Найти тему

Цикл Геноциды. 2. Второй крестовый поход.

Предисловие.

После первого крестового похода началось усиление мусульман, угрожавших христианским государствам в Святой земле. В частности, эмир Мосула Имад ад-Дин Занги в 1144 году взял Эдессу и завоевал всё Эдесское княжество.

Это стало чувствительным ударом для христианского мира, передовым форпостом которого был павший город. Другие государства крестоносцев повели себя следующим образом. Графство Триполи не помогло Эдессе, так как их правители ранее поссорились. Раймунд Антиохийский не оказал Эдессе помощи, так как был занят войной с Византией. Ещё одной причиной могло послужить то, что эдесский монарх также ранее с ним поссорился. Вдова короля Фулька — Мелисенда Иерусалимская послала войска на помощь Эдесе, но это не предотвратило её захвата мусульманами.

В Западной Европе также не было благоприятных условий для поднятия нового крестового похода. В 1144 году на римском престоле сидел папа римский Евгений III. Ему предстояло бы, пользуясь властным положением церкви, принять под свою руку дело защиты восточно-азиатских княжеств, но к этому времени положение папы, даже в самой Италии, было далеко не властное: римский престол был жертвой партий, а авторитету церкви угрожало новое демократическое течение, которое возглавлял Арнольд Брешианский, который боролся против светской власти Папы. Германский король Конрад III также был поставлен в затруднительные обстоятельства борьбой с Вельфами. Нельзя было надеяться, что Папа Римский или король примут на себя инициативу Второго крестового похода.

Во Франции королём был Людовик VII; рыцарь в душе, он чувствовал себя связанным с Востоком и был склонен предпринять крестовый поход. На короля, как и на всех его современников, оказывало сильное влияние то литературное движение, которое глубоко проникло во всю Францию и распространилось даже по Германии. Людовик VII, прежде чем решиться на такой важный шаг, как поход в Святую землю, спросил мнения у аббата Сугерия, своего воспитателя и советника, который, не отговаривая короля от доброго намерения, посоветовал принять все меры, чтобы обеспечить должный успех предприятию. Людовик VII пожелал узнать настроение народа и духовенства. Евгений III одобрил план короля и поручил святому Бернарду проповедь о крестовом походе, снабдив его воззванием к французскому народу.

-2

В 1146 году святой Бернард Клервоский присутствовал на государственном собрании в Везеле (Бургундия). Он сел рядом с королём Людовиком, надел на него крест и произнёс речь, в которой приглашал вооружиться на защиту Гроба Господня против неверных. Таким образом с 1146 года вопрос о крестовом походе был решён с точки зрения французов. Южная и средняя Франция двинула многочисленную армию, которая была вполне достаточна для того, чтобы дать отпор мусульманам — по разным оценкам от 15 000[2] до 70 000 чел.

Аббат Клервосский действовал, конечно, от чистого сердца, поднимая крестоносцев. Но в слепом увлечении идеей он впал в ошибку. Участие в крестовом походе немцев должно было повредить французскому ополчению. Конрад был нераспорядителен и слаб, у него из года в год шли внутренние междоусобные войны, которых он не мог потушить окончательно, потому что надменные вассалы его ясно чувствовали слабую руку Конрада и не думали в полной мере подчиниться ему.

Затем, немецкие войска только отчасти состояли из образцового рыцарства; но большая часть их была набрана из всякого сброда.

Кроме всего этого, французы дружили с итальянскими норманнами, которые были в вековой ссоре с греками. А немцы дружили с императором византийским Мануилом, женатым на родственнице императора Конрада. Все это грозило в дальнейшем немалыми ссорами и пререканиями, и многие дальновидные люди видели это отлично. И так оно и вышло, в конце концов.

Идеи Второго Крестового похода дошли не только до Франции, но и сами собой распространились в Германии, что вызвало волну антисемитских настроений. Бернарду Клервоскому пришлось лично явиться за Рейн, чтобы порицать священнослужителей, которые позволили появиться таким настроениям. Во время своего визита в Германию, накануне 1147 года, Конрад III приглашает Бернарда на празднование первого дня Нового года. После торжественной мессы Папа Римский произносит речь, которая убеждает германского императора принять участие во Втором Крестовом походе.

