Предыдущие публикации: Часть 1. Об "официальных" точках зрения, мнении "большинства", "рассекреченных" протоколах и Катынском лесе. Часть 2. А теперь, действительно, факты. Часть 3. О Комиссии Н. Н. Бурденко, немецких источниках и "любопытнейшем" чтении.
Все сказанное не означает, что сегодня любой нормальный русский человек не может не испытывать полного отвращения к нынешним польским политиканам, дошедшим до белой горячки в своей ненависти к нашей стране. Разжигать эту ненависть они стали еще задолго до начала СВО, и даже еще до Киевского майдана, и возвращения Крыма в родную гавань.
В том, что примирения над могилами не произошло, в том, что нам в протянутую руку положили змею, абсолютная вина только польской стороны. Мы же перед Польшей теперь абсолютно чисты. После 1990 г. мы открыли перед нею чистую страницу для выстраивания новых добрососедских отношений, и ничего худого с тех пор по отношению к Польше не совершали. И кроме инсинуаций вокруг катастрофы самолета с Качинским, при всем желании, никто ничего нам предъявить не может. Но и эти инсинуации - полная чушь и злонамеренная клевета! Не говоря уже о том, что Россия, когда это случилось, искренне стремилась наладить с Польшей добрососедские отношения. И это не говоря об, уже упоминавшемся Постановлении Госдумы, принятом тогда же, в апреле 2010 г., и, прошедшем в те же дни в прайм-тайм по центральному ТВ, фильме Анджея Вайды "Катынь"!
И ведь сразу же после катастрофы самолета с Президентом Польши было проведено ее совместное расследование польскими и российскими экспертами. И тогда в 2010 г., по горячим следам, всем все было ясно. Я лично тому свидетель. Там же погиб мой друг Станислав Микке, и я с его вдовой ходил на опознание, и своими глазами видел, что на каждого нашего эксперта приходилось по 2-3 поляка. Так что, и в этом инциденте мы перед Польшей и перед всем миром полностью чисты. А что не отдаем останки самолета, так, видя отношение к нам нынешней польской элиты, именно для того, чтобы избежать новых инсинуаций. Как мы можем верить в их объективность? Не нравится, пожалуйста приезжайте, и с новой совместной технической экспертной комиссией изучайте сколько угодно. Но только совместно с нами. Нет, так они не хотят. Никаких совместных расследований! А иначе как они смогут нас опять во всем обвинить!? В общем все это настолько шито белыми нитками, что и «ежу пьяному понятно».
В исторической трагедии польского государства, в трех ее разделах участвовала не только Россия, но и Пруссия с Австрией. Не говоря уже о том, что без собственно польской шляхтецкой анархии, доведшей страну до полного политического краха, и разделов-то ее никаких не могло бы произойти. Но сегодня Польша весь негатив своей исторической памяти выливает только на нас. А с немцами и австрияками у нее полная гармония. А что же так? Почему, когда канцлер ФРГ Вилли Брант поклонился мемориалу жертв Варшавского восстания, в Польше это было воспринято с энтузиазмом, а когда в Катыни то же самое сделал Путин, этого там в упор не захотели видеть? Почему в Польше не было никакой адекватной реакции на Постановление Госдумы по Катыни? И, повторяю, все это было задолго до СВО, до Крыма и до Киевского майдана. И как мы на все это должны реагировать?
Один мой либерально настроенный знакомый сказал мне, что поляки, мол, так себя ведут, поскольку многое помнят, и нам по определению не верят. (А немцам с австрияками, выходит не помнят, и верят.) Ну, если так, то мы далеко зайдем! А нам что, со своей стороны, полякам припомнить нечего!? От Стефана Батория, от насильственного окатоличивания, до заморенных голодом в 1920 г. красноармейцев!? Кто вводил у себя жесточайшее дискриминационное антиправославное законодательство, когда православным запрещалось занимать любые, даже самые незначительные государственные должности? В России никогда ничего подобного не было. Кто применял термин "быдло" ко всему русскому православному населению Речи Посполитой? Кто его за людей не считал? Но мы же у себя государственную полонофобию не разжигаем!
