«Никогда не разговаривайте с неизвестными» – этот совет булгаковского Воланда сейчас актуален как никогда. Каждый день жители Курской области попадаются на уловки телефонных мошенников и отдают им все свои сбережения. Довольно часто оформляют миллионные кредиты, отправляют деньги на продиктованные незнакомцами счета. И что самое удивительное – многие обманутые потом в полиции признавались, что читали о мошенниках, но были уверены, что уж их обмануть никому не удастся. Чтобы наглядно показать, как общаются аферисты, какие фразы используют, УМВД по Курской области даже проводит конкурс «Запиши мошенника». На днях были подведены его итоги.
«Я первое лицо, а вы второе. Диктуйте код»
Победителем конкурса стала старший инспектор по связям со СМИ межмуниципального отдела «Железногорский» Таисия Роденко, чей ролик собрал в сообществе «Полиция Курской области» «ВКонтакте» больше 22 тысяч просмотров.
Таисии позвонил молодой человек, чей номер телефона зарегистрирован в ЛНР, и сообщил, что девушка не сможет пользоваться своим номером, так как срок его действия якобы истечет в течение часа. Предложил курянке решить вопрос быстро, назвав четырехзначный код из отправленного ей СМС-сообщения.
– СМС пришло, но написано: «Не сообщайте никому». Как же я вам его сообщу? – Таисия включилась в игру.
– Таисия Викторовна, ну вам же не могли написать в СМС-сообщении: «Не сообщайте никому, помимо оператора», поэтому так и написано: «Не сообщайте никому». Я являюсь первым лицом как отправитель, а вы вторым лицом как получатель. Третьим лицам не сообщайте! – бодро заявил аферист.
– Так вы, наверное, все-таки мошенники. Хотите мою учетную запись взломать, получить доступ к порталу госуслуг и отправить заявки на кредиты? И потом буду я платить, правильно?
– С чего вы это взяли, Таисия Викторовна?
– С того, что вы звоните в данный момент сотруднику правоохранительных органов. И несете такую чушь! Не стыдно вам? Неужели вам нравится эта работа?
– Ну, вы являетесь для меня таким же абонентом...
– Которого можно хорошенько облапошить, да?
Даже после этого мошенник сдаваться не собирался. Он продолжал попытки убедить девушку в законности его действий и неизбежности блокировки номера телефона.
ВАЖНО! У сим-карт нет сроков действия, если она постоянно активна. Все вопросы по замене сим-карт решаются в офисе оператора сотовой связи при предъявлении паспорта.
«Вы хотите, чтобы за вами приехала полиция?»
Забавный диалог произошел между Андреем Левинцом и девушкой, которая представилась лейтенантом полиции. «Правоохранительница» сообщила мужчине, что нечистые на руку банковские работники похитили его данные и совершили попытку перевода денег на Украину некоему Дмитрию Давыдову.
– Кем он вам приходится? Вы его знаете?
– Знаю! – Андрей сразу понял, с кем имеет дело. А так было свободное время, решил проверить, насколько крепкие нервы у «лейтенанта».
– То есть вы перевели ему деньги? На Украину?
– Не, не туда. Он же сейчас не в Украине. Он в Венесуэле.
– Андрей Николаевич, вы сейчас мне нагло врете... – в голосе дамы появились металлические нотки.
– Ну что вы! Я вам говорю только правду. Вы же целый лейтенант полиции!
– Вы хотите, чтобы за вами приехала полиция? Чтобы вас завели в отделение, чтобы с вами серьезно поговорили?
– Ну зачем так? Просто насчет Дмитрия Давыдова, которому я переводил деньги, боюсь, у вас неправильные данные. Он находится в Венесуэле!
– Нет, он не там находится. Он в Украине!
– Да нет же, – курянин не сдавался. – Я перевел ему деньги в Венесуэлу. Мы начинаем бизнес. Будем там выращивать крапиву и привозить сюда.
Осознав бесперспективность дальнейшего общения с мужчиной, «лейтенант полиции» бросила трубку.
«Чем дольше с аферистом общаешься, тем меньше людей он обманет!»
Подобных записей куряне отправили в полицию немало. Некоторые, например, Светлана Трохина, даже несколько штук. «А я случайно увидела объявление, что можно поучаствовать в конкурсе «Запиши мошенника». У меня как раз уже были такие ролики, – поведала Светлана Трохина. – Думаю, отправлю, пусть посмеются люди. И хотелось как-то оградить их от обмана. Схемы сейчас разные. Кто-то звонит якобы из МВД, кто-то из Сбербанка, кто-то из госуслуг. Мне, наверное, раз десять мошенники звонили. Некоторых отшивала сразу же, а с кем-то беседовала».
Также курянка отметила, что многих аферистов выдают не только нелепые предложения, но также акцент, характерный для жителей соседнего государства.