На востоке было основано три государства крестоносцев: Иерусалимское королевство, Антиохийское княжество и графство Эдесса. Четвертое, графство Триполи, было основано в 1109 году. Эдесса была самой северной из них, а также самой слабой и наименее населенной;как таковой, он подвергался частым нападениям со стороны окружающих мусульманских государств, которыми правили ортокиды, датчане и турки-сельджуки. Эдесса пала в 1144 году. Весть о падении Эдессы была доставлена ​​в Европу сначала паломниками в начале 1145 года, а затем посольствами из Антиохии, Иерусалима и Армении. Епископ Хью из Джабалы сообщил об этой новости Папе Евгению III, который 1 декабря того же года издал буллу Quantum praedecessores, призывающую ко второму крестовому походу.

Начало.

Французская знать, во главе со своим королём, выставила значительные силы. Как сам король Людовик VII, так и французские князья выказали сочувствие делу Второго крестового похода; собрался отряд численностью до 70 тысяч.

Цель, которую предстояло достигнуть Второму крестовому походу, была ясно намечена и строго определена — ослабить мусульманского эмира Занги и отнять у него Эдессу.

Эту задачу успешно выполнило бы и одно французское войско, состоявшее из хорошо вооружённой армии, которая по пути увеличилась вдвойне приставшими добровольцами. Если бы крестоносное ополчение 1147 года состояло из одних французов, оно направилось бы другим путём, более коротким и более безопасным, чем тот, который оно избрало под влиянием германцев.

-3

16 февраля 1147 года французские крестоносцы встретились в Этампе, чтобы обсудить свой маршрут. Немцы уже решили путешествовать по суше через Венгрию; они считали морской путь политически непрактичным, потому что Роджер II Сицилийский был врагом Конрада. Многие французские дворяне не доверяли сухопутному маршруту, который пролегал через Византийскую империю, репутация которой все еще страдала от рассказов первых крестоносцев. Тем не менее французы решили последовать за Конрадом и выступить 15 июня.

Когда был объявлен Второй крестовый поход, многие южные немцы добровольно отправились в крестовый поход на Святую Землю. Северогерманские саксы сопротивлялись. Они рассказали святому Бернарду о своем желании выступить против славян-язычников на заседании имперского сейма во Франкфурте 13 марта 1147 года. Одобрив план саксов, Евгений 13 апреля издал папскую буллу, известную как Divina dispensatione. В этой булле говорилось, что не должно быть никакой разницы между духовными наградами разных крестоносцев. В крестовый поход против славян-язычников вызвались в первую очередь датчане, саксы и поляки, хотя были и богемцы. Венеды состоят из славянских племен абротритов, рани, лютизов, вагарийцев и поморцев, которые жили к востоку от реки Эльбы на территории современной северо-восточной Германии и Польши.

Немецкие крестоносцы в сопровождении папского легата и кардинала Теодвина намеревались встретить французов в Константинополе. Враг Конрада Геза II из Венгрии позволил им пройти целыми и невредимыми. Когда немецкая армия численностью 20 000 человек прибыла на территорию Византии, император Мануил I Комнин опасался, что они собираются напасть на него, и разместил византийские войска для защиты от неприятностей.

-4

Под влиянием грозившей со всех сторон опасности Мануил сделал шаг, который в самом корне подрывал поставленные Вторым крестовым походом задачи и цели, — он заключил союз с турками-сельджуками; правда, это не был союз наступательный, он имел целью обезопасить империю и пригрозить латинянам на случай, если бы последние вздумали угрожать Константинополю. Но тем не менее этот союз имел весьма важное значение в том отношении, что он давал понять сельджукам, что им придётся считаться только с одним западным ополчением. Заключая этот союз с Иконийским султаном, Мануил давал понять, что он не смотрит на сельджуков как на врагов. Оберегая свои личные интересы, он умывал руки, предоставляя крестоносцам действовать на собственный риск собственными силами и средствами. Таким образом против крестового ополчения составилось два христианско-мусульманских союза: один — прямо враждебный крестоносному ополчению — это союз Рожера II с египетским султаном; другой — союз византийского царя с иконийским султаном — был не в интересах крестового похода. Всё это было причиной тех неудач, которыми закончился Второй крестовый поход.

