Не каждый рискнет сюда спуститься, но это того стоило. В прошлую поездку по Стране Души я сделала фото особняка только издали, спускаться побоялись. А тут решила, что в другой раз здесь все может обвалиться и уже никогда мы не узнаем, как все выглядело внутри. Повезло, на свой страх и риск я иду к самому загадочному особняку Абхазии.
История, которой нет.
Загадочным он стал для меня, так как изучив его историю не нашла никакой информации о том, кому он принадлежал. Да, в советское время это был один из корпусов пансионата «Скала». Назвать такие архитектурные шедевры корпусами, как-то язык не поворачивается. Корпусами они стали после становления советской власти, а до этого периода о них ничего не известно.
Возможно, здесь жил какой-нибудь купец, который построил себе особняк как дачу. Шикарная природа, чудесный вид с балкончика. Был когда-то, пока все вокруг дачи не превратилось в джунгли. Впрочем, идемте смотреть вместе.
Спуск в царство плюща и таинственности.
Узкие ступени уходят вниз, надо постараться, чтобы спуститься вниз и найти вход. А он ведь должен быть. Иду одной рукой убирая листву, а другой держу телефон на случай сделать интересный кадр.
Местами встречаются остатки ограждений, видны балкончики и двери, ведущие уже в никуда. Даже сейчас, утратив былой облик, здание притягивает своей сказочностью. Особняк переживает третью стадию своей жизни и четвертую эпоху. Начало и красота, помпезность — дореволюционное время, преображение и смена облика — советская эпоха, разруха и опустение — 90-е годы и, вот сейчас, в наше время — полное угасание.
На каменные ступени со сводов капает вода. Раз капля, два капля. Плющ и мох, сырость, делают свое дело. Природа снова отвоевывает свое место и очищает его. Если бы не солнце, то процесс ухода в небытие давно был бы закончен.
Под покровом листьев кипит своя жизнь. Природа словно играет нашим воображением. Вот пушинка закрепившиеся на железной трубе. Вроде подуй и она улетит, но нет.
Встреча с цикадкой-бабочкой.
Цепкие лапки не дают этому живому одуванчику улететь в неизвестном направлении. Пушок медленно передвигается, маскируясь как хамелеон под настоящий пушок, хотя под легким оперением скрыто небольшое тельце.
Кто бы мог подумать, что я встречу когда-нибудь это чудо. Это японская-бабочка цикадка, ей еще расти и расти. Насекомое появилось в лесах Абхазии в середине прошлого века и было случайно завезено с растениями. Такое возникло предположение у энтомологов. Иначе откуда взяться насекомому обитающему в лесах Японии и Южной Кореи.
С виду безобидное существо может вызвать заболевания растений, наносит им вред. Страдают также и культурные растения. Пока цикадка находится в фазе роста, со временем этот пушок превратится во взрослое насекомое с крыльями и хоботком чтобы питаться соком растений, тем самым нанося урон плодовым деревьям и сельхоз культурам.
Внутри особняка, марсельская плитка.
Спускаемся вниз и попробуем осмотреть комнаты, точнее, что от них осталось. Сгнившие двери, на стенах остатки штукатурки и местами кафель. Много окон и дверей. Хочется все осмотреть, но ходить там опасно, что по полу, что сверху может что прилететь.
В одном месте дерево проросло через стену. Виден старинный кирпич. Но самое интересное, что здесь осталось — марсельская плитка. На полу валяются обломки, но местами плитка почти целая и таким образом можно узнать о ее происхождении.
На плитке клеймо ARNAUD ETIENNE ET CIE ST. GENRY MARSEILLE. Компанию по производству плитки основали братья французы Жилардони. Первый завод был открыт в 1835 году. Плитка произвела настоящий бум на рынке строительных материалов. До Жилардони никто не выпускал плитку с закрывающимися пазами. Благодаря этому плитку начали укладывать на крыши в один слой, а не в 2-3 как раньше.
Спустя 10 лет на территории района Санкт-Анри уже было запущено шесть десятков заводов по изготовлению плитки.
Интересный момент. Как видим на плитке имеется мальтийский крест. Кроме этого креста можно встретить клейма плитки, украшенные пчелами, петухом, львом, черепахой, лопатой и др.
Местами можно пройтись по паркету, он сохранился в небольших помещениях с балкончиками. На удивление паркет не скрипит, но и не разбухший от влажного субтропического климата.
Балкончик. Место не отпускает. Хочется побыть подольше на этом чудном уцелевшем островке среди руин.
Просто не верится, что скоро это все будет утрачено.