Найти тему
НЭН – Нет, это нормально

«Брачный обыск», дворец в подарок и «оглашение»: 5 свадебных традиций прошлого века

Оглавление

Идеи, которые можно позаимствовать из прошлого.

Коллаж Насти Железняк
Коллаж Насти Железняк

Вместе с экспертами генеалогического IT-сервиса Famiry и музея-заповедника «Царицыно» собрали интересные факты о свадьбах ушедшего столетия и рассказываем, как можно использовать эти знания сегодня — для украшения собственной церемонии и для углубления в историю семьи.

«Радуются как оглашенные»

Перевозка сундуков невесты в новый дом после венчания. Владимирская губерния. 1914 г.
Перевозка сундуков невесты в новый дом после венчания. Владимирская губерния. 1914 г.

Во многом свадебный уклад и его правовые основы остались теми же, что и век назад. «Раньше препятствиями для совершения брака могли быть нерасторгнутый союз, принуждение, наличие душевной болезни, а для жениха и невесты моложе 21 года — отсутствие благословения от родителей или опекунов, — рассказывает координатор архивного поиска, эксперт-генеалог IT-сервиса для изучения истории семьи Famiry Дмитрий Кудинов. — И сегодня недееспособность, юный возраст без согласия взрослых, предыдущий брак точно так же станут препятствием. Но ряд запретов и нюансов канули в прошлое».

Известно, к примеру, что узникам запрещалось вступать в брак, а чиновники и военные, находящиеся на действительной службе, для вступления в брак должны были испрашивать разрешения начальства. Препятствия к заключению союза могли выясниться и на этапе «оглашения».

«Эта процедура была частью венчания, — объясняет Кудинов. — До самого таинства (за несколько недель) жених должен был письменно или устно заявить священнику о желании вступить в брак — сообщить свое имя и имя невесты, уведомить о „состоянии“, то есть рассказать о сословии, чине, звании, если они были. После получения благословения батюшки священник проводил в церкви процедуру „оглашения“: во время воскресной или праздничной службы объявлял, что такие-то прихожане хотят заключить брак, и уточнял у собравшихся к службе, не известно ли им каких-то препятствий к этому. Таких оглашений проводилось три, в разные дни».

После «оглашения» будущие молодожены ходили взволнованные, сами не свои. Отсюда и пошли выражения из серии «бегать/ходить как оглашенный», «кричать как оглашенный», «радоваться как оглашенный» и пр. То есть вести себя шумно, нервно, пребывать в предвкушении. В этом, кстати, была одна из целей «оглашения» до венчания — подготовить молодых к браку, разъяснить все обязанности, дать им проверить свои чувства.

Интересное по теме:

«Кровиночка»

Свадебная фотография 1914 г.
Свадебная фотография 1914 г.

Одним из основных препятствий для венчания, которые могли открыться на этапе оглашения, было родство жениха и невесты. «Счет родства при этом был довольно сложным: прямо не допускалось вступать в брак двоюродным и троюродным брату и сестре, однако существовало еще множество любопытных ограничений, проистекающих из степени родства и свойства — браки запрещались, например, с двоюродной сестрой жены дяди, с троюродной сестрой мачехи и т.п. Знание родословной на несколько поколений в этом случае приобретало вполне практический характер», — делится подробностями Дмитрий.

Сегодня решить задачку с таким количеством неизвестных было бы довольно сложно. Навскидку никто не назовет «кузена племянника дяди Васи» или «золовку маминого деверя». Но раньше с этим не было больших проблем, ведь к генеалогии относились со всем почтением. Знать родню в третьем колене, в пятом колене, по тетке, по близким мужа, по записям в различных учетных книгах было абсолютной нормой.

«Брачный обыск»

Пукирев В. В. «Приём приданого в купеческой семье по росписи» (1873)
Пукирев В. В. «Приём приданого в купеческой семье по росписи» (1873)

Если после последнего оглашения препятствий никто не высказывал, проводился «брачный обыск». Не стоит думать, что это нечто вроде принудительного сбора богатого приданого невесты в ее доме. «Так называлась процедура, когда в специальную книгу, получаемую из духовной консистории, записывались „персональные данные“ жениха и невесты, а также сведения о том, что нет никаких препятствий к заключению брака», — уточняет Кудинов. По сути, это аналог сегодняшней подписи под актом о заключении брака в ЗАГСе.

