Фобию можно приручить, получить пользу от терапии и вернуться к нормальной жизни. Как отличить обычный страх от фобии, требующей лечения, и какую терапию выбрать.
В чем разница между «нормальным» страхом и фобией?
Обычный страх или беспокойство можно испытывать ежедневно. Например, перед выходом на работу утром, потому что у нас плохой начальник, или даже перед выходом на улицу, потому что это как-то опасно. Этот обычный страх отличается от фобии интенсивностью негативных эмоций плюс продолжительностью их действия. При фобии мы чувствуем страх в стиле паники, начинаем потеть, учащается сердцебиение, не можем сосредоточиться, в зависимости от нашей стратегии мы хотим убежать или замереть.
Может ли страх превратиться в фобию?
Возможно, мы впадаем в панику, когда чего-то очень боимся. Крайний пример — военные действия. Но это не значит, что это фобия. Это разовый сильный страх. Фобия – это страх, который не только очень интенсивен, но и сохраняется как минимум несколько месяцев. И это не такой страх, что мы просыпаемся утром и у нас паника. Для диагностики этого расстройства должен быть определенный стимул.
Значит, чтобы говорить о фобии, должен быть страх перед конкретным фрагментом реальности, каким-то объектом?
Это, пожалуй, лучший термин: «кусочек реальности». Фобии делятся на специфические, социальные и агорафобии. Конкретные касаются конкретного объекта: пауков, собак и даже нор. Есть масса всевозможных фобий, всё, что только можно придумать. Социофобия, в свою очередь, представляет собой боязнь публичных выступлений, а в крайних случаях даже боязнь контакта с другим человеком. Наконец, агорафобия — это боязнь невозможности убежать. Например: мы застряли в пробке и нет возможности двигаться ни в какую сторону.
Значит, должен быть какой-то фактор, вызывающий фобию?
Да. Не будем, однако, забывать, что все фобии полезны в эволюционном плане, потому что раньше они были адаптивными. И хотя сегодня они мешают, раньше они позволяли нам выживать. Чаще всего фобии вызываются факторами окружающей среды или приобретаются в процессе воспитания. Если наши родители чего-то боялись, велика вероятность, что и у нас будет подобная фобия.
Генетическая основа этого явления?
Долгое время считалось, что в процессе воспитания родители передают нам свои фобии, а мы «приобретаем» новые в результате травм или других событий, связанных с контактом с предметами, которые могут вызывать эти фобии. Однако есть исследование на крысах, которое доказывает обратное.
Крыс били током, когда они собирались совокупиться, и в то же время распространялся запах цветущей вишни. Благодаря этому классическому обусловливанию животные стали бояться запаха вишни, но их потомство (необусловленное) также стало бояться запаха вишни. То есть убегал от него или впадал в панику при воздействии запаха. Не совсем понятно, как выглядит этот механизм.
Предполагается, что определенные модификации ДНК вызывают передачу таких воспоминаний или обусловленности от родителей к потомству. В следующем году были проведены дальнейшие исследования, которые, в свою очередь, показали, что когда рядом с крысой-матерью появлялся фобический фактор, такой как определенный запах, она сама производила «запах страха», который ее потомство подхватило и обусловило. Несомненно, этот вопрос требует дальнейшего анализа.
Любую фобию можно объяснить. Запах желтого сыра объяснить довольно просто, кто-то мог им отравиться, или что-то похожее по запаху. Известно, что некоторые фобии не адаптивны в наших условиях, то есть никак не помогают. Фобия, направленная против пауков, совершенно иррациональна. И даже если нас укусят, мы выживем, потому что у нас разные противоядия. К счастью, арахнофобия — одна из самых простых для лечения фобий, как и наиболее специфические фобии.
Как их лечить фобию?
Одним из элементов фобии является паника, то-есть, очень сильное переживание отрицательных эмоций. Когда эти эмоции очень интенсивны, их можно снять с помощью техник релаксации или фармацевтических препаратов. Однако следует помнить, что, хотя мы можем принять таблетку в любое время, таким образом мы не устраняем саму фобию или ее причины. Для этого нужно проводить терапию, например экспозиционную терапию. То есть подводить пациента все ближе и ближе к размышлениям о пауке, а затем и к самому пауку. Измените когнитивную схему на такую, при которой будет предполагаться, что это существо не представляет для нас угрозы.
Например, эффективность экспозиционной терапии с применением систематической десенсибилизации составляет 90 процентов. Социальная фобия может быть связана с боязнью осуждения, которая является довольно абстрактной, по крайней мере, по сравнению с конкретными фобиями. О том, как наши родители относились к нам. Так что можно принять таблетку, но тогда придется пройти терапию, чтобы понять, почему и в каких ситуациях родители вели себя так, а не иначе.
Сегодня мы имеем дело с несколько иными угрозами, чем 100 лет назад. Способ воспитания тоже все больше меняется – дети проводят диаметрально меньше времени вне дома, чем даже 10 лет назад, виной тому безграничное использование электроники и интернета. С одной стороны, это может означать, что дети менее подвержены опасностям вне дома, но, с другой стороны, они не так хорошо к ним подготовлены.
Что касается специфических фобий, то на Западе ими страдают около десяти процентов. Население. Что касается азиатских стран, то их меньше - около пяти процентов. Эти различия могут быть результатом культуры, способов воспитания, того, как определенные вещи прорабатываются в детстве или «приручаются» в культуре.
Какие еще негативные последствия несут фобии?
Кошмары связаны с фобиями. Можно сказать, что они выполняют схожую с фобиями функцию: регулируют эмоции, мы должны «прорабатывать» элементы повседневной жизни, которые были стрессовыми или вызывали тревогу. Или они должны подготовить нас к стрессовым или угрожающим ситуациям, подобным фобиям.
Женщины в два раза чаще испытывают фобии и чаще видят кошмары, чем, например, слепые люди. Возможно, потому, что и женщины и слепые люди подвергаются большему физическому риску. Люди, подвергающиеся многочисленным угрозам, также более боязливы, но у этого есть и хорошая сторона: это помогает им выжить без особого вреда.