Найти в Дзене
Елена Панина – РУССТРАТ

«Пусть за нас воюет НАТО!»

Раздвоение личности: диагноз по итогам украинских соцопросов

За последний месяц в украинском лагере, состоящем из Украины и конгломерата США, а также их сателлитов, возник информационный трек «мирных переговоров». Его особенность в том, что на мирных переговорах Вашингтон настаивает намного активнее Киева, который упоминает варианты мира с большим неудовольствием.

Есть такое понятие – «формирующая социология», когда под видом социологических опросов продвигается определенная политическая позиция. Примером такой социологии выступают опубликованные за последние недели соцопросы (Центр Разумкова, издание ZN.UA и ряд других), основной итог которых может быть выражен формулой «переговоры вести – хотим, а условия России рассматривать не будем».

На вопрос: «Настало ли время для начала официальных мирных переговоров Украины и России?» относительное большинство населения Украины (44%) считает, что время для начала таких переговоров наступило. Стоит учесть региональный срез, который демонстрирует ряд примечательных моментов.

Почти половина (49%) жителей центральной Украины спокойно воспримет информацию о начале официальных переговоров с Россией. Cамый низкий показатель среди тех, кто готов к переговорам – на Западе Украины, 35%. Это, вероятно, достоверные данные - ведь именно население Западной Украины демонстрирует максимальное нежелание рассматривать любые варианты урегулирования конфликта, с одновременным нежеланием отправляться на войну самим.

Наиболее склонными к дипломатии оказываются жители украинского юга, где 60% считают, что время для официальных переговоров с Россией наступило - это почти на 16% превышает среднеукраинский показатель.

О российских условиях урегулирования конфликта – таких, как демилитаризация и денацификация Украины, признание состоявшегося факта перехода в состав России Запорожской, Херсонской областей, а также ДНР и ЛНР (не говоря о Крыме и Севастополе), снятие всех санкций с России и т.д. – якобы слышали 59% украинцев (цифра очевидно и заведомо – недостоверная). При этом 83% опрошенных якобы не согласны на вывод украинских войск с находящихся под контролем Киева территорий четырёх российских регионов, ещё больше (84%) не согласны официально расстаться с ними. 77% жителей «не согласны» даже с требованием отмены западных санкций против России.

Несколько большая толерантность наблюдается по вопросу нейтрального, внеблокового, безъядерного статуса, зафиксированного в украинской конституции - 58% «против», 22% «за». Как и в других случаях, есть видимая зональность: лишь 9% жителей Западной Украины допускают внесение таких изменений в конституцию. Центр дал 25% согласных, восток — 23%. Зато 39% жителей юга готовы поддержать нейтралитет Украины.

Ещё один вопрос касался минимально-приемлемых условий, на которых Украина пойдет на переговоры. Половина украинцев (51%) настаивает на «освобождении Украины от российских войск в границах 1991 года». 26% могут согласиться на остановку войны по линии разграничения в начале 2022-го, и лишь 9% готовы признать границу по линии фронта на момент заключения соглашения. Больше всего на границах 1991 года настаивает Западная Украина — 59%, тогда как восток и юг это 39 и 40% соответственно.

Большинство украинцев (61,1%) не готовы поступиться ничем из требований, озвученных российской стороной. Жители Галиции (65%) вместе с центром (65%) ожидаемо имеют самые высокие показатели нежелания уступать что-либо (территории, евроатлантическая интеграция и т.д. Если рассматривать тех, кто готов отказаться от территорий, то легче с ними расстаться жителям Запада (11%), труднее — востока (4%) и юга (7%). Зато юг больше всего готов к переговорам и отказу от прозападного вектора.

Пожалуй, самым важным следствием из данных социологических опросов, оказывается несовместимая картина мира: украинцы не против переговоров - но только если не придется идти на уступки. Такое возможно только при военном превосходстве, для которого у Украины нет технических условий (западного оружия) и мобилизации живой силы в нужном объеме.

Одна из самых интересных цифр, с учетом предшествующего тезиса – 46% украинцев уверены, что в уклонении от мобилизации нет ничего постыдного. Ещё 25% не определились и только 29% осуждают уклонистов. 60% одобряющих уклонистов на юге вполне сочетаются с общими миролюбивыми настроениями этой территории, но высокий уровень одобрения уклонения выглядит удивительно для Западной Украины. Каждый второй (48%) житель Галиции понимает уклонистов, одновременно занимая категорически-провоенную позицию. Другим словами, Западная Украина намерена воевать до победного конца – но непонятно чьими руками. Именно на Западной Украине преобладают люди, среди которых большинство пытается всеми способами уклониться от службы, — 17% при средней цифре по стране 15%. Больше всего там и открытых уголовных дел по этой статье.

Согласно опросу, помочь победить Россию должны деньги и чудо-вооружения с Запада. 82% опрошенных считают, что Украина может победить Россию, если Запад даст достаточно оружия, 69% хотят помощи со стороны войск НАТО – пусть, мол, они воюют с Россией. Больше всего желающих воевать руками НАТО – разумеется, тоже в Галиции. Где иностранные военные контингенты ждёт 77% жителей.

Даже с учетом поправок на техзадание, которые должны были отработать украинские социологические службы (например, выйти на нужные цифры в вопросе о неприятии российских мирных инициатив), опросы показывают, фрагментарность картины мира среднестатистического украинца и проистекающую из этого невозможность воспринимать такой критерий, как «мнение украинцев» в качестве фактора, влияющего на принятие решений.

Большинство «тыловых» украинцев, готовы к переговорам с Россией, но не готовы ничего уступать. Большинство настаивает на границах 1991 года, но не испытывает стыда за уклонистов. Большинство живет в окружении тех, кто не хочет идти в армию, зато они вместе выйдут на гражданский протест, если их не удовлетворят условия мира.

Все это напоминает известный анекдот про Мыколу, собирающегося идти на войну, чтобы громить москалей». Где на вопрос: «Ну а если они – тебя, Мыкола?» персонаж недоуменно пожимает плечами: «А меня то за шо?»

Кроме того, есть очевидные различия в восприятии войны, мира и комфортных условий между Западом Украины и остальными регионами. Вполне вероятно, что мир на Украине как раз и будет устанавливаться с учетом этих различий.

Подписывайтесь на Телеграм-каналы Института РУССТРАТ и его директора Елены Паниной!

СВО
1,21 млн интересуются