Впрочем, своего рода обыск в доме невесты проводить все же приходилось. Ведь сбор приданого был важной частью обряда как в крестьянских, так и в купеческих и в аристократических семьях. Сундук с приданым был для невесты в новом доме частичкой собственного мира, который она покидала. У крестьян набор был победнее, но обязательно с оберегами и постельным бельем (поэтому «коробейники» в деревнях часто назывались еще и «постельники»). У купцов и горожан не все даже помещалось в сундуках: собирали самое ценное, среди которого встречались и зеркала, и мебель, и даже граммофоны.

«Брачный поезд»

Свадебный поезд, возвращающийся из церкви. Калужская губерния. 1925 г.
Свадебный поезд, возвращающийся из церкви. Калужская губерния. 1925 г.

Вообще очень многие свадебные традиции прошлых лет были призваны показывать достаток вступающих в брак молодых людей и их семей. Один из ярких примеров — так называемый «брачный поезд» (сегодняшний его аналог — свадебный кортеж, колонна из нескольких нарядных автомобилей). Чем больше было лент, ковров, шитья, цветов, колокольчиков — тем богаче свадьба.

Венчание должно было быть совершено строго в церкви (венчание дома или даже в часовне не допускалось). Таким образом, «брачному поезду» предстояло сначала проделать путь от дома жениха, а затем от дома невесты до храма. Как правило, венчались в церкви, прихожанином которой был жених, но существовали региональные традиции, которые предполагали венчание в приходе невесты — это, например, было привычным явлением в Малороссии.

Тройки. Марк Марков-Гринберг
Тройки. Марк Марков-Гринберг

Формировались кортежи на этих этапах по-разному. В каталоге, который создавался научными сотрудниками музея-заповедника «Царицыно» для выставки «Топография счастья: русская свадьба», читаем: «Впереди поезда обычно ехали дружка с поддружьем, в середине тысяцкий с женихом, которые везли с собой икону, а в самом конце — „лагунники“ с лагунами (бочонками) пива или вина». Так отъезжали от дома жениха. Но вот как непросто было добраться от невесты к церкви — уже даже после первого «выкупа»:

«В пределах селения местные парни неоднократно „заламывали“ дорогу поезду, перекидывая через нее жердину или бревно. Дружка каждый раз откупался припасенным пивом, вином и деньгами». Также жених должен был выкидывать прямо на ходу из поезда памятные подарки от прежних барышень, которые его одаривали «на беседах». А невеста выбрасывала платок «со слезами» — «чтобы замужем горя не было».

Сегодня традиция «брачного поезда» частично сохранилась (разве что пиво больше не возят бочками и дороги не «заламывают»). А вот изысканные кортежи действительно украшают самый важный день в жизни молодой семьи. И потому в ряде случаев даже на территории музея-заповедника «Царицыно», где запрещено движение автомобилей, можно заметить арендованные ретро-авто — их допускают в качестве редкого исключения на церемонии заключения брака.

Дворец в подарок

Показывать свой достаток принято было и застольем. В некоторых регионах в крестьянской среде даже освященный церковью брак без пира считался недействительным. В этом смысле сегодняшние молодожены более свободны: могут и не устраивать многодневные застолья со всем «миром». Бывает достаточно даже фуршета прямо в дворце бракосочетания или на природе, в парке, как близ Большого или Оперного дворца в «Царицыне».

Родным, близким и гостям пышных свадеб тоже важно было показать, что они не лыком шиты. Преподношения «на семейное обзаведение» часто выделяли в отдельный обряд — его называли «поклонный», «поцелуйный» или даже «сырный» стол (за подарки кланялись, крепко целовали и угощали домашним творогом или сыром). Дарили самое дорогое — от скота (что сегодня никак не представить) до привычных денег.

Занимательно, что запись/учет подарков могли вести прямо золой на беленой печи: чтобы посмотреть, сможет ли новоиспеченная жена после непростого пиршества наутро вернуть печь в былое состояние (так проверяли хозяйственность).

В богатых же, в том числе императорских домах, могли дарить даже целые дворцы! Зародилась эта традиция еще в XVII веке: один из примеров подарка молодоженам — Ледяной дом Анны Иоанновны в Санкт-Петербурге. В XIX веке дворцы на свадьбу дарили будущему Александру II, Александру III, великой княгине Марии Федоровне, детям Николая I. По мнению исследователей «Царицына», именно эта традиция нашла своеобразное продолжение уже в XX веке, когда в одном из «подарочных дворцов» (особняке внука Александра II) открылся первый в СССР «Дворец бракосочетаний».

«Дворцы счастья» во все времена ассоциировались с праздничной атмосферой, торжественностью и в то же время легкостью и изяществом.

Еще почитать по теме

Подписывайтесь на наш канал, ставьте 👍, а также, слушайте наши подкасты на удобных для вас платформах