Как звучит вечерний город? Шумом дорог, гудками автомобилей, обрывками разговоров случайных прохожих. И вот в эту привычную мелодию вплетается гитарный риф. «Без музыки у города нет души и голоса», – объяснила одна знакомая, почему всегда дает деньги уличным музыкантам. О чем они поют и сколько зарабатывают, журналистам «Друг для друга» рассказал Насим Шетти. Это имя мало известно курянам. Зато почти каждый, кто гулял по вечернему центру города, видел парня с гитарой и усилителем и слышал его музыку.
Первый раз сыграл на улице в Воронеже
– Насим Шетти – мое настоящее имя, не псевдоним, – улыбается музыкант. – Наверное, это самый частый вопрос, который я слышу. Второй по популярности – почему гитара без корпуса. Облегченную электрогитару купил специально, чтобы спина после нескольких часов игры не болела. А именем отцу обязан. Он из Алжира.
Родители познакомились, когда были студентами, оба учились в Москве. Отец вернулся на родину, мальчика воспитывала мама. «С отцом общаемся, но в Алжире я был только один раз. Отец говорит на русском, вообще знает много языков. А я французский так и не выучил».
С детства Насим хотел заниматься музыкой, со второго класса пошел в музыкальную школу. «Когда учился в 9-м классе, мы организовали свою группу. Играли модный тогда рок. Я стоял на клавишах. Играли то, что тогда звучало по радио: от русского рока до Red Hot Chili Peppers. Мама слушала много зарубежной музыки и привила эту любовь мне», – рассказывает он.
Поступил в медицинский вуз, а через год перевелся на агротехнологический факультет в Курскую СХА. «Был период, когда я жил в Воронеже, а в Курск приезжал только на сессию, – вспоминает парень. – Однажды в Воронеже шел по улице, услышал музыканта. Попросил у него гитару, сыграл – и что-то перевернулось. Я увидел отклик у аудитории. Когда погруженный в свои мысли человек вдруг останавливается, слушает тебя и по-настоящему слышит».
«Выхожу на улицу, чтобы быть в форме»
Сейчас музыка – его основная сфера деятельности. Насим играет в клубах и барах Курска, Воронежа и других городов. А в перерывах между корпоративами и частными праздниками выходит на улицу.
– Это своего рода репетиции, которые позволяют оставаться в форме, – объясняет парень. – Ведь выступление музыканта на сцене – это верхушка айсберга, а огромный пласт работы остается за кадром. И нельзя на неделю отложить гитару, а потом просто начать с того же места. Длинные выходные без инструмента – приходится заново восстанавливать навык. Поэтому я стараюсь играть каждый день: на улице или просто дома.
Деньги, которые он зарабатывает на таких выступлениях, обычно помогают окупить часть затрат на расходники.
– Никогда не знаешь, что принесет вечер. Можно и 100 рублей не заработать, но вообще такое редко случается. И даже если отыграл впустую, бывает, что потом заказ на выступление приходит. Вселенная все возмещает, – уверен музыкант.
Признается, что иногда специально выбирает тихие и безлюдные места, чтобы играть не для слушателей, а просто для себя.
«Люди считают необходимым сообщить, что им не нравится, как я пою»
– Музыка – это социальный фильтр, – уверен Насим. – Если человек остановился под трек, который тебе самому нравится, у вас уже есть хотя бы одна общая тема, и, скорее всего, их будет больше. Все интересные знакомства мне подарила музыка.
И не только ему. Насим рассказывает, что знает, по крайней мере, три пары, которые встретились и познакомились на его концертах. И поженились – музыкант играл на свадьбах.
При этом не скрывает – на улице ему иногда приходится играть то, что не нравится. Как правило, это треки, которые надоели от частого исполнения, а люди хотят их послушать.
– Я не буду играть «Сектор газа» или «Бутырку». Ничего не имею против них, кому-то, наверное, нужна такая музыка. Но это не мое, я не могу в это погружаться. Иногда играю, например, «Короля и Шута». Но из-за того, что мне это тоже не совсем близко, кажется, что и звучит в моем исполнении неискренне. Когда ты что-то играешь, то подгружаешься в себя и достаёшь эмоцию, настроение, которые и дают мелодии и словам жизнь. Нельзя достать то, чего там никогда не было, – говорит наш собеседник.
По его словам, ситуации с навязчивыми прохожими, которые не понимают слова «нет», сейчас возникают все реже. Но иногда приходится сталкиваться и с таким.
– Люди вообще в штыки воспринимают, что чей-то вкус может отличаться от их собственного. Время от времени мне считают необходимым сообщить, что им не нравится, как я пою и что я пою. Они думают, что есть только единственное правильное мнение – их мнение. Но все творчество субъективно. Нет хорошей или плохой музыки. Она разная для разных людей, – поясняет музыкант.
Насим рассказывает, что конкуренция среди уличных музыкантов есть, но в Курске ощущается не так остро, как в Воронеже. «Обычно все друг друга знают и договариваются. Есть даже чаты музыкантов в городах. У меня конфликты редко случаются, стараюсь не распыляться на негатив», – заявляет он.
Главное – не забыть средство от комаров
Еще он уверен, что опыт уличных выступлений помог избавиться от многих страхов и научил быстрее находить общий язык с самыми разными людьми.
– Была ситуация, когда меня пригласили на корпоратив. И только на месте я узнал, что это юбилей – 50 лет, все гости ровесники или старше юбиляра. И организатор не учел, что между моим репертуаром и слушателями – просто огромная пропасть, – вспоминает Насим. – Первый трек я отыграл под каменные лица гостей. Надо было как-то спасать положение. Тогда я отложил гитару и объяснил, что раз уж мы все тут попали в эту странную ситуацию, то и спасать ее придется вместе. И что 50% вечера зависит от их настроения, а я постараюсь сыграть хорошо. Гости расслабились, заулыбались, и это был классный концерт.
На другом выступлении он играл с группой, когда пошло не так буквально все, что могло. Отказывало оборудование, выключались колонки – и все это на самом первом треке. «Ну, всю запланированную лажу на сегодня мы уже отыграли, а теперь нормальный концерт», – не растерялся музыкант.
Ему приходилось играть и в мороз -20, и в жару, когда столбик термометра перепрыгнул через 30-градусную отметку, а асфальт буквально плавился от жары. Говорит, если сосредоточиться на музыке, можно отключиться от внешних факторов. Главное летом – не забыть средство от комаров.
– На воздухе вообще много чего приходится терпеть. Но комары – это самое ужасное, – смеется музыкант. – Ты же не можешь убрать руку со струн и прихлопнуть его. Чувствуешь, как кусает и пьет твою кровь, но продолжаешь играть с невозмутимым видом. А после концерта часто хочется тишины, просто помолчать. Мои друзья уже знают, что после выступления из меня никудышный собеседник.
– На улице играю разную музыку. Но при этом пишу и свою, – признается Насим Шетти. – На концертах делаю акцент на своем творчестве. Хочу выпустить альбом. Это непросто, но я работаю над этим.
Ирина ТРЕТЬЯКОВА, фото Дмитрия Коса, Инны Алиповой
Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1553/new/019389/.
Архив статей газеты ~ № 30 (1553) 23 июля ~ 2024 год.