Да, и помимо наших возможных и вполне обоснованных претензий, что в истории Польши все тишь, да гладь, да Божья благодать? Что, Польша не участвовала в Мюнхенском разделе Чехословакии 1938 г.? Что, в Польше не было жуткого концлагеря Береза Картузская, где без суда и следствия гнобили всех, кого считали противниками режима Пилсудского? А разве в оккупированной гитлеровцами Польше не было коллаборционистской "синей" полиции, численно, как минимум, сопоставимой с бойцами польского Сопротивления? И разве не было, если не массового, то, во уж всяком случае, весьма значительного соучастия поляков, причем на всех социальных уровнях, в преступлениях Холокоста? Что-то не слышно, чтобы в Польше всерьез пытались осмыслить хотя бы эту темную страницу ее истории. Как раз наоборот, те польские историки, как например Ян Гробовский, которые смеют тронуть эту тему, подвергаются жесточайшему острокизму. И получается, что сегодня для нынешнего польского истеблишмента одна Россия кругом и во всем виновата (своих западных соседей она простила), а сама Польша белая и пушистая. Но так не бывает. Что это, как не комплекс национального нарцисизма, столь же патологический, как и политический нарцисизм наших "упертых" необольшевиков?
А ведь как ни крути, но по данным самого Польского Института национальной памяти - Комиссии по расследованию преступлений против польского народа (Instytut Pamięci Narodowej – Komisja Ścigania Zbrodni przeciwko Narodowi Polskiemu (IPN)), который (которую) уж никак нельзя заподозрить в пророссийских симпатиях, жертв того, что сейчас называют "советской оккупацией" Польши, насчитывется порядка 150 тыс. чел. И это включая не только тех, кто погиб в лагерях, но и тех, кто умер в ссылке, где-нибудь в Новосибирске или Томске. И даже тех, кто там с годами осел, обзавелся семьей, и ушел из жизни просто по возрасту. Ни в малейшей степени не оправдывая репрессии тоталитарного режима (жертвами которого, кстати, в первую очередь стали народы многонациональной России), но все-таки как на этом фоне выглядят 5,7 млн. жертв немецкой оккупации Польши!? Но все равно, для нынешнего польского истеблишмента Россия - абсолютное зло. Мне от этого горько и очень больно!
При всем моем уважении к Польше (хотя бы за Коперника, за Шопена, за Мицкевича, который хоть и ненавидел нашу страну, но, несомненно, был великим поэтом, за "Камо грядеши?" («Qvo vadis?») Сенкевича, наконец за, ныне запрещенных там, "Четырех танкистов и собаку", да и вообще за, присущую этому народу, отвагу и воинскую доблесть), мне за эту страну сегодня страшно. Плюющие нам в лицо ее нынешние правители ведут ее в пропасть. И отвечать им за это на Высшем Суде, ох, как придется! Надеюсь, что и не только на Высшем.
И последнее, автор первого из вышеприведенных материалов заявляет, что: - «Ни одна страна в мире никогда не признает себя виновной в каких-то неблагозвучных деяниях, если таковые и были... Но в итоге (признания ответственности за Катынское преступление) СССР, а затем и Россия, стали посмешищем в глазах остального мира.» Господи, насколько же надо быть нравственно извращенным, чтобы такое нести!? Ну, про другие страны, это их выбор и их ответственность. То, что они не признают своих «неблагозвучных (словечко-то какое!) деяний», не значит, что рано или поздно за них не придется отвечать. Но показательно, как, при всем своем квази-патриотическом пафосе, автор сам не замечает, что заявляя такое он невольно выдает всю вестерно центричность своего сознания. «Ах, Боже мой, что будет говорить княгиня Марья Алексевна!...» Да нам-то какое дело, как в чьих-то глазах мы выглядим?! Смеётся кто-то над нами, или нет?! Ведь уже очевидно, что политический Запад никогда нас не полюбит, а всегда будет только и стремиться так или иначе нас, как цивилизацию, уничтожить, ради захвата 25% мировых ресурсов, которые дарованы нам Всевышним. Так чего нам перед ним расшаркиваться!? Мы что, для Запада и для поляков стараемся быть хорошими, или свою страну созидаем? А вот какой свою страну мы хотим построить? Такой, которая живет по лжи, замалчивая темные страницы своего прошлого и, надувая щеки, самодовольно трубит о показных успехах, тогда как большинство ее граждан простаивает в очередях за первым необходимым? Мы это уже проходили. И так мы далеко не уедем. Или мы хотим построить страну, которая живет по Божьей Правде?
