Последняя болезнь Николая I. Взгляд врача.

16K прочитали

Среди царствовавших Романовых мало кому удалось умереть своей смертью. Но Николай Первый, в отличие от своего отца, погибшего в результате дворцового переворота ( как мрачно шутили современники «от апоплексического удара табакеркой по голове»), и сына, убитого народовольцами, безусловно, умер в результате естественных причин. Правда, его внезапная смерть в феврале 1855 года вызвала много слухов. Некоторые обстоятельства последней болезни императора до сих пор остаются невыясненными.

Николай Первый (1796-1855)
Николай Первый (1796-1855)

Причиной неожиданной смерти физически крепкого и мало болевшего 58-летнего Николая I некоторые исследователи считают самоубийство, замаскированное под смерть от пневмонии. Так ли это? Давайте разбираться.

Николай I редко обращался к врачу.

В 1827-1828 годах во время Русско-турецкой войны при осаде Силистрии Николай заболел малярией. Интересная деталь – самодержец скрыл заболевание от всех, запретив лечащему врачу И.В. Енохину сообщать о болезни, чтобы русские войска не пали духом из-за болезни государя.

Такая же скрытность в отношении состояния своего здоровья была присуща самодержцу на протяжении всей жизни.

Достоверно известно, что в 1837 году во время путешествия по России он выпал из кареты, сломав себе ключицу. Прогноз при таких переломах благоприятный – вот и в тот раз всё обошлось. Удивительно, впоследствии эта травма считалась чуть ли не причиной смерти государя, но, конечно, это совершенно беспочвенно – осложнения перелома ключицы довольно редки, и возникают вскоре после травмы, либо никогда. Во всяком случае, 18 лет – достаточный срок для того, чтобы говорить о полном выздоровлении.

Средняя треть - типичное место перелома ключицы.
Средняя треть - типичное место перелома ключицы.

В 1844 году лейб-медики императора заметили у Николая I отёчность ног, и подозревали водянку. К счастью, болезнь не подтвердилась. По-видимому (насколько можно судить, зная только лишь этот симптом), причина его была в венозной недостаточности, а не в заболевании сердца, иначе император не смог бы прожить ещё более 10 лет Эффективных средств лечения сердечной недостаточности тогда не существовало.

Последняя болезнь Николая I началась в день Крещения Господня 1855 года.

День Крещения, вообще, имеет роковое значение для Дома Романовых – Петр I тоже смертельно заболел именно в этот день!

Сначала простуда казалась лёгкой, и не заслуживающей особого внимания.

27 января 1855 года государь даже побывал на свадьбе старшей дочери графа П.А. Клейнмихеля (того самого «строителя» железной дороги, которого Н.А. Некрасов упомянул в эпиграфе к одноимённому стихотворению).

Граф П.А. Клейнмихель (1793-1869)
Граф П.А. Клейнмихель (1793-1869)

По воспоминаниям, на свадьбе император был в конногвардейском мундире с лосинами, не согревавшими достаточно ноги. К тому же в столице в то время свирепствовал грипп. Вернувшись с мероприятия, Николай I слёг с тяжёлой лихорадкой.

Лейб-медики М. Мандт и Ф.Я. Карелль диагностировали грипп, и во избежание осложнений попытались запретить императору выходить на улицу. Между Кареллем и Николаем состоялся такой диалог:

- Если бы я был простым солдатом, обратили бы вы внимание на мою болезнь? – спросил Николай

- Ваше Величество, - ответил Карелль, - в нашей армии нет ни одного медика, который бы позволил солдату выписаться из госпиталя в таком положении и при таком морозе. Мой долг требует, чтобы вы не выходили из комнаты.

- Ты исполнил свой долг, позволь же мне теперь исполнить мой долг, - ответил император, и поехал напутствовать маршевые батальоны Измайловского и Егерского полков, отбывающие на театр военных действий. Это произошло 9 февраля.

Государь уехал в лёгком плаще…

На следующий день он отправился на проводы гвардейских сапёров, Преображенского и Семёновского полков. Несмотря на прямой запрет лечащих врачей, Николай I не просто вышел на улицу, будучи тяжело простуженным, но как будто специально одевался не по погоде – в 23-градусный мороз он вышел на улицу даже без шинели!

17 февраля 1855 года состояние ухудшилось.

Император не смог встать с постели. В тот момент ещё казалось, что болезнь не смертельна. Об этом косвенно свидетельствует тот факт, что император отложил приобщение Святых Тайн до того момента, когда сможет встать с постели. Причастие перед смертью для верующего человека означает очень многое, и, если бы государь осознавал смертельную опасность, скорее всего, не откладывал бы таинство. Но, как мы знаем, этого не произошло.

В тот же день лечащий врач М.М. Мандт выслушал в нижней части правого лёгкого пневмонию.

