Найти в Дзене

Путешествие во времени: дойти туда, куда и выходить-то бесполезно... Запретный Калян

Калян. Таким мы видим его, если смотрим близко и снизу вверх
Калян. Таким мы видим его, если смотрим близко и снизу вверх

Наверное, в год когда это случилось, этот рассказ произвёл бы вау-эффект, но я честно обещала участникам событий, что буду молчать и не опубликую ни одной фотографии минимум на протяжении 7 лет. Прошло немногим больше. Не удивлюсь, что сейчас эта информация морально устарела, но мне это совсем не важно. Важнее то, что данный эпизод был в моей жизни, и я имела возможность прикоснуться к вечности.

Итак, с начала. Я не люблю свои Дни рождения. Всеми правдами и неправдами я стараюсь на этот и ближайшие дни куда-нибудь свалить. Так было и в том году. Мы с родителями решили двинуть в Узбекистан, но на этот раз из Ташкента мы поехали не в Самарканд, как это было раньше, а в Бухару, невероятный город потрясающей красоты. Связавшись с коллегами, я попросила порекомендовать нам хорошего экскурсовода. Через пару дней у меня уже был в кармане телефон с именем человека (назовём его Равиль-ага), который согласился показать нам город и провести не только туристическими, но и многими другими, маршрутами. Забегая вперёд, скажу: это был правильный шаг, потому что, помимо традиционных, освоенных туристами троп, мне удалось побывать и в обычных домах, и в ковровых мастерских, и в медресе, и всюду нас встречали с большим почтением и невероятным радушием.

Древняя Бухара
Древняя Бухара

Постепенно стало понятно, что Равиль-ага не просто экскурсовод, более того, он ни разу не экскурсовод, а один из руководителей местной уммы, которого попросили показать российскому дипломату древнюю Бухару. Так у меня появился проводник в совершенно новый для меня мир исламской культуры и традиций. Совершенно уверена, что особый статус Равиля-ага во многом и определил всё, что случилось далее. Накануне моего Дня рождения наш сопровождающий поинтересовался: а какой подарок я бы хотела. Я пыталась отшутиться, но Равиль-ага настаивал. И тогда я высказала реально свою мечту, которую, как я прекрасно понимала, осуществить мне не удастся. Я сказала, что хотела бы в этот день подняться на Калян и посмотреть оттуда на древнюю Бухару. Мой спутник даже замер: попросить такое это всё равно, что попросить, например, появиться на балконе Букингемского дворца и помахать людям рукой или запустить голубей с крыши Императорского дворца в я Запретном городе. Я тут же продолжила, что прекрасно понимаю всю невозможность реализации своей мечты, но вопрос был задан...

Место, где происходил разговор
Место, где происходил разговор

Теперь несколько слов о Каляне. Что мы можем прочитать в большинстве справочников: минарет, спроектированный зодчим Бако, был построен на ранее существовавшем сооружении под названием Калян правителем Караханидов Мохаммадом Арслан-ханом в 1127 году, чтобы призывать мусульман к молитве. Минарет представляет собой мощную, сужающуюся кверху кирпичную колонну, кульминацией которой является цилиндрическая ротонда-фонарь со сталактитовой короной. Высота составляет 45,6 метра (48 метров, включая острие), диаметр 9 метров внизу и 6 метров над головой. Внутренняя лестница ведёт к фонарю, имеющему шестнадцать открытых арок, над которыми также находится декоративный сталактитовый карниз под названием "шарафа". Минарет расположен в юго-восточном углу Пятничной мечети и соединен с ее крышей арочным пешеходным мостом.

