Мы продолжаем говорить о людях, чья жизнь и судьба служат нравственными ориентирами и чьи поступки достойны памяти человеческой. Центр «Мастер ОК» работает в Санкт-Петербурге и на нашем канале в «Дзене» мы стараемся рассказывать, в первую очередь, о соотечественниках, занимающихся благотворительностью и участвующими в решении многих социальных проблем. Но сегодня мы обратимся к жизни замечательной актрисы, настоящей звезды мирового кинематографа, Одри Хепберн.
Одри Хепберн родилась в Бельгии в семье голландской баронессы Эллы ван Хеемстра и британского банкира Джозефа Виктора Энтони Хепберна-Растона, который практически не принимал участия в семейной жизни. Родители развелись, когда девочке исполнилось шесть лет. Впоследствии актриса говорила, что расставание родителей сильно ее травмировало: «Это был первый большой удар в моей жизни. Уход отца оставил меня незащищенной на всю оставшуюся жизнь».
Беззаботное детство перечеркнула Вторая мировая война, тяжелейшим испытанием которой стала немецкая оккупация. Отец Хепберн симпатизировал нацистам. В документальном байопике «Одри» (2020) старший сын актрисы вспоминал, что до конца своих дней Одри стыдилась этого: «Моя мать абсолютно ненавидела эту чудовищную главу в биографии своего отца».
Дядю Одри, как участника голландского Сопротивления, арестовали и отправили в тюрьму, а затем расстрелял. Маленькой девочкой она видела, как еврейских женщин, стариков и детей загружали в повозки для отправки в концентрационные лагеря. «Это преследовало ее всю оставшуюся жизнь», — рассказывал позже ее сын. Уже будучи известной актрисой, Хепберн хотела сыграть Анну Франк в экранизации ее знаменитого дневника. Кандидатуру Хепберн даже утвердил отец девочки, Отто Франк. В последний момент Одри отказалась от съемок, потому что ее буквально преследовали воспоминания о прошлом: «Я снова чувствовала себя буквально уничтоженной этим, поэтому сказала режиссеру, что просто не смогу справиться. История Анны как будто произошла с моей маленькой сестрой. В каком-то смысле я и видела её своей сестрой»
Все годы оккупации Одри Хепберн провела в страхах и тревогах. «Если бы мы знали, что нас оккупируют на целых пять лет, мы, возможно, сразу бы все застрелились. Мы думали, что это может закончиться на следующей неделе…через шесть месяцев…в следующем году… вот как мы пережили войну», — говорила актриса, став взрослой.
Маленькая Хепберн помогала Сопротивлению, активной участницей которого была её мать Элла. На протяжении 1944 года, будучи подлростком, Одри работала медсестрой-добровольцем в госпитале, который являлся центром антифашистского подполья в её городе. Хепберн распространяла подпольные газеты и листовки и выступала на нелегальных ночных мероприятиях, на которых собирали деньги для Сопротивления. Они назывались «zwarte avonden», «черные вечера», потому что хозяевам заведений приходилось затемнять окна, чтобы их не обнаружили. «Люди, которые поддерживали Сопротивление, — лучшая публика, которую я когда-либо видела. Они не издавали ни единого звука в конце моего выступления — настолько были заворожены», - рассказывала актриса после войны.
Одри Хепберн мечтала стать балериной и до войны серьезно готовилась к поступлению в балетную академию. Но возобновить занятия она уже не смогла — у нее не было физических сил из-за сильного истощения. Холодной зимой 1944 года семья Хепберн по нескольку дней оставалась без еды и, чтобы выжить, питалась луковицами тюльпанов. «Тогда мы целыми днями лежали в постели полностью одетые, потому что одеял не хватало», — вспоминала Одри.
Детское недоедание задержало рост девочки и навсегда изменило ее телосложение. Знакомая актрисы, режиссёр Хелена Коан рассказывала, что Хепберн всю жизнь выглядела «опасно стройной» вовсе не из-за строгих диет, о которых так любили распространять слухи репортеры, а потому, что в юности едва не умерла от голода: «Если вы посмотрите на фотографии Хепберн до войны, то вы заметите, что она выглядела совершенно иначе. Ее тело — это не то, к чему следует стремиться. Одри оказалась такой в результате страшной трагедии, у нее не было другого выбора. Во взрослом возрасте у актрисы, напротив, были теплые отношения с едой. Она очень любила шоколад и спагетти».
Одри Хепберн никогда не нравилась сама себе, и всю жизнь она прожила, недовольная своим телом и актёрским образом. Её идеалом были платиновые блондинки, секс-идолы 50–60-х годов, как Мерилин Монро.
Звезда Хепберн зажглась в фильме «Римские каникулы» (1953) — чёрно-белой кинокартине о беспечной и своевольной принцессе Анне, которая сбежала от королевских обязанностей навстречу приключениям. В комедийном мюзикле «Забавная мордашка» (1957) Хепберн сыграла амбициозную продавщицу книжного магазина, которая стала «лицом» модного журнала, чтобы побывать на лекциях своего кумира — профессора философии. В легендарном «Завтраке у Тиффани» (1961) Хепберн блестяще воплотила светскую девушку Холли Голайтли. «Роль Холли — самая джазовая в моей карьере. По натуре я — интроверт, поэтому воплотить на экране девушку-экстраверта было самым непростым, что я когда-либо делала в кино», — говорила актриса про эту роль.
Судьбоносными для Одри стали съемки во французской комедии «Дитя Монте-Карло» или «Мы едем в Монте-Карло» (1951), на которых её заметила французская писательница Колетт. В хрупкой, обаятельной и непосредственной Хепберн автор разглядела идеальное воплощение главной героини своего романа «Жижи». Колетт пригласила начинающую актрису сыграть в бродвейской постановке. Поначалу Хепберн сильно переживала из-за провокационного характера роли, ведь ей предстояло сыграть легкомысленную молодую парижанку, которая помышляла о жизни куртизанки. Но в итоге роль принесла ей признание нью-йоркской публики — и привлекла внимание будущего режиссера «Римских каникул» (1953) Уильяма Уайлера.
Так стартовала голливудская карьера Одри. На театральную сцену она вернулась в 1954 году, сыграв русалку в спектакле «Ундина». Эта роль принесла Хепберн единственную за всю ее актерскую карьеру театральную премию «Тони». На репетициях она познакомилась со своим партнёром по спектаклю Мелом Феррером, с которым прожила в браке 14 лет.
Среди фильмов, где играла актриса, выделяется военная драма «История монахини» (1959). В ее основу легла биография бельгийской девушки Марии-Луизы Хабетс, которая девять лет была сестрой милосердия в Африке, а во время Второй мировую войны примкнула к бельгийскому Сопротивлению. Одри до глубины души потрясла история храброй и сострадательной женщины, посвятившей себя спасению других. В фильме актриса чутко передала внутренний конфликт своей героини, заключавшийся в выборе между религией и политическими убеждениями.
«История монахини» показала, что Одри способна на глубокие драматические роли, и именно эта картина пробудила в ней филантропа. Съёмки проходили в Бельгийском Конго, где актриса испытывала чувства ярости и негодования, видя, в каких условиях живут дети, ведь она по собственному опыту знала, что значит недоедать. Одри Хепберн даже задумалась о том, чтобы оставить карьеру в кино ради благотворительности. Сделала она это только к концу 1980-х, когда уже редко снималась. В конце 1950-х годов актриса вела две радиопередачи, в которых рассказывала истории о жизни детей в условиях войн.
«Когда становишься старше, понимаешь, что у тебя две руки: одна, чтобы помогать себе, другая, чтобы помогать другим», — сказала Одри Хепберн в одном из интервью. Она была одной из первых голливудских знаменитостей, которая использовала свою известность для популяризации благотворительности.
