Этот фильм удивил меня дважды. Впервые - когда я осознала, что никогда раньше не смотрела его (а картина Файнциммера на 100% привела бы меня в восторг в детстве или юности). Повторно - когда мне попались отзывы на эту ленту в духе "неправдоподобный конец". Что касается последнего утверждения, то, господа, вы уж жанр имейте в виду. Тут не военная драма, тут военные приключения. И посмотрев фильм буквально вчера в весьма зрелом возрасте я была искренне благодарна его создателям что его финал - серединка на половинку. Не трагический, но и не хэппи энд.
Вспомним, о чем эта картина. О том, как в 1944 на одном из островов у побережья Франции советские военнопленные с помощью пленных французских солдат и местного Сопротивления одержали победу над немецким гарнизоном. А затем после тяжелых боев с присланным подкреплением уплыли на материк. Финал в духе "все умерли" сделать, безусловно, можно было. Но фильм должен был учить молодое поколение не изменять себе и бороться, а не впадать в депрессию из-за невозможности победить. Это взрослые люди могут оценить величие трагедии, молодым нужно давать надежду. Так что тут как раз все отлично сложилось.
Безусловным плюсом было то, что немцы говорили на своем языке, французы - на своем. Причем актеры явно хорошо их знали. Ну, еще бы не знать, если Г. Плаксин (Дюваль) родился в Лионе и первые 30 лет жизни прожил во Франции (он, кстати, участник Сопротивления), З. Мацеевский (кюре) несколько лет был учителем французского, а А. Вертоградов (лейтенант Жервиль) три года учился на переводчика прежде, чем решил стать актером.
Кроме того, А. Файнциммер мало того, что был действительно талантливым режиссером, он еще был очень дотошным человеком. Поэтому фильм частично снимался в Крыму (там были построены "немецкие" укрепления), а частично - либо в Прибалтике, либо в Польше/Чехословакии. Архитектура, показанная в сценах, где дело происходит в Германии (готический зал) или во Франции (собор и площадь с мэрией) - это не декорации, это явно реальные здания. То есть, для советского фильма 1960-х в "Далеко на западе" мы видим большую степень аутентичности.
Между тем, минусы у фильма есть. Первая неудача - это образ полковника Захарова, созданный Н. Крючковым. Спору нет, это великолепный актер, он хоть бревно сыграть может. Только вот такого юродивого немцы бы пристрелили в первые же пару минут его припадка.
Второй промах - это совершенно безлюдный французский городок. Церковь есть, кабак есть, а также кюре, бывший мэр и хозяйка кабака в наличии. И все. Больше - ни души, только в сцене молитвы показали пару десятков старух в черном. Но тогда непонятно, что происходит. Если немцы всех жителей вывезли, почему остались кюре, мэр и хозяйка? Если не вывезли, то почему улицы совершенно пустынны?
Резюме. Фильм горячо рекомендую для подрастающего поколения. Вот для подростков он - самое то. Непонятно, почему его не показывали в 1980-е.
Картинки с сайта https://www.kino-teatr.ru/.
P.S. Уважаемые дамы и господа, не стоит изображать капитана Очевидность. Если автор статьи не счел нужным сказать о фильме "Распятый остров" и о событиях, легших в основу картины "Далеко на западе", то это не значит, что он (она) о них не знает.