сделать его более удобным поездом чем те «Ласточки», которые запускают на большие расстояния, время в пути которых составляет по 5-7 часов.
Чисто субъективно, критичное время в пути для «Ласточки» с точки зрения эргономики сидений - не более 4 часов.
Однако, так скажем, мелкосерийное обслуживание поезда, который также оснащён нестандартными решениями (изменяемая ширина колеи, система наклона кузова, а также сама механическая часть) - это крайне дорогое удовольствие, поэтому заниматься этим «РЖД» будет очень вряд ли.
Что сейчас с вагонами и что с ними в итоге сделают?
Сейчас вагоны поезда «Стриж» находятся на консервации, однако, они ещё слишком новые, чтобы отправить их на металлолом. Есть такие страны, как Узбекистан и Казахстан, где также эксплуатируются вагоны Talgo, но уже в куда больших масштабах, и в которых их обслуживание не осложнено санкциями. С большей долей вероятности, после того, как Арбитражный суд Москвы дал право «ФПК» забрать себе запчасти и оборудование для этих вагонов, последние могут быть проданы в ранее озвученные страны.
Ну а ваши приятные или неприятные воспоминания о поезде «Стриж» буду рад увидеть в комментариях!
Для удобства подписчиков Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!