Переход на Калян из Пятничной мечети
Переход на Калян из Пятничной мечети

Экскурсоводы обязательно расскажут, что зодчий, получив от правителя немалую сумму на изготовление кирпичей, сам лично руководил работой, а когда она была закончена ... пропал. Никто из современников не решился взяться за дальнейшую работу, говоря, что не представляет, каким образом можно построить такое грандиозное сооружение. Так и лежали готовые кирпичи рядом с уже возведённым фундаментом целых два года. Всё это время верные слуги безуспешно пытались разыскать мастера, который вдруг сам явился перед очами Арслан-хана в одежде простого дервиша. Спокойно глядя в глаза правителю, он сказал, что вынужден был так поступить, потому что понимал, что ему будет практически невозможно уговорить своевольного и жёсткого хана не начинать строительство раньше времени, пока кирпичи не просохнут. О том, на каких тонах проходил разговор и что сказал в ответ Арслан-хан, история умалчивает, но то, что Калян был построен и стоит до сих пор, лучшее доказательство правильности действий зодчего. Вокруг минарета всегда много туристов. Все они рассматривают невероятной красоты резные кирпичи, фотографируются, восхищаются, глядя на шедевр мировой архитектуры снизу вверх. Внутрь никого не пускают.

Вид с Каляна на вечерний город
Вид с Каляна на вечерний город

Если вы думаете, что это конец истории, то совсем нет. Ближе к вечеру раздался звонок. Я узнала голос Равиля-ага: Ирина, если вы всё ещё хотите осуществить свою мечту, я жду вас в 19.00 там, где мы о ней говорили. Только приходите одна.... Попахивает детективом, но ведь однова живём.

В назначенное время я подошла к указанному месту, где меня уже ждал Равиль-ага в сопровождении миловидной женщины. Как оказалось, это была его супруга, художница, которая раньше тоже никогда не поднималась на Калян. Причина, думаю, понятна.

Равиль-ага начал объяснять свой звонок: представляете, Ирина, какое совпадение. Мой добрый знакомый, хранитель ключа Каляна, как раз сегодня умудрился забыть его в известном нам обоим месте, а так как он вечером сегодня никак не может его забрать, он попросил это сделать меня, а заодно проверить, всё ли там, наверху, в порядке. Вот мы и решили сделать это вместе с супругой, а заодно и вас пригласить. Чтобы никого не смущать, мы не будем зажигать огня, но до конца светового дня ещё часа полтора, так что мы всё успеем.

Крыша и переход к Пятничной мечети
Крыша и переход к Пятничной мечети

Мы успели. Это было самое невероятное восхождение в моей жизни. Шаг за шагом, ступенька за ступенькой, вираж за виражом, мы поднимались всё выше и выше по узкому пространству лестницы, в которое мог вписаться лишь один человек. Ничего себе крутизна, а ведь муэдзину приходится преодолевать этот путь миниум пять раз в день. Равиль-ага словно прочитал мои мысли: да, нелёгкая работа у служителей Господа. А потом продолжил: ничему не удивляйтесь. После того, как нам вернули минарет, мы ничего не меняли, так что вам будет интересно. Там даже записи от 1920 года есть, сразу после штурма города.

Записи разных времён
Записи разных времён

И мне действительно было интересно увидеть камни древнего Каляна изнутри. Только теперь они могли рассказать не только историю строительства башни,но и то, кто и когда проделал путь, который сейчас предстоял нам. Все ярусы были покрыты вырезанными надписями. Отметились революционные солдаты армии Фрунзе, штурмовавшей Бухару и расстреливавших её стены, и туристы более позднего времени. Теперь эти надписи вызывали горькие размышления. Особенно мне запомнилась надпись, сделанная офицером военного гарнизона, стоявшего здесь в 1937 году. Я трогала её рукой и думала: интересно, а он пережил войну, и вообще дожил до неё или пошёл вслед за Фрунзе? Было бы чуть побольше времени, и будь освещение хотя бы немного лучше, я бы обязательно сделала много снимков. Но уже быстро темнело, надпись находилась в глубине, а вспышкой воспользоваться было нельзя. Мне удалось сделать лишь несколько кадров.

А это граффити было сделано в 1933 году
А это граффити было сделано в 1933 году

Мы спускались, когда вокруг уже было практически темно. Осторожно переступая с одной ступени на другую, держась за древние стены. Говорить совершенно не хотелось. День рождения наступал через несколько часов.