Найти тему
Блог княжны Мэри

Фильмы о декабристах: какие они?

Оглавление
Все хотят свободы. Но никто не хочет за неё платить.

В далёком 2019 году на экраны вышел фильм "Союз Спасения", посвящённый истории тайных обществ в России начала XIX века. Фильм тогда взбудоражил общественность, в бой ринулись историки, литературоведы, критики - всех заинтересовала тема декабристского восстания и его неоднозначность.

Хотя, справедливости ради, обсуждали больше сам фильм и его несовершенства.

Сегодня в истории отечественной кинематографии есть всего два фильма (и один сериал) на тему движения декабристов: "Звезда пленительного счастья", 1975 и "Союз Спасения", 2019. Согласитесь, между ними - пропасть: идейная, идеологическая, политическая и культурная. Тем интереснее сравнить такие далёкие друг от друга кинокартины - объединённые одним сюжетом и историческим фундаментом, они, в конечном итоге, говорят зрителю совершенно о разном.

Разбирать фильмы будем, опираясь на основные вопросы кинематографа:

Что показано?
Как показано?
Зачем показано?

I. Что показано

Постер к фильму
Постер к фильму

Звезда пленительного счастья, 1975

Режиссёр В. Мотыль

ГЕРОИ:

  • жёны сосланных декабристов, которые разделили с мужьями судьбу на каторге;
  • декабристы, пострадавшие за свои убеждения

АНТИГЕРОИ:

  • (царская) власть, воплощённая в конкретных образах: император Александр I, император Николай I, а также некоторые образы генералов

Основные ценности фильма:

Да, верность своим убеждениям, но в конечном итоге в абсолюте – верность своим близким; то, что декабристы отрицали, но жёны смогли трансформировать их систему ценностей

Постер к фильму
Постер к фильму

Союз Спасения, 2019

Режиссёр А. Кравчук

ГЕРОИ:

  • декабристы, пострадавшие за свои убеждения;
  • сочувствующие им представители власти, включая самого императора Николая I

АНТИГЕРОИ:

  • система, вынуждающая людей принимать решения по правилам этой самой системы (императоры Александр и Николай, сенатор Мордвинов)

Основные ценности фильма:

В абсолют возведена свобода, которая требует слишком большую цену

II. Как показано

Авторская сравнительная таблица
Авторская сравнительная таблица

Как пишет Виталий Куренной в своей книге "Философия фильма: упражнения в анализе":

Фильм — сложный синтетический продукт, сочетающий множество разных элементов. Ракурс, монтаж, композиция, подбор актеров, предметная деталь, ритм кадров и ритм пространства — все это должно сочетаться в современном фильме с речью, музыкой, текстом, закадровым голосом. Описание структуры — это, так сказать, минимально необходимый базис анализа, прививка от доминирования произвольных рассуждений по поводу фильма.

III. Зачем показано

Вспоминая о подготовке к съёмкам фильма "Звезда пленительного счастья", режиссёр Владимир Мотыль говорил:

В университете я впервые по-настоящему встретился с декабристами. Подходы были идеологическими, и сквозь них проглядывало серьезное противоречие между ленинским тезисом о трех этапах революции, где предтечей большевизма он выставлял декабристов. Лукавая формула! Между декабристами и большевиками на самом деле никакого сходства. Я открыл подлинные мемуары декабристов, эпоха завораживала какой-то иной системой нравственного отсчета, понятиями чести, во многом утраченными в тогдашнем обществе, да и в нынешнем...

Известно также, что первоначальный сценарий Мотыля, где главными персонажами выступали, всё-таки, декабристы, цензура развернула, и тогда на первый план вышли некрасовские женщины - жёны декабристов. Таким образом, фильм 1975 года - в любом случае заложник идеологии, поэтому наличие тех же карикатурных персонажей не удивительно. "Союз Спасения" чувствует себя в этом отношении куда свободнее, оттого его мораль и становится такой размытой - нет побеждённых, нет победителей. Страдают все.

Показательной становится эволюция персонажа императора Николая I. В версии 1975 года Николай (исполняет роль Василий Ливанов):

⁃ с неприятным голосом

⁃ нервный, полуистеричный

"мерзавец, свинья, дрянь" - ругательства

⁃ прячется за шторкой, подслушивает

⁃ для него восставшие - нашкодившие мальчишки, глупцы, он не пытается разобраться в причинах восстания

⁃ искренне презирает декабристов и этого не скрывает.

Совсем другим мы видим Николая в исполнении Ивана Колесникова. Император - слегка растерян, искренне включён в ситуацию, его разрывают чувства долга и сочувствия. Он - человек, а не система.

-4
Авторская сравнительная таблица основных идей
Авторская сравнительная таблица основных идей

Таким образом, одна тема - восстание декабристов 1825 года - становится базисом для режиссёрского анализа моральных устоев героев. Десятилетия сдвигают фокус - с карикатурности к искренности, с тезиса "свои-чужие" к "виноваты все" и так далее. Хотелось бы также сказать, что оба фильма однозначно транслируют основные настроения своей эпохи, оттого их сюжет до сих пор остаётся актуальным и интересным зрителю.

Спасибо за внимание!

Больше постов и статей можно найти в моём телеграм-канале, буду рада каждому!