Что для нас, в конце концов, важнее, химера мировой революции, благосклонность Запада или Слово Божие, которое, не смотря ни на что, всегда было, есть и будет духовной сутью и нравственным стержнем нашей цивилизации? Ведь при всей болезненности отношений Российской Империи и Польши, разве можно вообразить, чтобы что-то подобное Катыни могло случиться до 1917 г.?
Посему глубокое сожаление вызывает убогость наших необольшевиков, чья «упертость» в Катынской теме по принципу "этого не может быть, потому что советская власть безгрешна", сродни «упертости» турок, не желающих ничего знать о геноциде армян в 1915-1921 г. Масштабы, конечно, не сопоставимы, но преступление, есть преступление. Турки, устами своего министра иностранных дел заявили армянам, что понятия Покаяния нет в турецкой культуре. Хороша культура! Но для нас, православных, Покаяние, это один из основополагающих столпов нашей духовной жизни. А Покаяние, это вовсе не самобичевание! Это созидание в душе, как индивидуальной, так и народной, таких защитных механизмов, которые препятствуют повторному впадению во грех. Покаяние освобождает от пут греха, и придает сил идти по пути Благодати. А быть железобетонно уверенным, что наше социалистическое государство было всегда и во всем безгрешно, как папа римский, это лучший способ, чтобы все, что было темного и преступного в нашем прошлом, снова повторилось. И не дай Бог, чтобы это повторилось с кем бы то ни было, включая авторов вышеприведенных здесь текстов и их детей. Надеюсь, мы к этому не вернемся. Похоже, все-таки, худо-бедно, но от этого, скажем так, морально неоднозначного прошлого, мы отходим. И, хотя и трудно, хотя и по извилистым тропам, но все же возвращаемся к естественно - эволюционному пути, которым шла наша Великая Россия до 1917 г. Во всяком случае политика нашего Президента и ключевых членов его команды, на мой взгляд, свидетельствует об этом возвращении к нормальности. Дай-то Бог!
P.S. В 2010 г. мне довелось быть в посольстве Польши на приеме по случаю 70-летия Катынской трагедии. Одновременно там состоялась официальная передача польской стороне сотрудниками нашего МЧС президентского штандарта Польши, обнаруженного на месте катастрофы польского борта № 1. Среди присутствовавших был великий польский режиссер Анджей Вайда, чей дядя погиб в Катыни. Я решился к нему подойти и заговорить. Я сказал, что по моему мнению, уже давно пора всем сторонам прекратить использовать тему Катыни в политических целях, а относиться к ней как к глубокой, чисто человеческой трагедии. Услышав это, глаза у пана Вайды буквально вспыхнули. Он взял обеими руками меня за плечи и сказал с волнением: - "Молодой человек (по отношению к нему, я, конечно, был молод), как Вы правы!".
Июль - август 2024 г.
Никита ШАНГИН. Почетный архитектор РФ, профессор Московского отделения Международной академии архитектуры (МААМ), старший преподаватель кафедры архитектуры Донбасской Национальной академии строительства и архитектуры (ДОННАСА) и факультета архитектуры Государственного Университета землеустройства (ГУЗ); Лауреат премии СА РФ "Золотое сечение" и Национальной архитектурной премии РФ "Хрустальный Дедал"