Медики тех времён обладали чрезвычайно высокими навыками по обследованию больных. Не обладая возможностью сделать рентгеновский снимок, они всю жизнь оттачивали мастерство аускультации (выслушивания) и перкуссии (выстукивания). Диагнозы были настолько точны, что у современных врачей это вызывает даже недоверие. Например, у Александра III лейб-медики только с помощью выстукивания и выслушивания диагностировали инфаркт-пневмонию размером лишь около 3*4 см! И вскрытие этот диагноз полностью подтвердило.

По воспоминаниям доктора Мандта, услышанный звук был такой:

В нижней части правого лёгкого я услышал шум, который сделался для меня таким зловещим… Я не в состоянии описать ни этого звука, ни этого шума, они не подчинялись моему умственному анализу, как будто проникали во всю мою внутренность и действовали на мои чувствительные нервы. Они произвели на меня такое впечатление, как фальшивая нота на слух опытного музыканта. Но этот звук уничтожил все мои сомнения и дал мне смелость приступить к решительному объяснению. Этот особый шум свидетельствовал о начале паралича (сейчас так называют отёк лёгких) в этом важном органе, и вместе с ним для меня угас луч последней надежды.

В этом кабинете Зимнего дворца Николай Первый провёл свои последние часы. Картина К.А. Утомского "Малый кабинет императора Николая I"
В этом кабинете Зимнего дворца Николай Первый провёл свои последние часы. Картина К.А. Утомского "Малый кабинет императора Николая I"

И опять, несмотря на явную опасность для жизни, очевидцы пишут, что Николай I находился «в маленькой неопрятной спальне, дурно освещённой и прохладной… Со всех сторон слышалось завывание холодного северного ветра».

Фрейлина А.Ф. Тютчева (дочь поэта и дипломата Ф.И. Тютчева) вспоминает:

Наступил паралич лёгких, и дыхание становилось всё более частым и хриплым. Император в тяжёлых страданиях, но полной ясности ума боролся с надвигавшейся на него смертью. «Если это начало конца, это очень тяжело. Я не думал, что так трудно умирать».

Оказывалась ли Николаю I медицинская помощь?

Да, конечно, но назначения лучших врачей того времени были настолько наивны, что подробно перечислять их нет необходимости. Рвотный корень, шпанские мушки местно на кожу груди… Штаб-доктор Гвардейского корпуса Шеринг ставил в вину доктору Мандту, что тот не применил растительный уголь! Как будто это могло повлиять на ход заболевания.

Возможности лечения пневмонии в те времена были ограничены. Даже сейчас, имея современные антибиотики и возможность не только вентилировать лёгкие, но и применить процедуру ЭКМО, спасти пациента было бы непросто. В середине ХIХ века император был обречён.

Была ли смерть Николая 1 самоубийством?

В феврале 1855 года наша армия терпела поражение за поражением на Крымском полуострове. Незадолго до кончины императора мы проиграли сражение под Евпаторией, на проведении которого Николай I настаивал лично. Неудивительно, что военные неудачи тяжело подействовали на самодержца. И, находясь в депрессии, он сделал всё, чтобы уйти из жизни. Ведь предупреждал же его М. Мандт: «Государь, это хуже, чем смерть – это самоубийство!» Но нет – Николай I раз за разом выходил на мороз в лёгкой одежде, как будто специально желая смертельно простудиться, что, собственно, и произошло.

Так что самоубийством в полном смысле этого слова смерть Николая I назвать нельзя. Но многократные попытки простудиться нельзя назвать случайностью - желание умереть прослеживается отчётливо.

М.М. Мандт (1800-1857)
М.М. Мандт (1800-1857)

Е.И. Чазов говорил «В нашей стране, как ни в какой другой вся безысходность возлагается на плечи врача». Так и ответственность за смерть Николая I была возложена на лекаря М. М. Мандта, который вынужден был бежать из России сразу после смерти своего венценосного пациента. Толпа, собравшаяся у Зимнего дворца, требовала выдачи лейб-медика на расправу, но тому удалось сбежать через тайный ход.

Мандт для своего времени был неплохим врачом. Он редко применял пиявок и кровопускания, обладал данными хорошего психолога, в совершенстве владел техникой обследования пациента. Вспомним, как блестяще он охарактеризовал дыхательные шумы в лёгких Николая I, дав при этом совершенно точный и при этом неутешительный прогноз. Вряд ли другой врач сделал бы для пациента больше. Чудом избежав самосуда, он смог добраться до Германии, где прожил ещё несколько лет.

Николай I похоронен в Санкт-Петербурге в Петропавловском Соборе.
Николай I похоронен в Санкт-Петербурге в Петропавловском Соборе.

Николай I не пожелал, чтобы его тело было вскрыто, поэтому точный диагноз нам неизвестен. Но воспоминания современников и лечащих врачей убедительно свидетельствуют о том, что причиной смерти императора явилась 2-сторонняя пневмония, осложнившаяся тяжёлой дыхательной недостаточностью.

Статья не является руководством к действию. Требуется консультация специалиста.