С 1942 года в этом двухэтажном бункере находились военные. Ведь объект был не простым убежищем, а запасным командным пунктом важнейшего в СССР рода войск. В компактном двухэтажном бункере, расположенном под небольшим двориком, состоящем из сталинских пятиэтажек, на глубине примерно 5 метров круглосуточно находилась дежурная смена. Военные радиотелеграфисты, оперативные дежурные и другие звенья важной цепочки должностей вооруженных сил СССР раз в сутки сменяли друг-друга заступая в наряд и наблюдали за обстановкой в небе и на море.
Как я уже отметил, объект 1942 года постройки. Во время Великой Отечественной на территории СССР было построено большое количество таких объектов, часть которых в настоящий момент продолжают выполнять свою функцию, а другие — морально устарели. Продолжать финансировать, обслуживать старые и постоянно выходящие из строя стойки аппаратуры связи, вентиляционные системы и электроагрегаты — в наших реалиях нецелесообразный подход. Намного проще отказаться от объекта и построить альтернативный, без меньших затрат и с более расширенным и современным функционалом, как сейчас это и делается.
В конце 90-х годов в этом бункере отдежурили последние наряды, после чего сооружение поместили на консервацию. Но консервация - дело тоже затратное. В конце концов, охранять устаревший объект без дальнейших планов на его реализацию стало тоже невыгодно, и его перестали охранять.
Оживленная улица, туда-сюда ходят люди по своим делам, не обращая внимания на небольшую группу исследователей, вооруженных налобными фонарями, строительными перчатками и штативами с фотоаппаратами. Среди белого дня, погружаемся в отверстие небольшого диаметра, чем-то напоминающее канализационный люк. Но под люком — спуск в не канализационный коллектор, а лестница аварийного выхода из того самого бункера.
По очереди спускаемся вниз, закрываем за собой крышку портала и оказываемся в небольшой потере. Даже в пещере присутствовали следы человека. Пластиковые бутылки, бахилы и использованные влажные салфетки. Логично, что мы здесь явно не первые гости. Место, в узком кругу исследователей, на тот момент было достаточно популярно.
Проходим по коридору, поворачиваем к тамбуру аварийного выхода и на какое-то время впадаем в разочарование и уже собираемся разворачиваться и уходить...
Тамбур аварийного выхода был оборудован массивной трехтонной защитно-герметической дверью, которая стояла таким образом, что не давала возможности ее обойти и зайти в сам объект. Герметическая противоатомная дверь из-за своего критического веса просела и вросла нижней частью в бетонный пол. Открыть ее, чтобы создать небольшое пространство и протиснуться внутрь - возможности не было. Для того, чтобы открыть такую дверь, просевшую в бетонный пол, нужны нечеловеческие силы, а спецсредства. Лебедки, стальные тросы, пристегнутые к автомобилям и так далее. В конце концов, попытки протиснуться в щель между полотном и рамой двери с правой стороны не увенчались успехом.
Но тут, наше внимание сместилось казалось бы на небольшую мелочь, которая нас выручила в этом случае, а трехтонная бронированная дверь перестала быть преградой.
Напротив заблокированной двери скромно лежала дуга от старой солдатской кровати. Бросив на нее взгляд, мы пришли к общему выводу, что лежит она у двери не просто так, а служила лестницей, чтобы облезть заблокированную дверь сверху. Хотя, пространство между потолочным перекрытием и верхней частью двери казалось небольшим. Но, как оказалось, это был обман зрения. Даже крупногабаритный мальчишка из нашей группы смог запросто перескочить на другую сторону. Не исключено, что хитрый прием с дужкой использовали исследователи, побывавшие на этом объекте задолго до нас.
5 минут возни с переваливанием на другую сторону, и мы на месте.
С другой стороны герметичная дверь выглядит иначе. Вогнутое полотное. Вот только было интересно: пустотелая она или нет? Часто такие двери засыпают песком или заливают внутрь бетон.
Перед тем, как показать фотки из самого бункера, расскажу, почему его построили в 1942 году.
Во-первых, есть данные из архива и найденных внутри документов, которые публиковать по понятным причинам мы не собираемся.
Во-вторых, та же самая герма такого типа устанавливалась исключительно в старых фортификациях 40-х годов. Объектов с такими типами гермозатворов было посещено несколько десятков, и все эти объекты были построены в 40-х.
На 100% мы уверены, что из числа наших подписчиков найдется человек, который сможет подтвердить год постройки из-за тех же гермозатворов и своеобразной планировки. Это не типовое решение, а, по всей видимости, индивидуальное.
Первое помещение, куда мы зашли — это вентиляционная камера. Внутри — колонки с фильтрами-поглотителями ФП-200 и фильтры третьего режима для регенерации воздуха. В 40-е годы в венткамере было установлено совершенно другое, более старое оборудование. Модернизацию с последующей заменой всех агрегатов жизнеобеспечения на объекте проводили, скорее всего, в 70-е годы. Модернизация затронула все, за исключением замены гермозатворов, внесения изменений в планировку.
Выходим из отсека венткамеры и наслаждаемся своеобразной красотой заброшенного бункера. Вы только посмотрите, как там все сохранилась! Начинка — просто восхитительна, особенно для ценителей старой фортификации построенной в годы ВОВ. даже нам, простым исследователям заброшенных убежищ ГО было интересно ве рассматривать и фотографировать. А глубоко заинтересованный этой темой человек, наверняка бы облазил каждый угол, изучил бы каждый листочек документации!
