Найти тему
Волгоград 24

Волгоградский клинический психолог рассказала, почему детям может нравиться шок-контент

Защитить детей от опасностей, которые могут подстерегать в интернете. Проблема крайне острая. За последние 12 лет Роскомнадзор добился удаления более трех миллионов страниц и сайтов с запрещенным контентом. На какие сигналы в поведении ребенка нужно обращать внимание? Рассказала клинический психолог, кандидат педагогических наук Наталия Савва.

Сегодня говорим о деструктивном контенте в интернете и том, как уберечь своего ребенка от пагубного влияния. Насколько в целом сегодня родители погружены в жизнь своих детей?

– На мой взгляд, здесь существует две красности: есть родители, которые используют гаджеты или компьютеры, какое-то другое устройство для того, чтобы ребенка загрузить, и чтобы он не отвлекал, не мешал, был чем-то занят. Есть же те, которые, наоборот, чрезмерно его контролируют. И так, и другая красность – не очень хороши.

Еще пару лет назад были популярны страшные аниматроники, хаги-ваги. Складывается впечатление, что дети в принципе любят шок-контент. Действительно ли это так?

– Это связано с тем, что зачастую нам не хватает эмоциональных всплесков в нашей рутинной жизни, и дети, у которых мало развлечений или впечатлений ярких, важно свою психику подкармливать такими острыми ощущениями. И зачастую этот контент дает им эту пищу для их эмоций. Это первый аспект этой проблемы. Есть еще такой нюанс: если у ребенка есть неотреагированная эмоция, например, страхи или гнев, то он может как раз выбирать такой контент, который позволяет отреагировать, также как взрослые люди некоторые любят смотреть фильмы ужасов.

И как дети реагируют на такой контент?

– Вы знаете, есть такое понятие «психологическая травма», и доказано, что травма – это не только то, что происходит в реальной жизни с человеком, но она может возникнуть и вследствие информационного воздействия, например, от просмотра какого-то фильма или как раз таких роликов, в которых содержится неприемлемый контент. Такая травма может как угодно себя повести, точнее такая информация может повлиять на ребенка непредсказуемым образом. Иногда нам кажется, что у ребенка стабильная психика, но это может впоследствии выразиться, например, в кошмарных сновидениях или в развитии каких-то невротических расстройств, нарушении адаптации, общения ребенка.

Как можно узнать, в каких источниках ребенок проводит свое свободное время? Нужно ли всегда это делать аккуратно? Есть ли место наказанию, если ребенок целенаправленно скрывает содержимое телефона?

– Особенно это важно при общении с подростком. Если же мы детям младшего, школьного возраста можем что-то запрещать, они действительно прислушиваются, потому что родитель пока еще авторитет. Но в подростковом возрасте подростки рушат все авторитеты, и чем больше запрещаешь, чем больше контролируешь, тем больше он будет это делать. Поэтому в данном случае максимально безопасный способ – сформировать доверительные отношения с подростком, ненавязчиво интересоваться, что ему нравится смотреть, чем он интересуется.

На какие сигналы в поведении детей нужно обращать внимание в первую очередь?

– Прежде всего, это чрезмерная раздражительность ребенка, когда мы изымаем объект, например, гаджет. Невозможно себя занять как-то по-другому – он чувствует пустоту, от этого повышается слезливость, раздражительность, могут быть даже очень яркие вспышки гнева. На более поздних этапах мы можем наблюдать нарушение сна, когда ребенок может сутками не спать, находясь в пространстве, киберпространстве. Нарушение аппетита, когда ребенок может игнорировать свои потребности, или, наоборот, переедать во время игры, но это реже. Конечно же, самый тревожный знак – когда киберпространство начинает занимать все пространство жизни ребенка, нарушаются здесь и учеба, и социальные связи разрушаются.

Смотрим «Вести. Волгоград»: smotrim.ru/Volgograd Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники, Дзен