Максим Астахов живет во Льгове. Он также записывает ролики с аферистами, но отмечает, что делает это не ради развлечения. «Разговаривая с аферистами, специально тяну время, чтобы он не позвонил кому-то доверчивому. Чем больше времени он на меня потратит, тем меньше людей обманет!»
Всех участников конкурса, 11 человек, наградили. Общее количество просмотров опубликованных роликов составило более 100 тысяч. То есть как минимум у такого количества людей есть шанс не попасться на уловки аферистов.
Новый закон поможет защитить деньги
Глава курского отделения Банка России Евгений Овсянников напомнил о важных изменениях в законодательстве, которые призваны защитить деньги россиян от мошенников.
Так, по его словам, с 25 июля вступает в действие федеральный закон, который обязывает банки более детально изучать операции по переводу и приостанавливать сомнительные на два дня. Это позволит быстрее решать проблемы по возврату украденных средств.
Регулятор вдвое расширил перечень признаков мошеннических операций, которыми должны руководствоваться банки для предотвращения таких переводов, – теперь их шесть.
Так, должны будут приостанавливаться переводы на счета, по которым ранее совершались мошеннические операции. Причем даже если пострадавшие не сообщали в банк об обмане и счета злоумышленников не передавались в базу Банка России, а остались только в собственной базе кредитной организации.
Еще один новый критерий – информация о возбужденном уголовном деле в отношении получателя средств. При этом поступить в банк она может по любым каналам. Зачисление средств на счет в этом случае приостанавливается.
Также банки будут обязаны учитывать данные от сторонних организаций о мошеннических операциях. Например, это информация от операторов связи о том, что перед переводом денег зафиксированы нехарактерная для клиента телефонная активность или рост числа входящих СМС-сообщений с новых номеров (в том числе в мессенджерах).
Ранее были определены три признака подозрительных операций. Банки по-прежнему должны учитывать их при совершении переводов. Они обязаны приостанавливать переводы на счета злоумышленников, сведения о которых получены из базы данных Банка России о мошеннических счетах. Кроме того, необходимо не допускать переводы, если выявлена нетипичная для клиента операция (по сумме перевода, периодичности, времени и месту совершения), а также если зафиксирована попытка осуществить операцию с устройства, которое ранее использовалось злоумышленниками и «засветилось» в базе данных регулятора.
За 2 дня куряне отправили мошенникам 19 миллионов рублей
Во всех случаях мошенники использовали хорошо известные методы отъема денег: на вас пытаются оформить кредит или действие вашей сим-карты подошло к концу.
Незнакомцы представлялись сотрудниками правоохранительных органов, грозили уголовным преследованием, если те откажутся сотрудничать, и требовали срочно оформить займы, чтобы этого не смогли сделать посторонние. Логики в этом нет никакой, но куряне почему-то выполняли указания.
Самую большую сумму, 4 миллиона 200 тысяч рублей, отправил мошенникам 29-летний сотрудник организации из Курчатова. Еще одна 28-летняя работница общепита, тоже из Курчатова, оформила займ на 2,7 миллиона и перевела деньгиаферистам. 34-летний торговый представитель из Курска потратил почти весь день на мошенников – ездил по банкам, оформлял кредиты. На чужие счета ушло 1,7 миллиона рублей.
59-летняя жительница Касторного отправила мошенникам 1,9 миллиона рублей, взятых в кредит.
25-летняя стоматолог из Курска перечислила 1,8 миллиона рублей. 60-летний курянин лишился 947 тысяч рублей.
Четвертый случай мошенничества был связан с продлением действия сим-карты. 32-летний житель Медвенского района испугался, что его телефон заблокируют. И по требованию афериста, который представился сотрудником оператора мобильной связи, послушно продиктовал все коды из СМС, тем самым предоставив доступ к своей учетной записи на госуслугах. А дальше начался спектакль – ему стали звонить с требованием оформить кредиты и отправить деньги на «безопасный» счет. Думать о том, как это взаимосвязано, мужчина не стал и отправил мошенникам 1 миллион 150 тысяч рублей, которые взял в кредит.
Это нужно запомнить
• Никому и никогда не сообщайте данные банковской карты (номер, срок действия, ПИН-код, СМС-код безопасности). Даже если вас просит об этом сотрудник или служба безопасности банка. Банк обладает всей необходимой для совершения операций информацией.
• Никогда не соглашайтесь переводить деньги со своей карты на «безопасный» счет из-за сбоя или угрозы мошенничества. Запомните: самый безопасный счет для ваших денег – это ваш. Требований назвать персональную информацию и предложений перевести деньги на резервный счет достаточно для того, чтобы понять, что вы имеете дело с мошенниками.
Денис БЕРЕЖНОЙ
Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1553/consumer/007643/.
Архив статей газеты ~ № 30 (1553) 23 июля ~ 2024 год.