Найти тему
Сайт психологов b17.ru

«Не могу шевелить лапками». Бессознательные причины прокрастинации

Тема безволия известна всем прокрастинаторам и все мы, в той или иной степени-они.

Однако, есть и те, для кого эта проблема как будто не является таковой . Как они это делают? Что такого знают одни, чего не знают другие, вынужденно откладывая свои планы, упуская свои возможности, бесконечно борясь с чем-то невидимым внутри самого себя? (возможно, даже в эту минуту, кто-то читает статью о том, как начать делать, вместо того, чтобы делать).

Как известно, чтобы работать с симптомом ( прокрастинацией), нужно выявить причину его возникновения. И их, причин, есть множество. Они лежат в разных плоскостях, но самые интересные, на мой взгляд - в плоскости бессознательного, о чем, в том числе, далее тоже пойдет речь.

Предлагаю рассмотреть это «явление» со всех сторон, двигаясь к глубинному, неосознаваемому.

Человек способен идти к цели при наличии самоконтроля и дисциплины, а также способности бороться с желанием «отложить дела на потом». В случае, когда мы никак не можем сподвигнуть себя к действиям, принято считать, что дело в лени.

Однако, лень существует как понятие, но ее не нет как явления. То есть, любому безволию (прокрастинации) есть причины:

1. Отсутствие мотивации и ощутимых профитов, (что я получу за труды?)
2. Незнание, с чего и как начать, (нет технического плана, достаточной информации)
3. Глобальность задач, (где я и где еще тот успех..)
4. Завышенные ожидания, (сразу в успешный успех)
5. Тревога, страх, что не получится
6. Избегание чувства несостоятельности, (бессознательный отказ от действий, чтобы не разочароваться в себе).

Почему кажется, что завтра точно смогу, сделаю?
На то, чтобы испытывать неудовольствие и напряжение перед делом, сил уходит больше, чем на само дело и в случае безволия речь конечно о борьбе себя с собой. В завтрашнем дне мы видим себя энергичными, сконцентрированными, но говоря о «завтра» мы не испытываем той борьбы внутри, которая идет именно сейчас, в моменте, когда есть «надо». То есть, все «завтра» – вариант избегания напряжения сегодня.

Как это происходит в структурах головного мозга:
если в двух словах, испытываемое нами неудовольствие и сопротивление – результат борьбы прифронтальной коры головного мозга, отвечающей за планирование, с импульсами лимбической системы, более мощной, которая отвечает за обработку эмоций . Она же, т.е. лимбика, предусмотрительно договаривается с центром планирования насчет «завтра», уводя от напряжения, связанного с любым «надо» сегодня. И все с одной целью: погасить напряжение. Другое дело, что способ выбирается тот, который есть в зоне вашего доступа: соцсети на пару часов, холодильник, домашние дела, а по большому счету – уводит от мечты, перспективы, возможностей. Эта же внутренняя борьба отнимает силы, вызывает чувство вины и разочарования в себе и, как следствие, нам опять предлагается набор удовольствий. Вот такой замкнутый круг.

Почему завтра все будет так же как сегодня?
А почему должно быть иначе? Завтра не появится другой мозг, с другими биохимическими процессами в ответ на то же напряжение. Завтра будут те же условия, которые позволили не делать сегодня.

Как прокрастинация отражается на биохимии тела?
Обычно, энергия желания, или напряжение от значимости задачи разряжается во вне через действия. Итог – эндорфины и положительные эмоции. Если же к действиям долго так и не удается приступить, напряжению психики просто некуда деваться, и вся сила избегания превращается в энергию разрушения, что проявляется в чувстве вины, повышенной агрессии к себе и тревоге. Задача сама себя не решит. В итоге, постоянное внутреннее напряжение ведет к выработке энкефалинов, которые вызывают разочарование в себе, апатию и ощущение собственной никчемности.

Как помочь себе самостоятельно ( т.е. без поиска бессознательных причин избегающего поведения)?
Итак, если импульс избегания уже возник, подавить его крайне сложно. И далее, выход зависит от наличия/отсутствия внешних факторов принуждения:

1. Пока не делаю и не могу приступить, поскольку внутренних стимулов не хватает, а внешние отсутствуют, (обещания самому себе, как правило, не работают).

