Найти тему

Кризис Возрождения: основы маньеризма

Якопо Понтормо. Вертумн и Помона. Фрагмент. 1519-1521
Якопо Понтормо. Вертумн и Помона. Фрагмент. 1519-1521

В «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари использует слово «манера» для обозначения стиля великих мастеров начала XVI в., которые достигли высочайших вершин в искусстве и тем самым создали образцы для всех художников последующего поколения. Этих последних теоретики классицизма XVII в. назвали «маньеристами», поскольку их упрекали в искусственном воспроизведении приемов, заимствованных у великих мастеров. Считалось, что такое заимствование вело к излишне замысловатому, рассудочному академическому стилю. Сегодня термин «маньеризм» употребляется также для обозначения того беспокойного поколения художников, которое в 1520-е гг. в Сиене и во Флоренции открыто порывало с классическими канонами искусства Возрождения. В их творчестве благодаря утрированным формальным приемам и рискованным экспериментам всецело выразился тот кризис, ростки которого появились уже в произведениях великих мастеров, воспетых Вазари.

Флоренция и Сиена оказались первыми городами, где стали проявляться признаки противодействия классическому, уравновешенному стилю Леонардо, Микеланджело и Рафаэля. Так, во Флоренции молодые художники воспитывались непосредственно на изучении батальных картонов Леонардо и Микеланджело — эти работы стали первыми учебниками маньеризма. Мастерская Андреа дель Сарто была важной вехой в творческом становлении Понтормо и Россо Фьорентино, которые, заостряя приемы великих мастеров, приспосабливали их к собственному оригинальному, визионерскому художественному мышлению. Художественные новшества, исходившие из Флоренции и Рима, были знакомы и Доменико Беккафуми, работавшему в Сиене. В живописи он шел своим путем, независимо от первых флорентийских маньеристов, с которыми, впрочем, его сближала склонность к странному, фантастическому переосмысливанию образцов искусства Возрождения.

Якопо Понторпо. Встреча Марии и Елизаветы, 1528-1529
Якопо Понторпо. Встреча Марии и Елизаветы, 1528-1529

Как подчеркивают исследователи, первые маньеристы были странными меланхоликами, почти патологически замкнутыми. Их причуды описаны у Вазари и Челлини и засвидетельствованы в Моей книге Понтормо — дневнике, куда в 1554–1556 гг. он заносил лаконичные заметки о своей работе, повседневных трапезах и даже о своих физических отправлениях.

Обстоятельства жизни маньеристов, как о них рассказывает Вазари, вызывают удивление и беспокойство и вскрывают глубокий разлад этих людей с тем суровым и напряженным временем, в котором они жили. Вазари рассказывает, что Россо в Сансеполькро по ночам раскапывал могилы, чтобы изучать разлагающиеся трупы; он умер во Франции, покончив с собой. Никодемо Ферруччи всегда носил жилет, сшитый из кожи повешенного, аретинец Лапполи бегал по Риму голым, спасаясь от ландскнехтов, а Бартоломео Торри «из слишком большой любви к анатомии держал в комнатах и даже под кроватью человеческие члены и куски тел, наполнявшие его дом зловонием». Не говоря уж о Рустичи, который жил с орлом, вороном и дикобразом и устроил замурованную комнату, где бились между собой разные змеи, чтобы «наблюдать, в особенности летом, их дикие прыжки и жестокие игры». Тот же Вазари рассказывает, что Понтормо «построил себе дом, больше походивший на убежище человека странного и нелюдимого, чем на жилище рассудительного человека». В этом доме он в конце концов затворился и не пускал туда никого.

Россо Фьорентино. Аллегория Смерти
Россо Фьорентино. Аллегория Смерти

Определение того, что такое маньеризм, и по сей день служит предметом споров и раздоров между искусствоведами, но все сходятся в том, что истоки его можно найти в творчестве великих мастеров Возрождения — Леонардо, Рафаэля, Микеланджело — и что маньеризм положил начало новому искусству, в котором стало преобладать личностное начало художника, стиль, порой утрированно характеризующий отношение художника к предмету изображения.

Интерес к «прекрасной манере», этому сложному и захватывающему этапному явлению в истории искусства, не ослабевает в академических кругах, а крупнейшим творцам эпохи посвящаются громкие выставки. Однако в тени прославленных произведений эпохи — загадочных и чувственных композиций Пармиджанино, тревожных алтарных образов Россо Фьорентино и Понтормо, отстраненных портретов Бронзино, поражающих воображение фресок Джулио Романо — остаются столь же необычные работы мастеров, чьи имена известны менее широко.

Альбом издательства СЛОВО/SLOVO серии «Великие музеи мира»
Альбом издательства СЛОВО/SLOVO серии «Великие музеи мира»

С альбомом «Шедевры маньеризма. Музеи Италии» читателю предоставляется возможность отправиться в путешествие во времени и посетить Рим в год его разграбления ландскнехтами Карла V, Флоренцию Козимо I Медичи, Неаполь периода испанского владычества и Венецию эпохи Тициана, Веронезе и Тинторетто и увидеть произведения таких художников, как Себастьяно дель Пьомбо, Доменико Беккафуми, Перино дель Вага, Пеллегрино Тибальди, Джироламо Мирола, Франческо Сальвиати и многих других.