Жизненность тела означает его способность чувствовать. При отсутствии ощущения тело «умирает» в плане способности получать впечатления от внешнего мира и реагировать на любую ситуацию. Эмоционально мертвый человек обращен внутрь себя: мысли и фантазии заменяют чувство и действие; образы компенсируют потерю реальности.
Родительство, то есть смена ролей в семье, когда ребенок выступает опекуном или партнером для своего родителя или братьев и сестер и бремя, которое он несёт, превышает его возможности справиться.
Все знают историю Золушки. Девочка была полу сиротой, матери у неё не было. Она жила с отцом, мачехой и дочерями. В доме мачехи девушка выполняла роль прислуги – убирала, топила печь, ухаживала за животными, прислуживала мачехе и ее дочерям. Когда соседний князь закатывал бал, потому что искал себе жену среди барышень, мачеха с дочерями отправилась к нему, оставив девушке много работы. Девушка была в отчаянии, как и её сводные сестры, ей хотелось на бал, и она боялась, что не справится с задачами, поставленными мачехой. Тогда к Золушке явилась фея-крёстная и помогла девочке, сотворив для неё красивое платье и карету. Золушка встретила на балу принца, который был очарован девушкой с первого взгляда, поэтому весь вечер они провели вместе.
Однако в полночь она обязательно должна была вернуться домой, потому что в этот момент чары вот-вот должны были разрушиться. Убегая, она потеряла свою крошечную туфельку. Следующая часть сказки – долгие поиски Золушки принцем, для этого примеряющим на разных женщинах найденную туфельку. Женщины предпринимали различные действия, чтобы их нога идеально помещалась в туфельке. Когда Золушка примерила туфельку, она ей подошла идеально. С этого момента принц и бедняжка Золушка всегда были вместе. Сказка имеет положительный финал, она вселяет надежду на возможность изменить собственную судьбу. Во многих вариантах сказки присутствует сообщение, согласно которому Золушка, жаждущая попасть на бал, мысленно обратилась за помощью к внеземным силам. Итак, вы можете сказать.
Когда мы смотрим на эту сказку в контексте отцовства, бросается в глаза, что:
Первое. Золушка оказалась в ситуации, когда ей приходилось заботиться о мачехе и сводных сестрах; девушка убирала, готовила, помогала женщинам в разных делах, в каком-то смысле вела хозяйство.
Второе. Эти функции она выполняла в одиночестве - один из родителей (мать) действительно отсутствовал, а другой (отец) не замечал ее тяжелого экзистенциального и психологического положения.
Третье. В сознании девушки сохранилось воспоминание о хороших отношениях с покойной матерью, которые она активно поддерживала.
Движущей силой сказок является надежда на перемены, на возможность развития в жизни, но и осознание того, что у данного человека достаточно сил, чтобы изменить данную ситуацию к лучшему. Вам просто нужно искать эти силы и находить их. Однако, прежде чем я расскажу о возможностях изменения людей с парентификацией, я дам определение этому феномену, чтобы лучше его понять.
Ребёнок с рождения стремится к контакту с более крупным и сильным взрослым (обычно с матерью). Связь с ним обеспечивает его выживание. С точки зрения теории привязанности, характеризуя отцовство, можно сказать, что для эмоционального выживания ребёнок должен управлять системой заботы о воспитателях, а не получать от них заботу. Индивидуальные потребности в привязанности должны быть сняты ребенком, поскольку эта стратегия - единственный способ поддерживать близость с родителями.
«Здоровое» родительство связано с таким опытом принятия ребенком на себя функций и задач взрослых, что может положительно сказаться на его развитии. Важны продолжительность и объем ожиданий взрослых по отношению к ребенку. Опыт быть полезным родителю, а в некоторых видах деятельности даже лучше его, стимулирует развитие у ребёнка ответственности, формирует у него чувство самостоятельности, эффективности и компетентности, а также способствует осуществлению целенаправленной деятельности во взрослой жизни.
Ребёнок, переживший «деструктивное родительство», может думать о себе как о человеке, который «всегда заботится о других». Драма этих людей скрыта, а цена за адаптацию, эмпатию и ответственность очень часто — потеря чувства собственного достоинства.
Родительство в семье включает связанную с действиями или эмоциональную смену ролей, при которой ребёнок жертвует своими собственными потребностями — вниманием, интересом, заботой, безопасностью и поддержкой развития — чтобы соответствовать инструментальным или эмоциональным потребностям родителя и заботиться о них.
Так, ребёнок может быть опекуном родителя, страдающего депрессией, может быть доверенным лицом (он выслушивает его исповеди) или утешителем для одного из родителей, может также выступать посредником в супружеских конфликтах или оказывать эмоциональную поддержку одному или оба хранителя. Ребёнок может быть вместилищем сложных эмоций опекуна, семейным судьей или, наконец, «партнёром» для родителя (например, он принимает важные решения в семье).
Смена ролей может быть полезной: ребёнок убирает, готовит, делает покупки, занимается важными делами для взрослых, заботится о братьях и сестрах, помогает в поле и так далее.
Феномен парентерификации связан со спецификой родственных связей. Родитель, меняющийся ролями, не мог испытывать доверительной связи в исходной семье, поскольку этот тип привязанности связан с личностным характером отношений, а не с видением другого человека через призму его функции, тое есть как инструмента для удовлетворения потребностей.
Парентификация связана с особой формой регуляции эмоций. Механизмы диссоциации возникают у людей, которые испытали смену ролей (у них могут возникнуть трудности с дифференциацией фантазии и реальности и с одновременным сохранением в уме как положительных, так и отрицательных эмоций по отношению к другому человеку). Эти люди часто не могут определить, дифференцировать и назвать чувства ни в себе, ни в других людях.
Люди, пережившие смену эмоциональных ролей в своей семье, часто страдают депрессией во взрослом возрасте.
Существует связь между феноменом деструктивной парентерации и развитием нарушений в функционировании организма (в целом, например утомление) или его органов (например, возникновение бронхиальной астмы, атопического дерматита, язвенной болезни). При соматизации и психосоматических расстройствах психические состояния могут выражаться «через тело» — они «записываются» в нём. Люди, у которых в детстве произошла смена ролей, также имеют специфические расстройства образа тела. У них обычно отрицательное отношение к телу и его функциям.
Люди, пережившие парентерификацию, если не начнут работу над проработкой своего прошлого, могут «поменяться ролями» через механизм идентификации с агрессором не только в контакте с собственными детьми, но и в других межличностных отношениях — по отношению к учащихся, подчиненных и сотрудников.
И вернёмся к сказке о Золушке и психотерапии. Очень важно показывать взрослым детям, какое бремя они несут, когда это возможно. Увидеть и оценить. Тогда каждый из них найдет в себе смелость найти для себя на разных этапах развития свою сказку, которая будет наиболее тесно связана с его личностными особенностями. Один ребёнок захочет быть завоевателем, другой – путешественником, третий будет полон инициативы и активности, а четвертый будет любить покой и природу.
Когда им не приходится жить чужой историей, отождествлять себя с пеплом или копотью - символами родительских установок типа Золушки или необычных заданий, тогда они просто создадут свою, а значит, САМУЮ КРАСИВУЮ СКАЗКУ из своей жизни. Возможно, они захотят рассказать об этом позже, годы спустя, своим детям или ученикам. И тогда у нескольких поколений о смене ролей есть шанс остановиться. Такая семейная история, как сказки о Золушке, найдёт хороший конец.