Константинопольская битва 1147 года — крупномасштабное столкновение между войсками Византийской империи и немецкими крестоносцами Второго крестового похода под предводительством Конрада III, сражавшихся на окраине византийской столицы Константинополя. Византийский император Мануил I Комнин был глубоко обеспокоен наличием большой и неуправляемой армии в непосредственной близости от его столицы и недружественным отношением ее лидеров. Французская армия крестоносцев аналогичного размера также приближалась к Константинополю, и Мануэль с большой тревогой рассматривал возможность объединения двух армий в городе. После более ранних вооруженных столкновений с крестоносцами и предполагаемых оскорблений со стороны Конрада Мануэль выстроил часть своих войск за стенами Константинополя. Затем часть немецкой армии атаковала и потерпела тяжелое поражение. После этого поражения крестоносцы согласились быстро переправиться через Босфор в Малую Азию.

-5

Французские крестоносцы вышли из Меца в июне 1147 года под предводительством Людовика Тьерри Эльзасского, Ренота I Барского, Амадея III Савойского и его сводного брата Вильгельма V Монферратского, Вильгельма VII Овернского и других вместе с армиями из Лотарингия, Бретань, Бургундия и Аквитания. Они довольно мирно следовали маршруту Конрада, хотя Людовик вступил в конфликт с королем Венгрии Гезой, когда Геза обнаружил, что Людовик позволил неудавшемуся венгерскому узурпатору Борису Каламаносу присоединиться к его армии.

Осада Лиссабона с 1 июля по 25 октября 1147 года была военной акцией, которая привела город Лиссабон под окончательный контроль португальцев и изгнала его мавританских повелителей. Осада Лиссабона была одной из немногих христианских побед Второго крестового похода. Это рассматривается как ключевое сражение более широкой Реконкисты. В октябре 1147 года, после четырехмесячной осады, мавританские правители согласились сдаться, прежде всего из-за голода в городе. Большинство крестоносцев поселились в только что захваченном городе, но некоторые из них отплыли и продолжили путь в Святую Землю. Некоторые из них, ушедшие раньше, помогли захватить Сантарен ранее в том же году. Позже они также помогли завоевать Синтру, Алмаду, Пальмелу и Сетубал, и им разрешили остаться на завоеванных землях, где они поселились и дали потомство.

-6

Кульминация.

Французы встретили остатки армии Конрада у Лопадиона, и Конрад присоединился к силам Людовика. Они следовали маршрутом Оттона Фрайзингского, приближаясь к побережью Средиземного моря, и в декабре прибыли в Эфес, где узнали, что турки готовятся напасть на них. Турки действительно ждали атаки, но в небольшом сражении под Эфесом 24 декабря 1147 года французы одержали победу.

Французская армия Лаодикии на Лике в начале января 1148 года, сразу после того, как армия Оттона Фрейзинга была разбита в том же районе. Возобновив марш, авангард Амадея Савойского отделился от остальной армии у горы Кадм, где войска Людовика понесли большие потери от турок (6 января 1148 г.). Турки не удосужились атаковать дальше, и французы двинулись к Адалии, постоянно преследуемые издалека турками, которые также сожгли землю, чтобы французы не могли пополнить свою еду, как для себя, так и для своих лошадей. Людовик больше не хотел продолжать путь по суше, и было решено собрать флот в Адалии и отплыть в Антиохию. Задержавшись на месяц из-за штормов, большая часть обещанных кораблей так и не пришла. Людовик и его соратники потребовали корабли для себя, в то время как остальной армии пришлось возобновить долгий поход в Антиохию. Армия была почти полностью уничтожена либо турками, либо болезнью.

Совет по выбору лучшей цели для крестоносцев состоялся 24 июня 1148 года, когда Верхний суд Иерусалима встретился с недавно прибывшими крестоносцами из Европы в Пальмарее, недалеко от Акры, крупного города Иерусалимского королевства крестоносцев. Это было самое зрелищное заседание Суда за всю его историю. В конце концов, было принято решение атаковать город Дамаск, бывшего союзника Иерусалимского королевства, которое перешло на сторону Зенгидов, и напало на союзный королевству город Босру в 1147 году.