Кстати, интересная особенность некоторых гермозатворов на объектах, возведенных в годы Великой Отечественной. Ну уж нет! Из металла — только внешний контур полотна и клиновые механизмы задраивания с двух сторон. Сама дверь — деревянная. Это как с военными автомобилями, в основном "полуторками". Снаружи двери металлические, а внутри — дерево. Такая же тема встречалась у автомобилей "КрАЗ", которые серийно выпускали в 50-е. Точных объяснений, почему применялось дерево, где, казалось бы, полностью должен был быть металл, нет, но мы осмелимся предположить, что это связано либо с экономией металла в годы ВОВ. Как вы уже поняли, такие методы использовались не только в автомобилестроении в военные и послевоенные годы.
Герметическая дверь, представленная на фото ниже — деревянная и является хорошо сохранившемся раритетом.
Приступаем к осмотру основных помещений первого этажа бункера. На стенах очень много карт, на столах разложена документация и телефонные аппараты. Помещение, представленное на фотографии — чем-то напоминало нам медицинский пункт. Но исследователи, побывавшие здесь до нас, импровизировали и расставили в этом помещении то, что под руку попалось.
Мозговой центр бункера — оперативный зал. Маленький, очень компактный. Не то, что сейчас, огромные пространства с высоченными потолками и планшетами размером с дорожный рекламный баннер.
В этом помещении принимались важные решения, постоянно мониторилась обстановка вокруг. Из бункера можно было связаться с другими сооружениями, расположенными в разных городах, а то и республиках, входящих в состав СССР. Но, все такое оборудование со временем из объекта вывезли. Что-то ушло на переработку, а что-то пополнило музеи.
То, что сохранилось — вы можете увидеть на фото.
Но даже такие мелочи не перестанут удивлять и радовать индустриальных фотографов.
Не обошлось и без вандализма. Сооружение было популярным настолько, что туда захаживали даже граффитеры, оставившие черным фломастером различные теги. Ну и конечно же, и досталось некоторой аппаратуре. Многие агрегаты лежали на столе в полуразобранном виде, после действий охотников за радиодеталями.
Осмотрев основные помещения первого этажа бункера, мы спустились на второй. Соединяет этажи на объекте крутой лестничный марш, по которому мы спускались очень аккуратно, чтобы не свалиться кубарем в низ.
На первом этаже также все отлично сохранилось. Даже гермозатворы были в отличном состоянии, а краска на стенах не расслоилась и не потрескалась.
Первый этаж бункера, как мы поняли, отвечал за связь.
Ведь в некоторых помещениях все еще сохранились связные стойки и каркасы АТС.
Ну а основные помещения, где были размещены блоки с аппаратурой связи, были пустыми. В таких помещениях располагалось громоздкое оборудование, которое вывезли в приемку, скорее всего, еще в 90-е годы.
Изучая объект, мы заметили множество нюансов и поняли, что объект модернизировали дважды. В 70-е и в 90-е, перед тем, как он окончательно снялся с боевого дежурства. В период консервации, в 00-х, за бункером продолжали следить и даже обновлять всякие мелочи: бирки на электрощитках, частично проводку и новые лампочки.
Вешали даже современные таблички, как на этой двери под номером 22. Нумерация БП (боевых постов) в таких сооружениях тоже специфичная. Например, номер 22 — это не значит, что это 22-е помещение по счету, начиная от 1-го. В случае с такими объектами, цифра 22 при нумерации имеет двойное свойство — первая цифра (2) — это этаж, а вторая (2) — это уже номер помещения.
Даже если в бункере будет 5 этажей, то на последнем этаже первые помещения БП будут под номерами 501, 502, 503.
Объект посмотрели быстро и отсняли много интересного материала. Пока мои коллеги продолжали снимать объект с использованием дополнительных источников света и выдержки, я завалился отдохнуть на скрипучую раскладушку в помещении бывшего медицинского пункта.
Настолько утомился за последние пару суток, что и не заметил, как уснул. Но шумные коллеги быстро нарушили покой своими перемещениями. Поспал минут 15, а показалось, что минимум часа 2. Почему-то, такое странно восприятие короткого сна встречается только тогда, когда засыпаю в подобных местах. Будто-бы время замедляется. Может быть, неслучайно заброшенным местам дают комментарии "здесь время остановилось".
Вскочив с раскладушки, я скинул на плечи рюкзак и вместе с группой направился к выходу.
Но перед тем, как окончательно покинуть это место пришлось еще раз пройти квест с преодоление преграды в виде осевшей в бетон защитной двери.
Мы благополучно выбрались на поверхность, закрыли за собой так называемый портал и побрели на ближайшую остановку, что бы разъехаться по домам.
Вернулись на этот объект мы спустя 4 года. За это время внутри все сильно поменялось в худшую сторону. Это норма для любого заброшенного места, поскольку любой объект ждет подобный цикл опустошения и разрушения. Хорошо, что вовремя успели побывать там и отснять его в хорошем состоянии для истории.
Снимки, представленные в этой статье, сделаны летом 2020 года. Сейчас этот объект выглядит намного хуже, и если вам интересно, могу подготовить отдельную статью для сравнения.
Спасибо за внимание!
Все наши материалы из старых бункеров времен СССР Вы можете посмотреть в подборке: