Найти тему
Спасибо, послушаю

ПЛАГИАТ В РУССКОМ РОКЕ: мифы и заблуждения (Кино, БГ, ДДТ, Агата Кристи)

Цой всё скопировал у The Cure, Ария – это калька с Iron Maiden, а ДДТ вообще нагло выдают песню Челентано за свою. Если в поисковике вбить словосочетание «русский рок - плагиат», то можно утонуть в огромном количестве разоблачений и псевдо расследований на тему заимствования в русском роке. Причём большинство авторов слепо копируют материал друг у друга, даже не пытаясь разобраться в вопросе. Да и зачем это делать: на любую подобную статью сразу же сбегаются защитники русского рока, бросающиеся в автора какашками, на всё это действо слетаются тролли, и начинается холивар, приносящий публикации тысячи просмотров и комментариев.

Творчество не рождается из пустоты. В основе любого творческого процесса - синтез уже существующих элементов, в результате которого появляется уникальный, качественно новый продукт. В 80е волна пост-панка и ньювейва неизбежно накрывает молодых советских рок музыкантов, пускай происходит это сквозь очевидные препятствия и с существенной задержкой. И во много под влиянием The Cure, The Smiths, Дэвида Боуи и других исполнителей русский рок приобретает свои характерные черты. Их слушали, на них ориентировались, им вне всякого сомнения пытались подражать.

Виктор Цой и группа КИНО

Давайте разберем один из самых цитируемых примеров плагиата – песню Кино «Спокойная ночь» 86го года. Якобы она является копией кьюровской Faith.

Растиражированное версия гласит, что Цой был большим фанатом Cure и поэтому превратил их хит 1981 года в легендарную «Спокойную ночь». Но тут есть нестыковка. Цой по понятным причина не таскал с собой повсюду электрогитару с усилителем и песни сочинял преимущественно в акустике. И когда он написал слова и музыку к «Спокойной ночи», звучало это так:

А ставшая знаменитой аранжировка в электричестве — это уже, в большей степени, вклад Юрия Каспаряна. Кто-то может сказать: «Ну хорошо, значит Каспарян украл Спокойную ночь у The Cure». И опять мимо. В многочисленных интервью Каспарян не раз говорил, что, в отличие от Цоя, фанатом Cure никогда не был и в то время с гораздо большим интересом следил за Duran Duran. У Cure ему нравилась буквально пара композиций, и Faith в их число не входила.

Значит ли это, что Кино не заимствовали ничего из зарубежного рока? Совершенно точно заимствовали: риффы, ритмический рисунок, семплы драм-машин.

Ровно также, как молодые Cure заимствовали это всё у Siouxsie and the Banshees, а The Smiths у T.Rex. Ныне здравствующий звукорежиссер группы Кино Алексей Вишня не так давно, комментируя очередное обвинение в плагиате, озвучил интересный тезис:

«Рок-музыка, по сути своей всегда была конструктором, который собирается из канонов, придуманных не нами».

Кино взяли рифф у The Cure, ударные у Joy Divison, добавили туда собственную мелодику и поэзию, хорошо всё это перемешали и на выходе получили вечный хит. А люди продолжают пристально смотреть в маленький кубик этого огромного конструктора и кричать «смотрите, у них рифф скопирован с The Cure».

The Cure - вдохновители русского рока?
The Cure - вдохновители русского рока?

Борис Гребенщиков и группа Аквариум

«Сдираль-рок - это то, что делает Гребенщиков! Потому что он сдирает вовсю, у всех и все подряд! Но в то же время - исключительно гениальный сдиральщик!»

- сказал как-то в интервью Александр Градский. Раннему Аквариуму также вменяют большое количество плагиата, но, что интересно, набор якобы первоисточников у Гребенщикова достаточно сильно отличается от коллег по цеху. Вместо модных The Cure и The Smiths, БГ в музыке цитирует Патти Смит, Velvet Underground, T.Rex и Брайана Ино. Когда в интервью у лидера Аквариума спросили, почему ряд его композиций списан с западных исполнителей, он ответил:

«Что значит - "идентично", "списано", "содрано"... У нас никогда не было такого: прослушали того же Брайана Ино, понравилось, решили содрать. Скорее наоборот - сперва напишем что-то, а потом сидим и соображаем, на что это похоже... Рок-н-ролл это фольклор со всеми вытекающими, и каждый волен исполнять то, что считает нужным для себя...»
Борис Борисыч
Борис Борисыч

И позиция БГ в данном случае звучит вполне убедительно. Всё-таки плагиат – это когда ты услышал композицию и сознательно решил её перепеть, да ещё желательно, чтобы никто не догадался о существовании оригинала. А когда ты вырос на определенной музыке, когда Брайан Ино, Марк Болан и Лу Рид сформировали твоё музыкальное мировоззрение, подсознание в любом случае будет вмешиваться в творческий процесс и впихивать туда заимствованные последовательности аккордов.

В мировой судебной практике есть признанный термин «непреднамеренный плагиат», и такой непреднамеренный плагиат в свое время чуть не погубил музыкальную карьеру Джорджа Харрисона. Самое обидное, что в этих бесчисленных спорах из-за авторских прав в первую очередь страдает искусство.

Вторая особенность плагиата Аквариума связана со спецификой группы. БГ и его коллеги по группе всегда стояли особняком в русском роке. Если мы возьмём Кино и уберем их фирменный звук с драм-машинами и модным гитарными примочками, будет уже не то. Если мы возьмём молодую Алису и уберем сценический образ Кинчева, со всей его экспрессией и сценическим гримом, будет уже не то. Если мы возьмем Аквариум и уберем оттуда абсолютно всё, кроме поэзии Гребенщикова, это всё равно будет тот же Аквариум.

Сознание БГ могло заимствовать какие-угодно рифы и последовательности аккордов, но в том же сознании одновременно рождались Кони Беспредела и Серебро Господа Моего, и это было на 100% оригинальное, ни на что не похожее творчество. Так какой смысл искать совпадения в гитарных проигрышах Гребенщикова и Лу Рида, если творческая ценность Аквариума совсем не в этом?

Борис Гребенщиков, Виктор Цой и Константин Кинчев
Борис Гребенщиков, Виктор Цой и Константин Кинчев

Братья Самойловы и группа Агата Кристи

Вот с Агатой Кристи уже не всё так очевидно. Думаю, никто не станет отрицать, что братья Самойловы позаимствовали у The Cure сценический образ, манеру исполнения, и общее настроение, разбавив его классической русской тоской и безысходностью. При этом Глеб Самойлов утверждает, что впервые познакомился с Cure в 89м году, когда в зарубежной поездке приобрел альбом Disintegration, и затрудняется сказать, повлиял ли Роберт Смит на творчество Агаты Кристи или нет. Тут младший Самойлов явно лукавит, так как даже неискушенному в русском роке слушателю очевидно, что Агата Кристи до 89го и после – это две разные группы.

На дебютном альбоме группа поёт про крыс в белых перчатках и гномов-каннибалов, а затем в руки братьев попадает Desintegration, и творчество коллектива резко меняется: гномы и крысы уступают место саморазрушению, смерти и запрещенным веществам, в честь которых Самойловы назовут два альбома. Да и, что уж там, музыкальное подражание тоже налицо.

Иной версии придерживается Вадим Самойлов. С его слов, в 89м году менеджер Агаты Кристи увидел клип на песню Lullaby и сказал, что группе надо развиваться именно в этом направлении. «Хотя на тот момент этого ничего не предвещало: мы тогда выступали в ярких костюмах, не красились» - говорит Вадим в интервью 2009 года, и это окончательно съедает мой мозг. Потому что на всех видео датированных 88м годом, то есть за год до описываемых событий, Агата Кристи уже выступает в угольно-черных одеждах и при полном макияже.

Но оставим все эти расхождения на совести братьев Самойловых: всё-таки с тех пор прошло немало лет, а с 89го года у них накопились куда более серьезные расхождения во взглядах, чем оценка влияния Cure на творчество Агаты. Нам же нужно ответить на вопрос: является ли локальная адаптация сценического образа зарубежной группы плагиатом? Я убежден, что нет.

Во-первых, The Cure свой образ тоже придумали не сами, а позаимствовали у Sioаuxsie and the Banshees. Во-вторых, Агата Кристи использовали этот имидж как трамплин к популярности. К середине 90-х они уже стали самостоятельной творческой единицей и рок-героями целого поколения, как Кино для молодёжи 80-х и Земфира для молодежи 2000-х. Если у вас на этот счет другое мнение – обязательно пишите его в комментариях.

Юрий Шевчук и группа ДДТ

Приз за самое нелепое и одновременно самое ленивое обвинение в плагиате однозначно уходит к группе ДДТ и их песне «Ветер». Это один из самых любимых примеров диванных разоблачителей, которые часто выносят его в заголовок статьи: «Шевчук свой главный хит внаглую содрал у Челентано», причем желательно написать это капслоком для пущей убедительности. Давайте разбираться. Речь идёт об 11-нотах, на которых построен гитарный рифф из песни Ветер.

Практически идентичный рифф используется в композиции Адриано Челентано Attraverso Me 94го года. Почему же я считаю это обвинение нелепым? Зная музыкальные пристрастия лидера ДДТ, мне очень сложно представить себе картину в которой Юрий Юлианыч решает в своём творчестве прямолинейно процитировать легенду итальянской эстрады. Я бы еще допустил такую пост-иронию у БГ, но в случае Шевчука очень вряд ли.

На этом фоне другая популярная претензия к ДДТ – мол, «Предчувствие гражданской войны» они украли у Игги Попа, звучит куда более правдоподобно. И то Шевчук неоднократно рассказывал, что на схожесть этих композиций ему указали коллеги по группе уже после того, как он написал музыку к «Предчувствию», поэтому он решил оставить всё как есть. Яркий пример того самого «непреднамеренного плагиата».

Ну а ленивой теорию про песню «Ветер» я назвал потому, что даже поверхностный факт-чекинг выявляет противоречия в этом музыкальном ограблении века. По словам басиста ДДТ Вадима Курылёва и самого Юрия Шевчука, «Ветер» был написан в 93м году, и вживую исполнялся на концертах уже в начале 94го года, что подтверждается архивами концертных записей. Сингл Челентано вышел в релиз также в 94м году, практически одновременно. Если только ДДТ не установили прослушку в итальянской студии звукозаписи, они никак не могли услышать этот рифф до сочинения своей песни. Остаётся единственный вариант, который так не любят признавать сторонники теории повсеместного плагиата: музыкальные совпадения тоже случаются.

Я прекрасно понимаю, что тема музыкального плагиата – это крайне плодородная почва для блогеров. Людям нравится испытывать удивление, узнавая что известные российские хиты – не такие уж и российские, как они думали. Но давайте проводить четкий водораздел между песнями, написанными под влиянием чужого творчества, и прямым копированием. Можно ли представить, что Виктор Цой, вдохновленный The Cure, хотел нести в массы нечто похожее? Легко. Можно ли представить, что Олег Газманов, вдохновлённый Bad Boys Blue, хотел сделать тонкую отсылку к их творчеству? Ну такое себе. У Шевчука с Челентано и то лучше получилось.

Книги
3507 интересуются