Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

О мужских юбочках

"Брюки превращаются... превращаются брюки..." В элегантную юбку! Именно это и произошло в середине XVII века с мужскими костюмами. Вместо обычных коротких штанов в моду вошли очень, очень широкие. Расширялись они стремительно, и кавалеры и оглянуться не успели, как уже приходится носить нечто среднее между штанами и юбкой.

Слева - костюм герцога Леннокса, ок. 1665 (с) из коллекции Национального музея Шотландии. Справа - мужской ансамбль, 1660-е (с) из коллекции Музея Виктории и Альберта
Слева - костюм герцога Леннокса, ок. 1665 (с) из коллекции Национального музея Шотландии. Справа - мужской ансамбль, 1660-е (с) из коллекции Музея Виктории и Альберта

При французском дворе ЭТО называли "рейнгравами", "рингравами". Есть вероятность, что не обошлось без влияния Голландии. Она после своей буржуазной революции быстро развивалась, и привлекала внимание всей Европы своими достижениями. Голландского посланника в Париже в середине века звали Рейнграф фон Зельм, так что модные штаны, судя по всему, назвали в его честь. Ну а остальные называли ЭТО попросту: "юбка-штаны", чего уж там. Если оно таки и есть.

"Мужской портрет", Герард Терборх, ок. 1663. (с) Из коллекции Лондонской Национальной галереи
"Мужской портрет", Герард Терборх, ок. 1663. (с) Из коллекции Лондонской Национальной галереи

Было два основных варианта. Первый - это узкие штаны, которые были почти не видны (за исключением кружевной оборки понизу), и надетые поверх них широкие штаны, собранные вверху и внизу, так что получалось подобие юбки.

А второй - собственной с юбкой! Нижний слой – широкие штаны, обычно из мягких тканей. .А верхний – юбка, заложенная в широкие складки, из тканей более плотных.

Всё это доходило до колен, а, бывало, и ниже – до середины икры.

Деталь картины "Интерьер с дамой за спинетом и кавалером, предлагающим ей бокал", Габриэль Метсю, ок. 1666. (с) Из коллекции Ranger's House
Деталь картины "Интерьер с дамой за спинетом и кавалером, предлагающим ей бокал", Габриэль Метсю, ок. 1666. (с) Из коллекции Ranger's House

Юбку обычно богато декорировали. И низ, который украшали вышивкой, или кружевом, или обшит бахромой, и бока. По бокам обычно нашивали пучки петель, сделанных из лент, в несколько рядов, и каждый верхний ряд накладывался на нижний, как чешуя. Верхний край юбки тоже мог украшаться петлями из лент. Нашитые плотным кольцом, они образовывали как бы ещё одну, коротенькую юбочку.

И штаны, и юбка, и декор из лент (если он был) вшивались вместе в один пояс. Тот был довольно свободным, и не стягивал талию (вот ещё, кавалеры не готовы ограничивать свой животик!), а ложился на бедра. Правда, пояс этот фактически не было видно, поскольку сверху он прикрывался роскошным напуском рубашки.

Нередко внизу, в районе колен, штаны были украшены кружевной оборкой, а иногда и лентами. По всей видимости, такая отделка имитировала ту, что украшала некогда верхний край чулок и выкладывалась поверх отворотов сапог. От высоких сапог в этот период начинают отказываться, а вот пышная оборка под коленом, надо полагать, очень полюбилась. Кое-кто по-прежнему обшивал ею чулки, но многие предпочли переместить её на штаны.

Слева - модная гравюра, 1670-90 (с) из коллекции Музея искусств округа Лос-Анджелес. Справа - "Портрет мальчика", Франсуа Вервильт, 1669 (с) из коллекции Рейксмюсеума
Слева - модная гравюра, 1670-90 (с) из коллекции Музея искусств округа Лос-Анджелес. Справа - "Портрет мальчика", Франсуа Вервильт, 1669 (с) из коллекции Рейксмюсеума

И вот представьте - сверху у вас пышненько, ниже совсем пышно, и ещё и под коленками, может, тоже. Ай да щёголь!.. И всё это в сочетании с коротким дублетом. И ленточек, ленточек побольше!

Даже жаль, что не так долго эта мода и продержалась, перешли на длинные кафтаны в сочетаний с узкими штанами, кюлотами-бриджами.

P.S. На моём канале по истории моды и костюма мы раскрываем секреты старинных нарядов!