2. Пока не делаю, но придется, поскольку дано обещание, есть дедлайн, или иной внешний фактор принуждения, установленный кем-то/чем-то значимым из вне: руководителем, правилами. То есть, вариантов не сделать просто нет.

Как быть?

1. Лишить себя выбора!
Именно наличие выбора, ( возможность сиюминутных удовольствий) – это то, что подсовывает лимбика, в качестве погашения напряжения при необходимости приступать к задаче. Если у нее не будет такой возможности - она оставит в покое прифронтальную кору, которой не придется выстраивать убедительные аргументы, почему дела подождут до завтра.

2. В пространстве, где нет никакого контроля, но есть холодильник и безлимитный интернет, у вас вряд ли будет мотивация работать. Переносите себя за пределы квартиры, ( например, в офис. Все удаленщики, думаю, могут сравнить свои возможности избегания действий, находясь дома и в офисе, где не делать гораздо сложнее или вообще невозможно). Лимбика понимает, что рядом нет источника удовольствий, т.е. больше нет выбора, а соответственно, повода для внутренней борьбы.

3. Социальные договоренности, нежелание нарушать обещания - ситуация, в которой нет выбора делать/не делать: озвученное перед кем-либо намерение уже само по себе стимул «сохранить лицо».

4. Объединитесь с кем-то в группу, если задача позволяет: любые курсы изучения чего угодно, вместо попыток самостоятельного освоения. Всем сложно, включается соревновательный момент.

Лишайте себя выбора сознательно, на время. Особенно, если тянуть дальше уже некуда.

Самостоятельно справляться с собой в ситуациях условно бытовой прокрастинации вполне возможно. Но как быть, если не удается приступать к значительным и важным планам, связанным, например, с задачами самореализации? Или, что еще интереснее, человек может быть вполне мотивированным вначале, а далее, на каком-то этапе своего пути, теряет интерес и саботирует собственное дальнейшее движение к цели, утратив волю продолжить начатое. В таких случаях важно найти мотив избегающего поведения. И он, как правило, человеком не осознается.

Итак, бессознательные причины прокрастинации
Часто, в ходе сессии, клиент обозначает проблему: «не могу приступить к задаче» или «начинаю и бросаю, не довожу до результата».

Когда находится глубинная причина самосаботажа, то звучит она уже по-другому: например, «хочу, но боюсь», «хочу, но не могу». Иными словами, любое иррациональное поведение человека всегда имеет под собой рациональную, с точки зрения психики, основу.

И здесь крайне важно понять, с каким именно опытом переживания человек не хочет сталкиваться, уходя в избегающее поведение? Чегокого человек боится ( какой внутренний объект, значимая фигура, дает оценку действиям клиента таким образом, что у него складывается ощущение страха действий или их невозможности)? Кто назначал «планку», ограничивал в представлениях, с кем сравнивал ( и с кем клиент продолжает теперь уже самостоятельно себя сравнивать, воспроизводя привычные ощущения себя)? Чьими глазами смотрит на клиента весь его мир?

Речь, безусловно, о внутрипсихических барьерах, которые на поверхности выливаются в такой симптом как прокрастинация. Эти связи недоступны осознанию человека, пока кто-то, не вовлеченный в защитные механизмы другого, не отыщет повторения, через которые воспроизводит себя внутренняя реальность с вытесненным травмирующим опытом, напоминающим о себе, чтобы человек смог это прожить, переработать и, наконец, интегрировать. А до тех пор, у каждого включается свой персональный внутрипсихический «мультик», порой вызывающий желание сменить, наконец, жанр.

Говоря о глубинных причинах прокрастинации, сразу отмечу, что они исключительно индивидуальны и зависят от обретенного эмоционального опыта в процессе взаимодействия со значимыми фигурами и формировании личности.

Важно: схожие ситуации в прошлом могли повлиять на одного, но не оставить след у другого.