В 1988 году в качестве посла доброй воли ЮНИСЕФ актриса побывала в Эфиопии для того, чтобы расширить общественную осведомленность о влиянии продолжительной засухи на здоровье детей и женщин страны. Во время поездки Одри попала в приют в городе Мэкэле, где в то время находилось 500 голодающих детей. Шокированная увиденным, она смогла убедить ЮНИСЕФ в срочном порядке направить туда гуманитарную помощь. «Ребенок при любых обстоятельствах должен быть в числе первых, кто получит защиту и помощь во время чрезвычайных ситуаций и бедствий», — подчёркивала Хепберн.
Актриса занималась волонтёрской деятельностью на протяжении четырех лет, пытаясь помочь обездоленным жителям Эквадора, ЮАР, Бангладеша, Вьетнама и Гватемалы. Хотя ей шел седьмой десяток, она терпеливо переносила тяготы поездок. Например, в 1989 году поехала в Судан с миссией «Линия жизни», которая везла продукты питания в зону военных действий. «Это не стихийные бедствия, а рукотворные трагедии, для которых есть только одно рукотворное решение — мир», — говорила она.
Хуже всего дела обстояли в Сомали. Хепберн видела на улицах изможденных людей, которые ждали смерти от голода и болезней, и видела, как складывают в грузовик тела умерших. «Я оказалась абсолютно не готова к той невыразимой агонии, которую испытывала, видя бесчисленное количество хрупких, истощенных детей Сомали. Вам хочется прикоснуться к ним, взять на руки, обнять, успокоить. Но для этих детей я совершенно незнакомый человек, поэтому, наверное, сильно бы их напугала. Меня больше всего беспокоит, когда что-то непоправимо. Когда мы действительно опоздали. Ребенок, который страшно травмирован, потому что видел, как его родителей убили, подвергли пыткам или что-то в этом роде…Мы не сможем вернуть ему родителей. Я никогда этого не забуду», — говорила, потрясённая увиденным, актриса.
Одри Хепберн так и не сумела оправиться после изматывающей миссии в Сомали. В 63 года ей диагностировали рак желудка, но было слишком поздно — через несколько месяцев она умерла. Занятая поездками, она слишком долго игнорировала симптомы болезни.
Последние годы жизни Хепберн были наполнены не только погружением в чужие страдания. В 1988 году она отправилась в Турцию с кампанией по вакцинации. «Армия предоставила нам свои грузовики, торговцы рыбой предоставили фургоны для вакцин, и как только дата была назначена, потребовалось всего десять дней, чтобы вакцинировать всю страну. Неплохо», — говорила актриса.
«Как мне подвести итог всей своей жизни? Я думаю, мне особенно повезло», — сказала Одри Хепберн незадолго до кончины.
Мы привыкли видеть артистов, особенно голливудских, гламурными, тусовочными, популярными людьми, которые живут в роскоши и праздности. Но есть и другие примеры. Многие люди, добившиеся успехов, находящиеся в центре общественного внимания, живут не только ради себя, ради своих «хотелок». Они приходят к определённому порогу жизненной мудрости, которая говорит о том, что любовь прежде всего состоит в способности отдавать, что, став успешным и богатым человеком, необходимо оказывать поддержку и добро тем, кто нуждается в них, кто голодает или страдает от болезней. Из сотен и тысяч таких примеров складывается огромная картина мирового Добра, которое неизбежно побеждает страдания и горе.
Уважаемые подписчики и гости канала! Мы продолжим рассказывать о людях современной России, вставших на путь благотворительности.
Если среди ваших знакомых или родных есть такие «тихие герои», вы можете рассказать нам о них, мы с удовольствие опубликуем ваши истории.
Заходите на наш сайт, вступайте в наше сообщество в VK, следите за нашими новостями.
Внимание!
В Центре социально-трудовой адаптации для людей с инвалидностью «Мастер ОК», Санкт-Петербург, с 1 июня по 8 декабря 2024 года работает программа по оказанию людям с инвалидностью бесплатной услуги по сопровождению при содействии занятости.
Расскажите об этом своим друзьям и близким, нам важен охват аудитории, чтобы как можно больше людей с ограниченными возможностями смогли найти своё профессиональное призвание, повысили личное благополучие и уровень жизни себя и своей семьи. Помощь каждого важна!