И в России, и в Казахстане одной из главных тем в течение последнего года по-прежнему остается утилизационный сбор на технику, включая сельскохозяйственную. Вопросы, которые волнуют экспертов рынка, в странах разные. Так, в России обсуждают сформулированные параметры пошагового повышения утильсбора на автомобили, автобусы и спецтехнику на период до 2030 года, а в Казахстане уточняют, куда именно направляются денежные средства от утилизационного сбора и по-прежнему спорят по петиции о полной его отмене.
В РФ сформулировали параметры пошагового повышения утильсбора на период до 2030 года
Как пишет РБК, власти нашей страны наконец сформулировали параметры пошаговой индексации утильсбора на автомобили, автобусы и спецтехнику на период до 2030 года. Новый подход должен учитывать интересы и потребителей, и производителей, считают в Минпромторге России.
Среди главного:
- повышение ставок утильсбора будет происходить ежегодно в соответствии с утвержденным планом;
- повышение утилизационного сбора предусмотрено только на те виды техники, производство которых освоено на территориях России и Беларуси, принятие положений, предусмотренных проектом постановления (он, кстати, со слов источника РБК, уже готов), не окажет влияния на ее стоимость благодаря мерам господдержки;
- новые параметры утильсбора с долгосрочной шкалой индексации до 2030 года будут вынесены на общественное обсуждение, «чтобы при принятии решения руководствоваться мнениями широкого круга участников рынка, экспертов, отраслевых ассоциаций»;
- пока поэтапная индексация утилизационного сбора рассматривается для легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов, а также некоторых видов дорожно-строительной техники;
- сельскохозяйственной техники в этом перечне пока нет;
- по каждому сегменту техники в новом проекте учтены сроки, которые необходимы отечественным производителям, чтобы выйти на достаточные для этого мощности;
- после изменений, уже, к примеру, вступивших в силу 1 июля, можно сказать, что колебания цен не зафиксированы, только на отдельные модели по отношению к началу года рост составил не более 2%, что было связано, в первую очередь, с макроэкономическими факторами, в частности с годовой инфляцией, ключевой ставкой, а также последствиями санкционного давления;
- основные опасения из-за риска ставок утильсбора — у строительной отрасли.
Исходя из документа, изменения к 2030 году планируется ввести для новой техники следующего типа:
- транспортные средства с электродвигателями, в том числе транспортные средства, оснащенные гибридными силовыми установками последовательного типа — расчетный коэффициент увеличивается с 1,63 в 2024 году до 58,62 к 2030 году;
- транспортные средства с рабочим объемом двигателя 1-2 тыс. куб. см — коэффициент увеличится с 27,81 до 58,62; 3-3,5 тыс. куб. см — с 89,73 до 189,17; для машин свыше 3,5 тыс. куб. см — с 114,26 до 240,89;
- грузовики массой 12-20 т — коэффициент увеличится с 9,57 до 16,96; седельные тягачи массой 12-20 т — рост с 16,39 до 29,03;
- автобусы с электродвигателями — коэффициент увеличится с 17 до 30,2;
- полуприцепы — с 7,4 до 15,6.
А что же с сельхозтехникой?
Утилизационный сбор на сельскохозяйственную технику пока повышать не будут.
При этом эксперты и аналитики рынка уверены, что исключать такую возможность в будущем пока рано. Напомним, ранее глава Минсельхоза Оксана Лут сообщала, что достигла компромиссного решения в части повышения утилизационного сбора на агротехнику. Однако, согласно проекту Минпромторга, в конкретные предложения именно по сельхозмашинам это пока не вылилось. Власти услышали аграрные союзы и дилеров сельхозтехники, которые ранее активно призывали отказаться от подобной инициативы.
Главные игроки отрасли заверяют, что на такое решение, вероятнее всего, повлияла большая работа и слаженная реакции аграрного сообщества в течение этого года: представители АПК предупреждали, что повышение утильсбора приведет к падению рентабельности и эффективности агробизнеса, к удорожанию не только зарубежной, но и российской сельхозтехники, а также продуктов питания, что крайне негативно скажется на покупательском спросе аграриев, и без того испытывающих трудности из-за потерь по причине засухи и заморозков, а также низких цен на сельхозпродукцию и других проблем. Дальнейшее удорожание техники не позволило бы фермерам обновлять МТП и усугубило бы вопросы, связанные с технической и технологической модернизацией.
Теперь также стало очевидно, что бороться китайской экспансией производителей сельхозтехники, будут бороться другими мерами. О них ранее также сообщала Оксана Лут. Речь идет о локализации китайского производства в России, причем не только по самой сельхозтехнике, но ещё и по запчастям.
О том, куда направляются средства от утилизационного сбора в Казахстане
В свою очередь, в Казахстане утилизационный сбор обсуждают уже в ином ключе. Напомним, что в стране по-прежнему спорят по положениям нашумевшей петиции об отмене утильсбора. Теперь названы сферы, куда именно уходят деньги с утиля. Об этом пишет atpress.kz.
По информации источника, вчера во время публичных обсуждений петиции касательно отмены утильсбора вице-министр экологии и природных ресурсов РК Жомарт Алиев перечислил конкретные направления, куда направляются вырученные от него деньги. По словам спикера:
- на сегодняшний день 160 миллиардов тенге направлено на финансирование льготного автокредитования лизинга сельхозтехники и автобусов;
- 20 миллиардов тенге направлено на финансирование льготного лизинга по сельскохозяйственной технике;
- 200 миллиардов предусмотрено на финансирование проектов по сбору, сортировке, переработке отходов, приобретение пожарных машин для организаций лесного хозяйства;
- 90 миллиардов предусмотрено на приобретение спецтехники для организаций Министерства по чрезвычайным ситуациям, а также автобусы;
- 215 миллиардов тенге идут на возврат утилизационных платежей производителям транспортных средств в сельскохозяйственной сфере.
Напомним, что в настоящее время в Казахстане разработали новую программу утилизации автомобилей и сельхозтехники. Новые правила предполагают участие в программе утилизации всех субъектов предпринимательства, осуществляющих переработку металла, исключая монополию и доминирующее положение на рынке одного или нескольких участников процесса. Фактически новые правила могут предполагать выбор между получением сертификата и денежной компенсацией
Отметим, что председатель Ассоциации «Республиканский союз промышленников вторичной металлургии» Владимир Дворецкий, как один из инициаторов отмены утильсбора, заявил, что в Казахстане нет ни одного завода по утилизации, при этом утилизация одного легкового авто обойдется гражданам не дороже 100 тысяч тенге. При этом госорганы настаивают на том, что отменять утильсбор, в том числе и снижать его размер, в Казахстане тоже нельзя.