Из практики: человек может избегать действий, если в доме было нормой : 1. Родительское принуждение сопровождалось давлением и окрашивалось эмоционально негативно
2. Родитель обесценивал личностные качества ребенка
3. Родитель сравнивал ребенка не в его пользу
4. Родитель был «великим» в своих достижениях и казалось, что до его планки не дотянуться
5. Родитель назначал роль ребенку оставаться таковым, т.е. самостоятельность не поощрялась
6. Ребенку внедрили в сознание « не получится», «тебе не дано», «как бы чего не вышло»
7. Ребенка принимали только за его «хорошесть» и он боялся быть собой
8. Родитель давал двойные послания: за что хвалил, за то и ругал

Приведу несколько примеров, как «механизм» избегания действий переходит из внутренней реальности человека в объективную, т.е. во вне:

Если родитель сравнивал ребенка не в его пользу, то с убитой самооценкой взрослому сложно конкурировать с другими. Он избегает действовать. И все для того, чтобы не испытывать знакомое чувство «Я не дотягиваю».

Если родитель контролировал и таким образом запрещал проявлять самостоятельность, то любая сложная задача будет вызывать ощущение никчемности. Как с ним не встретиться? Правильно. Затягивать с действием.

Если ребенка заставляли и применяли жесткие меры давления – отныне, любое «надо» воспринимается, как насилие над собой. То есть, чтобы не испытывать знакомые болезненные эмоции вариант один: отказаться от действий, которые их будят.

Итого: в случае прокрастинации можно сказать, что затруднение вызывает не само действие, а психологический контекст. То есть, речь об избегании болезненных представлений о себе, которые сопровождают человека при движении к цели или необходимости «делания». Именно связанные с ними эмоции уводят человека в избегающее поведение, не давая приступить к действиям. Также, невозможность приступить к действиям может являться следствием внутреннего запрета на тот результат, которому быть «не позволено» (тема внутренних бессознательных запретов обширна и такой симптом как прокрастинация является лишь одним из).

Что со всем этим делать?
Искать глубинные причины избегающего поведения. То есть, искать корень ( бессознательные причины) такого симптома, как прокрастинация. Именно новое знание о себе позволит перестать повторять тот автоматический выбор «неделания», который предлагает психика, чтобы защитить Эго человека от болезненных представлений о себе или эмоционального опыта, который мы сами себе предлагаем автоматически. Болезненные представления о себе тоже не возникают как распознаваемые логические выводы. Это всегда прежде некое ощущение себя, которое выдерживать, стоя перед лицом задачи, достаточно сложно. Иными словами, человек избегает не действий, а собственного эмоционального ответа, возникающего при движении к началу действия.

Работая в психоаналитическом подходе с любым затруднением клиента, через действия по-другому он учится обретать новый эмоциональный опыт. В итоге, в его распоряжении, дополнительно к автоматическим ранее приобретенным реакциям на ситуацию ( на себя в ситуации), появляются варианты иных решений, как правило более эффективных, чем те, которыми он обладает. Почему? Потому что самый устойчивый эмоциональный опыт присваивается в детский период формирования психики. Иными словами, все мы в той или иной степени решаем «взрослые» проблемы с помощью «детских» решений». И это можно четко почувствовать, когда задача или цель лежит чуть выше нашего «горизонта» и все имеющиеся в распоряжении способы не позволяют ее достичь. В таких случаях, поиск решений «на поверхности» мало к чему приводит, т.к. человек имеет дело не столько со сложной задачей, сколько с внутренними, неосознаваемыми барьерами.

Бессознательные мотивы избегающего поведения, как и работа с любыми сложностями в самореализации - сфера моих профессиональных интересов. Если у вас есть зависшие задачи, к которым никак не удается подобраться - приглашаю вас к совместному исследованию причин в индивидуальной работе в психоаналитическом подходе. Одна и та же сложность решается всегда абсолютно по-разному, с учетом того, что сокрыто в бессознательном конкретного человека. И это всегда свой неповторимый «узор» из причинно-следственных связей, психо-эмоционального ответа, защитных механизмов и, как итог, тех оправданных решений, вместо которых просто ничего другого не могло быть. С этим можно работать! И такая работа всегда красива, интересна, удивительна и продуктивна!

Автор: Наталья Шестакович
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru