Все хотят свободы. Но никто не хочет за неё платить.
В далёком 2019 году на экраны вышел фильм "Союз Спасения", посвящённый истории тайных обществ в России начала XIX века. Фильм тогда взбудоражил общественность, в бой ринулись историки, литературоведы, критики - всех заинтересовала тема декабристского восстания и его неоднозначность.
Хотя, справедливости ради, обсуждали больше сам фильм и его несовершенства.
Сегодня в истории отечественной кинематографии есть всего два фильма (и один сериал) на тему движения декабристов: "Звезда пленительного счастья", 1975 и "Союз Спасения", 2019. Согласитесь, между ними - пропасть: идейная, идеологическая, политическая и культурная. Тем интереснее сравнить такие далёкие друг от друга кинокартины - объединённые одним сюжетом и историческим фундаментом, они, в конечном итоге, говорят зрителю совершенно о разном.
Разбирать фильмы будем, опираясь на основные вопросы кинематографа:
Что показано?
Как показано?
Зачем показано?
I. Что показано
Звезда пленительного счастья, 1975
Режиссёр В. Мотыль
ГЕРОИ:
- жёны сосланных декабристов, которые разделили с мужьями судьбу на каторге;
- декабристы, пострадавшие за свои убеждения
АНТИГЕРОИ:
- (царская) власть, воплощённая в конкретных образах: император Александр I, император Николай I, а также некоторые образы генералов
Основные ценности фильма:
Да, верность своим убеждениям, но в конечном итоге в абсолюте – верность своим близким; то, что декабристы отрицали, но жёны смогли трансформировать их систему ценностей
Союз Спасения, 2019
Режиссёр А. Кравчук
ГЕРОИ:
- декабристы, пострадавшие за свои убеждения;
- сочувствующие им представители власти, включая самого императора Николая I
АНТИГЕРОИ:
- система, вынуждающая людей принимать решения по правилам этой самой системы (императоры Александр и Николай, сенатор Мордвинов)
Основные ценности фильма:
В абсолют возведена свобода, которая требует слишком большую цену
II. Как показано
Как пишет Виталий Куренной в своей книге "Философия фильма: упражнения в анализе":
Фильм — сложный синтетический продукт, сочетающий множество разных элементов. Ракурс, монтаж, композиция, подбор актеров, предметная деталь, ритм кадров и ритм пространства — все это должно сочетаться в современном фильме с речью, музыкой, текстом, закадровым голосом. Описание структуры — это, так сказать, минимально необходимый базис анализа, прививка от доминирования произвольных рассуждений по поводу фильма.
III. Зачем показано
Вспоминая о подготовке к съёмкам фильма "Звезда пленительного счастья", режиссёр Владимир Мотыль говорил:
В университете я впервые по-настоящему встретился с декабристами. Подходы были идеологическими, и сквозь них проглядывало серьезное противоречие между ленинским тезисом о трех этапах революции, где предтечей большевизма он выставлял декабристов. Лукавая формула! Между декабристами и большевиками на самом деле никакого сходства. Я открыл подлинные мемуары декабристов, эпоха завораживала какой-то иной системой нравственного отсчета, понятиями чести, во многом утраченными в тогдашнем обществе, да и в нынешнем...
Известно также, что первоначальный сценарий Мотыля, где главными персонажами выступали, всё-таки, декабристы, цензура развернула, и тогда на первый план вышли некрасовские женщины - жёны декабристов. Таким образом, фильм 1975 года - в любом случае заложник идеологии, поэтому наличие тех же карикатурных персонажей не удивительно. "Союз Спасения" чувствует себя в этом отношении куда свободнее, оттого его мораль и становится такой размытой - нет побеждённых, нет победителей. Страдают все.
Показательной становится эволюция персонажа императора Николая I. В версии 1975 года Николай (исполняет роль Василий Ливанов):
⁃ с неприятным голосом
⁃ нервный, полуистеричный
⁃ "мерзавец, свинья, дрянь" - ругательства
⁃ прячется за шторкой, подслушивает
⁃ для него восставшие - нашкодившие мальчишки, глупцы, он не пытается разобраться в причинах восстания
⁃ искренне презирает декабристов и этого не скрывает.
Совсем другим мы видим Николая в исполнении Ивана Колесникова. Император - слегка растерян, искренне включён в ситуацию, его разрывают чувства долга и сочувствия. Он - человек, а не система.
Таким образом, одна тема - восстание декабристов 1825 года - становится базисом для режиссёрского анализа моральных устоев героев. Десятилетия сдвигают фокус - с карикатурности к искренности, с тезиса "свои-чужие" к "виноваты все" и так далее. Хотелось бы также сказать, что оба фильма однозначно транслируют основные настроения своей эпохи, оттого их сюжет до сих пор остаётся актуальным и интересным зрителю.
Спасибо за внимание!
Больше постов и статей можно найти в моём телеграм-канале, буду рада каждому!