Иерусалимский король Фулько, Раймунд Антиохийский и визирь Дамаска Анар заключили между собой союз против Ценги и его сыновей.

Союз этот был одинаково важен для христиан и для мусульман, потому что и тем, и другим равно угрожала сила Ценги.

В это же время эмир двух городов, Босры и Сархада, поссорился с властителем Дамаска Анаром и предложил Иерусалиму сдать эти два города с тем, чтобы христиане поддержали его против Анара.

Держа слово, данное Анару, надо было бы отказаться от этой измены; но христианами овладела жадность какая-то, и они двинулись на Босру и Сархаду. Анар обратился к сыну Ценги, Нуреддину, за помощью и в то же время и сам дал решительный отпор христианам.

План был такой, чтобы восстановить Эдесское княжество, но иерусалимский король, Бальдуин III, предложил им лучше идти на Дамаск, против Анара.

Собрали 50.000 войска и тронулись в поход; сначала в битве перед Дамаском христиане одержали победу, но уже на следующий день перевес остался на стороне Анара. А в это время пришло известие, что Нуреддин спешит уже на защиту Дамаска.

Крестоносцы решили атаковать Дамаск с запада, где сады Гуты давали им постоянный запас продовольствия. Выйдя за стены города, они тут же осадили его, используя дрова из садов. 27 июля крестоносцы решили двинуться на равнину на восточной стороне города, менее укрепленную, но с гораздо меньшим количеством еды и воды. После этого местные лорды-крестоносцы отказались продолжать осаду, и у трех королей не было другого выбора, кроме как покинуть город. К 28 июля вся армия крестоносцев отступила обратно в Иерусалим.

-7

Негодуя, раскаиваясь в своих поступках, с горечью отбыл из Святой Земли Конрад в 1148 году, 8 сентября, в Германию; Людовик пробыл в Святой земле до Пасхи 1149 года и в том же году вернулся во Францию.

Эпилог.

Второй крестовый поход не оказал помощи сирийским христианам, которой они ожидали. Эдесса упала очень низко за пятидесятилетнее свое существование; в Иерусалимском королевстве тоже не чувствовалось какой-либо основательной устойчивости и прочности. Всем им угрожало одновременно с нескольких сторон оружие магометан. А помощи от Запада теперь вскоре ждать было трудно. Неудачи Людовика и Конрада надолго охладили пыл западных христиан к новым крестоносным ополчениям.

Современники обвиняли Бернарда, папу Евгения, именуя их ложными пророками, предвозвестителями пришествия антихриста, которые только смущали людей, порождая между ними расстройство и горе.

Бернард был виноват тем, что, не обращая внимания на условия жизни того времени, на состояние политики, он слишком отдался самому делу своей проповеди, увлекаясь своим красноречием и умением овладевать душой целой толпы. Он заставил сойтись вместе на одном деле французов, немцев, греков и сирийских христиан, не представляя себе, что может произойти из насильственного соединения враждующих партий воедино.

Теперь Антиохия, Иерусалим, священные ордена тщетно умоляли о помощи, – Запад упорно молчал в ответ на это. Большую вину в неудачах приписывали также и грекам, которые вовремя не помогли крестоносцам, да еще кроме того вели интриги против своих духовных братьев, вступая в тайные сношения с магометанами.

-8

Каждая из христианских сил чувствовала себя преданной другой. Покинув Аскалон, Конрад вернулся в Константинополь, чтобы продолжить свой союз с Мануэлем. Людовик оставался в Иерусалиме до 1149 года. Вернувшись в Европу, Бернар Клервоский был унижен поражением. Бернард счел своим долгом послать извинения Папе, и это внесено во вторую часть его Книги размышлений. Отношения между Восточной Римской империей и французами сильно пострадали от Крестового похода. Людовик и другие французские лидеры открыто обвинили императора Мануэля I в сговоре с турецкими нападениями на них во время марша через Малую Азию. Болдуин III наконец захватил Аскалон в 1153 году, что привело Египет в сферу конфликта. В 1187 году Саладин захватывает Иерусалим. Затем его силы распространились на север, чтобы захватить все, кроме столиц государств крестоносцев, что ускорило Третий крестовый поход.